Рис. 8.1. Классификация избирательных системы, используемых на выборах парламентов стран мира в начале XXI в

Политический институт выборов предусматривает два основных типа избирательных систем: мажоритарный и пропорциональный. Во многих государствах эти два типа сочетаются, образуя особый смешанный тип избирательной системы. Таким образом, типологию составляют пропорциональная, мажоритарная и смешанная системы. Каждый тип избирательной системы содержит различные виды и модификации способов избрания власти. Избирательные системы конвертируют голоса в выборные должности в системе органов власти. Способы обмена сводятся к трем вариантам или их сочетанию: 1) победитель получает все; 2) все участники получают свое; 3) победитель делится с соперниками. Ключевое отличие двух основополагающих типов избирательных систем состоит в принципах «перевода» полученных претендентами голосов избирателей в представительство во власти.

Мажоритарная система воплощает принцип «победитель получает все», благоприятствуя первым, сильным претендентам. Избранным становится кандидат, которому отдали предпочтение большинство избирателей, а другие оказываются полностью проигравшими. Пропорциональная система продвигает принцип «все участники получают свое». Распределение мест во власти происходит в соответствии с долями полученных партиями голосов.

При формировании избирательной системы учредители преследуют две противоречащие друг другу цели: 1) обеспечить справедливое народное представительство в полном соответствии с волеизъявлением, избежать искажения волеизъявления в виде непредставленности и сверхпредставленности групп избирателей; 2) обеспечить устойчивость политической системы, избежать партийной фрагментации парламента, законодательной власти, опираясь на поддержку большинства.

Измерение эффектов пропорциональности избирательных систем возможно с помощью различные способов. Сравнение эффективных чисел электоральных и парламентских партий позволяет определить, насколько справедлива система перераспределения голосов. Построение индексов диспропорциональности вычисляется на основе числа голосов электората и количества мест, полученных партиями. Однако ни одна из избирательных систем не является строго пропорциональной. Возникновение диспропорциональности доказано кубическим законом. Впервые он был сформулирован британским политиком Дж. Смитом в 1909 г. Если две партии соревнуются на выборах в одномандатных округах, то соотношение мест, завоеванных ими, может быть подсчитано посредством возведения в куб отношения голосов, отданных за эти две партии.

Дополнительными признаками классификации избирательных систем выступают ее основополагающие элементы: структура бюллетеня, величина округа и избирательная формула.

Структура бюллетеня предусматривает голосование за кандидата и (или) партию (список). В одних странах избирателям предоставляется право одного голоса, чтобы выбрать кандидата или партийный список. В других – установлено право двух голосов, дающих возможность выбрать одного кандидата и одну партию. В отдельных странах число голосов избирателя зависит от числа мест от округа.

По величине округа устанавливается получение максимально возможного количества распределяемых мест (мандатов). Избирательный округ –это образованная для организации выборов в соответствии с законом часть территории государства, от которой проживающие на ней избиратели выбирают депутатов представительных (законодательных) органов власти, должностных лиц исполнительной власти. Волеизъявление избирателей округа обусловливает распределение определенного числа мандатов. Избирательные округа могут быть одномандатными или многомандатными. От одномандатного округа граждане избирают одного представителя (депутата), от многомандатного округа – несколько представителей (депутатов).

 В пропорциональной системе величина округа считается определяющим фактором: чем он больше, тем более пропорциональные результаты получаются (Дж. Хоган). Соответственно, избирательная система будет более пропорциональной при применении больших размеров округов и снижении или устранении заградительного барьера. В свою очередь избирательные системы размещают по линии «сильные – слабые» (Дж. Сартори)[12]. К наиболее сильным системам отнесены выборы в одномандатных округах, к наиболее слабым – выборы в больших округах по списочной пропорциональной системе. Системы с величиной округа от одного до пяти обозначены сильными, так как способны оказывать давление на избирателей и лидеров партий, способствуя развитию крупных партий и соответственно снижению политической фрагментации.

По избирательной формуле распределяются места в парламенте. Избирательная формула определяет, как голоса переводятся в места. В формулах абсолютного большинства (50% + x) и относительного большинства – «победитель получает все». В формуле пропорционального представительства определяется несколько победителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: