Политика – объективно динамичное явление. Только в последние десятилетия конца XX и начала XXI человеческое сообщество стало свидетелем таких мощных изменений, как крушение коммунизма, конец холодной войны, бурное развитие глобализации, цветные революции, массовое перемещение народов, сетевизация политических отношений, подъем исламизма и национализма. Сегодня значительно увеличилась скорость перемен в политике. Однако нельзя не заметить и то, что многое в политическом мире осталось неизменным. Поэтому несмотря на возникновение новых политических институтов, процессов и технологий сущность политики, ее традиционные области проявления и проблемные вопросы остаются такими же как во времена классической политической мысли.
Вызовы времени предопределяют перестройку политических институтов, норм, обновление их функций, форм реализации политического взаимодействия, создание новых технологий властвования и управления. При этом значительные структурные изменения политики, прежде всего, связаны с трансформацией государства – основного политического института.
|
|
Одной из ведущих тенденцией современной политики, является рост влияния информационных технологий, которые:
· создали новые, прежде всего, виртуальные возможности организации и использования политической власти, а также обусловили появление массовых интернет-коммуникаций, легко «перешагивающих» национальные границы;
· значительно усилили роль в политике негосударственных акторов, которые с помощью развитой сети информационных коммуникаций повысили способность управлять общественным мнением и настроениями граждан;
· расширили пределы электронного администрирования в бизнесе, государстве, общественной деятельности;
· увеличили масштабы привлечения граждан и общественной экспертизы к процессам принятия решений органами государственной власти и др.
В результате влияния информационных технологий изменились многие формы политики, способности политической системы к переработке и форматированию общественных запросов, методов политического властвования. Другими словами, информационный фактор в современных условиях представляет собой один из действенных ресурсов и средств политики. Это положение подкрепляется как множеством научных исследований, проведенных за последние десятилетия, так и практикой. Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличить важную информацию от несущественной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает двойную власть, – вот так лаконично и образно можно охарактеризовать роль и значение информации в политике.
|
|
Сегодня возможности власти во многом определяются способностями интенсификации информационных потоков, распространения оценок и комментариев, формирования и продвижения имиджей политических событий. Существенное возрастание в политике роли информационных технологий заставило власти от простых форм отношений с общественностью перейти к системному конструированию общественного согласия посредством формирования регулируемой политической повестки дня и привлечения внимания к ней граждан.
Важно отметить и то обстоятельство, что особенностью современной политики является существенное ослабление влияния некоторых политических институтов, например, массовых партий. При этом, напротив, как отмечает известный политолог К. Крауч происходит рост влияния корпораций на политику. Они все чаще выступают не столько в роли лоббистов, сколько в роли разработчиков государственной политики вместе с правительствами или даже вместо них. Корпорации выработают для себя соответствующие кодексы поведения и формы ответственности, постепенно становясь едва ли не главными политическими субъектами. Партии, будь то правые или левые, будут вынуждены пойти на сделки с корпорациями, а различия между их экономическими программами и реальной политикой станут еще менее заметными, чем ныне.
Другой тенденций выступает нарастающая конкуренция либеральной и национально-государственной идейных концепций в политике, что сказывается и на политической практике. Так, приверженцы либерализма перспективы политики видят в дальнейшем совершенствовании демократии; развитии гражданской политической культуры, предполагающей ответственное взаимодействие и управление власти и простых граждан; становление гражданского общества в мировом масштабе, демократизации большинства стран.
Иная точка зрения на развитие политики апеллирует к усилению влияния факторов цивилизационного, исторического и культурного характера. В этом случае считается, что политические процессы, прежде всего, будут определяться локальными, национальными процессами, оказывающими блокирующее влияние на универсальные тенденции в политике. Государства, испытывающие мощное влияние глобализации в рамках нового мирового порядка, ощущают потребность в политике, связанной с сохранением суверенитета, обеспечения национальной безопасности, приоритета национальных ценностей и целевых установок. Отсюда предполагается нарастание тенденций к усилению государственного вмешательства в общественную жизнь. Это в свою очередь создает предпосылки для усиления политического и административного контроля властей над политическим дискурсом и публичным пространством. Соответственно, абсолютизация такого контроля может привести к чрезмерной бюрократизации вертикали власти и централизованных структур государства.
Очевидно, на пересечении этих двух тенденции и складывается конфигурация современной политики. Так или иначе нынешняя трансформация политики предполагает расширение спектра институтов, организующих публичную политику; появление новых структур публичного представительства и презентации гражданских интересов, а также новых механизмов их согласования; организационные изменения политической власти и способов формирования государственной политики; конвергенцию сетевых и иерархических структур при формировании государственной политики; усиление конкуренции между различными странами на международной арене и др.
Представленные общие тенденции развития политики имеют свою специфику проявления, поскольку у каждой страны своя история, политический режим и форма государственного устройства, степень включенности в мировое сообщество и т.д.
|
|
Таким образом, подытоживая вышеизложенное подчеркнем, что политика представляет собой сферу общественных отношений, в рамках которых люди создают, поддерживают и изменяют нормы жизнедеятельности. Политика связана, с одной стороны, с наличием разнообразных интересов, столкновение которых приводит к конфликту, а с другой – это стремление сотрудничать и совместно действовать. В этом смысле политика в большей мере должна пониматься как поиск возможностей разрешения конфликта, чем как достижение такого состояния, поскольку объективно не все конфликты разрешимы или могут быть разрешены.