Современные тенденции развития политики

Политика – объективно динамичное явление. Только в последние десятилетия конца XX и начала XXI человеческое сообщество стало свидетелем таких мощных изменений, как крушение коммунизма, конец холодной войны, бурное развитие глобализации, цветные революции, массовое перемещение народов, сетевизация политических отношений, подъем исламизма и национализма. Сегодня значительно увеличилась скорость перемен в политике. Однако нельзя не заметить и то, что многое в политическом мире осталось неизменным. Поэтому несмотря на возникновение новых политических институтов, процессов и технологий сущность политики, ее традиционные области проявления и проблемные вопросы остаются такими же как во времена классической политической мысли.

Вызовы времени предопределяют перестройку политических институтов, нор­м, обновление их функций, форм реализации политического взаимодействия, создание новых технологий властвования и управления. При этом значительные структур­ные изменения политики, прежде всего, связаны с трансформацией го­сударства – основного политического института.

Одной из ведущих тенденцией современной политики, является рост влияния информационных технологий, которые:

· создали новые, прежде всего, виртуальные возможности организации и использования политической власти, а также обусловили появление массовых интернет-коммуникаций, легко «перешагивающих» национальные границы;

· значительно усилили роль в политике негосударственных акторов, которые с помощью развитой сети информационных коммуникаций повысили способность управлять общественным мнением и настроениями граждан;

· расширили пределы электронного администри­рования в бизнесе, государстве, общественной деятельности;

· увеличили масштабы привлечения граждан и общественной экспертизы к процессам принятия решений органами государственной власти и др.

В результате влияния информационных технологий изменились многие формы политики, способности политической системы к переработке и формати­рованию общественных запросов, методов политического властвования. Другими словами, информационный фактор в современных условиях представляет собой один из действенных ресурсов и средств политики. Это положение подкрепляется как множеством научных исследований, проведенных за последние десятилетия, так и практикой. Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличить важную информацию от несущественной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает двойную власть, – вот так лаконично и образно можно охарактеризовать роль и значение информации в политике.

Сегодня возможности власти во многом определяются способностями интенсификации информационных потоков, распространения оценок и комментариев, формирования и продвижения имиджей политических событий. Существенное возрастание в политике роли информационных технологий заставило власти от простых форм отношений с общественностью перейти к системному конструированию общественного согласия посредством формирования регулируемой политической повестки дня и привлечения внимания к ней граждан.

Важно отметить и то обстоятельство, что особенностью современной политики является существенное ослабление влияния некоторых политических институтов, например, массовых партий. При этом, напротив, как отмечает известный политолог К. Крауч происходит рост влияния корпо­раций на политику. Они все чаще выступают не столько в роли лоббистов, сколько в роли разработчиков госу­дарственной политики вместе с правительствами или даже вместо них. Корпорации выработают для себя соответствующие кодексы поведения и формы ответ­ственности, постепенно становясь едва ли не главными поли­тическими субъектами. Партии, будь то правые или левые, будут вынуждены пойти на сделки с корпора­циями, а различия между их экономическими про­граммами и реальной политикой станут еще менее за­метными, чем ныне.

Другой тенденций выступает нарастающая конкуренция либеральной и национально-государственной идейных концепций в политике, что сказывается и на политической практике. Так, приверженцы либерализма перспективы политики видят в дальнейшем совершенствовании демократии; развитии гражданской политической культуры, предполагающей ответственное взаимодействие и управление власти и простых граждан; становление гражданского общества в мировом масштабе, демократизации большинства стран.

Иная точка зрения на развитие политики апеллирует к усилению влияния факторов цивилизационного, исторического и культурного характера. В этом случае считается, что политические процессы, прежде всего, будут определяться локальными, национальными процессами, оказывающими блокирующее влияние на универсальные тенденции в политике. Государства, испытывающие мощное влияние глобализации в рамках нового мирового порядка, ощущают потребность в политике, связанной с сохранением суверенитета, обеспечения национальной безопасности, приоритета национальных ценностей и целевых установок. Отсюда предполагается нарастание тенденций к усилению государственного вмеша­тельства в общественную жизнь. Это в свою очередь создает предпосылки для усиления политического и административного контроля властей над политическим дискурсом и публичным пространством. Соответственно, абсолютизация такого контроля может привести к чрезмерной бюрократизации вертикали власти и централизованных структур государства.

Очевидно, на пересечении этих двух тенденции и складывается конфигурация современной политики. Так или иначе нынешняя трансформация политики предполагает расширение спектра институтов, организующих публич­ную политику; появление новых структур публичного представительс­тва и презентации гражданских интересов, а также новых механизмов их согласования; организационные изменения политической влас­ти и способов формирования государственной политики; конвергенцию сетевых и иерархических структур при формировании государственной политики; усиление конкуренции между различными странами на международ­ной арене и др.

Представленные общие тенденции развития политики имеют свою специфику проявления, поскольку у каждой страны своя история, политический режим и форма государственного устройства, степень включенности в мировое сообщество и т.д.

Таким образом, подытоживая вышеизложенное подчеркнем, что политика представляет собой сферу общественных отношений, в рамках которых люди создают, поддерживают и изменяют нормы жизнедеятельности. Политика связана, с одной стороны, с наличием разнообразных интересов, столкновение которых приводит к конфликту, а с другой – это стремление сотрудничать и совместно действовать. В этом смысле политика в большей мере должна пониматься как поиск возможностей разрешения конфликта, чем как достижение такого состояния, поскольку объективно не все конфликты разрешимы или могут быть разрешены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: