Рис. 12.1. Строение политической системы

Политические решения
Политические действия
В качестве внешней среды по отношению к политической системе в широком смысле слова выступают иные политические системы, международная система, а в узком смысле – экономическая, культурная и социальная среда данной общности. По версии Истона, собственно в недрах общества и формируются определенные притязания, которые не всегда достигают политической системы как механизма властного воздействия. Дело в том, что между массами и политической системой есть особая «пограничная зона», в которой институты гражданского общества (партии, движения, группы интересов) осуществляют «отбор», выделяя наиболее значимые потребности, преобразуемые в политические требования. Требования отождествляются с ожиданиями населения от власти, предпочтениями значительных социальных общностей и групп. Большое количество требований ослабляет политическую систему, свидетельствует о ее неэффективности, ведет к политическим процессам конфликтного типа. Требования поступают на «вход» в политическую систему. Истон выделил разные варианты реагирования системы: общественное требование может не находить отклика в политической системе и отсеиваться ею; требования могут вызывать политические решения без предварительной обработки; требования могут отбираться и комбинироваться, а далее приводить к политическим решениям и действиям; если требования носят характер национальной проблемы, то они вызывают формирование новых блоков и коалиций в политической системе и обусловливают политический курс. То, насколько тесно налажена коммуникация между властью и обществом, определяет «живучесть» и судьбу политической системы, характер политических процессов.

На «вход» любой политической системы поступают не только требования, но и поддержка, обеспечивающая легитимность политической власти. Под поддержкой понимаются любые формы одобрения политических институтов, методов властвования (политического режима) и конкретных политических деятелей. Поддержка включает и умонастроения, и практические действия в защиту существующей системы. Поддержку могут иллюстрировать опросы общественного мнения, высокий уровень политического участия в легальных политических объединениях (партиях) и ненасильственных политических процессах (выборах, референдумах), отсутствие значительных протестных настроений, приверженность общества патриотическим ценностям, уважение к государству и его структурам. Поддержка укрепляет политическую систему, способствует ее прочности и стабильности, преемственности политического курса.

Соотношение количества и качества требований и уровня поддержки в обществе заставляет политическую систему реагировать определенным образом в виде политических действий и решений. Они характеризуют «выход» системы как политического комбината, перерабатывающего постоянно поступающие извне импульсы. Политические действия, как правило, выражаются в конкретных мероприятиях (встреча с лидерами оппозиции, переговоры, создание нового органа власти, разгон демонстрации), а политические решения носят нормативно-правовой характер, превращаясь в указы президента, постановления правительства, законы, принятые парламентом.

Г. Алмонд, рассматривая взаимосвязи политической системы с окружающей средой, обратил внимание на то, что функционирование системы сильно зависит от политической социализации и мобилизации населения, налаженности политических коммуникаций, своевременности и адекватности анализа существующих интересов. Модель Алмонда учитывает взаимодействия внутри политической системы, в правящей элите, между различными органами и организациями власти. Особое внимание уделено плюрализму интересов внутри самой системы, их столкновению и объединению, учету системой. К функциям «выхода» системы этот ученый отнес законодательную, исполнительную и судебную деятельность, а также практические действия правительства по осуществлению внутренней и внешней политики.

Другой американский политолог К. Дойч рассматривал функционирование политической системы с позиций социально-коммуникативного подхода. У него политическая система выступает как коммуникационная сеть, сложная совокупность информационных потоков, основанных на принципе обратной связи. В труде «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» Дойч делает вывод, что стабильность и эффективность политической системы определяются количеством и качеством поступающей информации, оперативностью ее переработки, состоянием коммуникационных сетей, профессионализмом политических агентов и объемом решаемых ими задач. Цель политической системы – обеспечение развития и динамического равновесия интересов различных социальных групп общества. Механизм действия политической системы включает четыре стадии: во-первых, это поступление и фильтрация информации на «входе»; во-вторых, анализ и оценка информации; в-третьих, выработка политических решений; в-четвертых, реализация принятых решений на «выходе» системы и ответная реакция общества, поступающая на «вход».

Механизм политической системы функционирует как целостность, включающая взаимосвязанные элементы. В структуре политической системы исследователи выделяют различное количество компонентов – подсистем – от трех до пяти. Рассмотрим строение системы в соответствии с максимально широким подходом на основе пяти подсистем: институциональной, нормативной, коммуникативной, культурной и функциональной.

Институциональная подсистема сводится к политической организации общества и включает в себя органы власти (парламент, правительство и др.), а также многообразные социальные институты, тем или иным способом связанные с функционированием политической власти (государство, политические партии, общественные движения, группы давления, СМИ, профсоюзы, религиозные объединения и др.). Главным и самым эффективным политическим институтом, существующим с IV–III тыс. до н.э. и по сей день, является государство. Оно выступает центральным элементом институциональной подсистемы. В ее состав включают и институты гражданского общества, имея в виду, что они служат посредниками между массами, различными слоями общества и властью. Благодаря их деятельности выражаются и доводятся до власти интересы значительных социальных групп, что приводит к их учету и реализации в государственной политике.

Американская школа политической науки включает в политическую систему все социальные структуры с их политическими свойствами и взаимодействиями. Отечественные исследователи, в первую очередь, юристы, стремятся структурировать институциональную подсистему, выделив в ее составе «собственно политические организации» (государство, политические партии) и «несобственно политические институты» (религиозные, кооперативные, профсоюзные и другие организации). Однако стоит учитывать, что в современных реалиях зачастую неполитические по своей природе социальные институты начинают играть важную, а порой и определяющую, роль в политических процессах. Так, в условиях постиндустриального общества, важным свойством которого стал информационный характер, резко возросла роль СМИ, получивших статус четвертой ветви власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Появление информационной сети Интернет обеспечило не только новые возможности передачи и получения информации, но и породило новые вызовы и риски по отношению к политической системе. СМИ используются как рычаги воздействия и манипуляции общественным сознанием со стороны разнообразных структур, зачастую негосударственных. Посредством СМИ одни государства пытаются вмешиваться в политику других, «вскрывать» национальные суверенитеты, подрывать легитимность действующей власти. Провокации политического противостояния в социальных сетях даже породили своеобразный мем «твиттерная революция».

Информационный характер общества стал питательной средой и для террористической деятельности. Крупнейшая террористическая организация современности «ДАИШ» создала целую медиаимперию.

Навязывая определенные интерпретации событий, создавая и разрушая имиджи политиков, СМИ превратились из коммуникатора в полноценный политический институт в современном мире. Недаром к власти все чаще стали приходить медиамагнаты, владельцы значительных СМИ, как например, бывший премьер-министр Италии С. Берлускони или пятый президент Украины П. Порошенко.

Из несобственно политических институтов стоит отметить еще религиозные объединения. В середине XX в. была популярна теория секуляризации, которой придерживались такие видные социологи, как П. Бергер, Т. Парсонс, Б. Уилсон, Э. Уоллес. Питер Бергер в 1968 г., например, уверял, что в XXI в. религиозные верования можно будет обнаружить только в среде немногочисленных сект, которые будут вынуждены объединять усилия, чтобы противостоять распространившейся по всему миру секулярной культуре. Однако XXI столетие этот прогноз не подтвердило, и американский социолог Родни Старк предложил «выбросить секуляризацию на кладбище неподтвердившихся теорий».В современном мире наблюдается «религиозный ренессанс», «реванш Бога», который обусловливает рост религиозного фактора в политике. Зачастую речь идет о политических религиях – религиозных идеологиях, искажающих традиционную суть вероучения, призванных обеспечить достижение политических целей (захват и удержание власти). Самой действенной политической религией в современном мире стал исламизм – экстремистская идеология, использующая терминологию ислама, но значительно искажающая догматы и ритуалы в политических целях. Противодействие терроризму под знаменем исламизма признано важной международной политической проблемой, включено в стратегию национальной безопасности многих стран, в том числе и России. По мнению американского политического комментатора Даниэля Пайпса, воинствующий ислам – это проблема, а умеренный ислам является решением этой проблемы. Таким образом, государству для противодействия экстремистам и разграничения истинно верующих и террористов необходимо прибегать к диалогу и взаимодействию с мусульманской общиной (уммой). В условиях многонациональных и поликонфессиональных обществ, как наша страна, государственно-религиозное сотрудничество выстраивается по линии различных религиозных объединений, имеющих значительный вес и влияние в обществе. В Российской Федерации в первую очередь строится взаимодействие с Русской Православной Церковью, мусульманской уммой, буддистской сангхой и иудейской общиной, представленными различными религиозными организациями. В настоящее время роль конфессиональных и псевдоконфессиональных объединений в политике возрастает.

Институциональная подсистема формирует «скелет» политической системы общества. Именно политические организации создают нормативную базу, определяют цели и приоритеты функционирования системы, методы воздействия на общество.

Нормативная подсистема включает в себя правила общественного поведения, обеспечивающие взаимодействие различных элементов политической системы. По-другому эта подсистема именуется регулятивной, так как правовые и политические нормы, обычаи и традиции устанавливают определенные границы и регулируют поведение людей. Наиболее действенной разновидностью социальных норм являются правовые – общеобязательные правила поведения, санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. В государствах континентальной правовой семьи основным источником права служат нормативные правовые акты, подразделяющиеся на законы и подзаконные акты. В нашей стране ядро правовой системы составляет Конституция, принятая 12 декабря 1993 г., кроме того, конфигурацию политической системы определяют федеральные конституционные законы и федеральные законы. Важнейшие для политической системы подзаконные акты представлены указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, решениями региональных органов власти.

Наряду с государством в качестве традиционных политических институтов выступают политические партии и общественно-политические организации. Их программы, уставы, программные заявления лидеров также служат иллюстрацией нормативной подсистемы политической системы.

 Помимо формальных, закрепленных и детализированных норм, в любой политической системе есть правила, сложившиеся на основе опыта и традиций политического поведения. Они носят этический характер, не имеют официального статуса.

Правовые акты, политические и нравственные принципы и нормы придают политическим отношениям упорядоченность, укрепляют политическую систему. Они, с одной стороны, фиксируют определенные социальные интересы и политические устои, а с другой – обеспечивают доведение до общества целей и намерений политико-властных структур, определяют желаемую модель общественного поведения. Под их воздействием формируются политическое сознание и поведение, соответствующие целям и задачам политической системы.

Коммуникативная подсистема сводится к политическим отношениям, т.е. формам взаимодействия внутри самой системы (взаимодействие власти, общества и индивида) и за ее пределами (взаимодействие системы с другими политическими системами). Внутренняя коммуникация связана с функционированием органов государственной власти. Коммуникация в постиндустриальном обществе в первую очередь осуществляется через СМИ, поэтому отдельные политики используют странички в социальных сетях для донесения своей позиции до общества, органы власти и политические организации (партии) разрабатывают и поддерживают собственные сайты. Активно используются такие форматы, как теледебаты и политические ток-шоу, особенно в преддверии выборов. В нашей стране традиционной формой коммуникации главы государства с обществом стали ежегодные пресс-конференции и «прямая линия» с президентом. В субъектах Российской Федерации электронные площадки используются для мониторинга общественного мнения при принятии важных решений, так, например, в Москве в 2014 г. была запущена программа «Активный гражданин», представляющая собой интернет-голосование по различным вопросам городской жизни. Подобные референдумы мало затратные и в то же время позволяют согласовывать интересы субъектов политических отношений, обеспечивать сотрудничество и повышать эффективность и легитимность политической системы.

Политическая коммуникация предполагает и взаимодействие органов власти друг с другом, работу власти с оппозицией и гражданским обществом, что также стабилизирует систему и обеспечивает ее устойчивость.

 Кроме того коммуникативная подсистема – это и набор внешних связей, т.е. взаимодействие политической системы с иными общественными структурами и с политическими системами других стран. Формы этих отношений могут быть разными: сотрудничество, союз или противостояние, борьба. Современное постиндустриальное общество характеризуется высоким уровнем глобализации как политической, экономической и культурной интеграции, имеющей целый ряд позитивных последствий. И вместе с тем глобализация оборачивается «американизацией», навязыванием западных ценностей, «тоталитарной демократией», построением «новой колониальной системы» и разрушением национальных суверенитетов. Все эти тенденции порождают целый ряд проблем в современных международных отношениях и обусловливают проблемы коммуникации различных политических систем. В современном мире наблюдаются противоречивые и разнонаправленные политические процессы: с одной стороны, экономическая и политическая интеграция (чаще всего, правда, регионального свойства); с другой стороны, открытая конфронтация различных политических систем, формирование новых центров силы.

Культурная подсистема политической системы сводится к менталитету, традициям и обычаям, ценностным ориентациям и убеждениям, которые определяют политическое поведение индивидов и социальных групп. Собственно политическое мировоззрение выражается в политических идеологиях, которые как целостные системы взглядов известны с Нового времени. В частности, это такие формы идеологии, как консерватизм, либерализм, социализм, анархизм и др. Идеологии фиксируют политические ценности, определяют приоритеты и направление общественного развития, ограничивают методы достижения политических целей. Идеологии становятся фундаментом для политических организаций, способствуют общественной интеграции. Для политической системы отдельного государства важную роль играет наличие консолидирующей идеологии – национальной идеи, которая способствует поддержанию идентичности, сохранению суверенитета и обеспечивает легитимность власти. Национальная идея представляет собой ментальную конструкцию, соединяющую приоритетные культивируемые и поддерживаемые в обществе ценности, должна быть основана на исторической памяти и преемственности, кроме того, в определенной степени увязывается с политической конъюнктурой.

На протяжении истории нашей страны роль политической идеологии долгое время выполняла религия или основанные на ней теории, такие как концепция «Москва – Третий Рим» или «теория официальной народности». В 1917 г. в связи со сменой власти религия была объявлена предрассудком, восторжествовала марксистско-ленинская идеология, конфессии подвергались гонениям. Позже в связи с распадом Советского Союза в 1991 г. и крахом социалистической системы образовался идеологический вакуум, который, по большому счету, не заполнен и по сей день.

В современной Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 13 Конституции РФ: никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Однако представителями российской политической элиты неоднократно поднимался вопрос о том, что необходима идеология власти как четкая формулировка приоритетов общественного развития и определение фундаментальных ценностей.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683,  перечисляются «традиционные ценности», которые служат культурными доминантами современного российского общества и берутся под охрану государства: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов Российской Федерации, преемственность истории нашей Родины.

Функциональная подсистема лежит в основе политического режима (политического порядка). Она включает в себя методы реализации власти (насилие, авторитет и т.п.), отражает соотношение принуждения и убеждения как основных ресурсов политической власти в конкретном обществе. Данная подсистема характеризуется тем, в какой мере в обществе закреплен правовой статус человека, имеются или отсутствуют рычаги общественного воздействия на власть, присутствует ли выбор, политическое многообразие. Функциональная подсистема описывается в терминах «демократическая» и «антидемократическая» (тоталитарная, авторитарная), которые используются и для классификации политических систем.

Наряду с представленной структурой политической системы используются и другие подходы. Некоторые исследователи не выделяют функциональную подсистему, а в качестве компонентов политической системы вычленяют только политическую организацию общества, политические отношения, политические и правовые нормы и политическую культуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: