Функции и классификации политических систем

Происходящее от лат. термин «функция» подразумевает обязанность, исполнение чего-либо и характеризует ту роль, которую играет политическая система в общественной жизни. Политическая система любого общества на каждой стадии своего существования многофункциональна, что определяется ее особым местом в социальном организме. Функции политической системы тесно взаимосвязаны, переплетены между собой, так как в конечном итоге все они направлены на достижение главной цели – поддержание стабильности и повышение эффективности жизнедеятельности общества.

Современные политологи функции политической системы общества неразрывно связывают с ее механизмом, включающим «вход» и «выход». Вслед за Г. Алмондом функции политической системы классифицируются в зависимости от их действия в механизме на функции входа и функции выхода.

Функции входа определяются требованиями и поддержкой. С одной стороны, они связаны со стремлением отдельных слоев и социальных групп воздействовать на политическую систему с целью реализации собственных потребностей и интересов – отсюда вытекают задачи (функции) укрупнения от индивидуальных до групповых общественных интересов (агрегирование), выражение (артикуляция) этих интересов в политической форме (через программные декларации), донесение своих требований до соответствующих институтов (политическая коммуникация). С другой стороны, система нуждается в устойчивой общественной поддержке, легитимации власти, в ротации и воспроизводстве кадров, поэтому не менее важными функциями выступают политическая социализация и политическое рекрутирование. Реализация этих задач связана с деятельностью всех институтов, так или иначе вовлеченных в политические процессы, в первую очередь, конечно, речь идет о государстве, однако важная роль принадлежит и институтам гражданского общества (общественно-политическим объединениям, группам давления, несистемной оппозиции и др.).

Еще Д. Истон отмечал, что требования как претензии на власть и как заявленные потребности ослабляют политическую систему, но система не может игнорировать общественное мнение, ожидания, интересы и предпочтения значительных социальных групп. В то же время сами заявители заинтересованы в согласовании и укрупнении своих претензий, что увеличивает шансы на успешную реализацию высказанных пожеланий. Поэтому одной из важнейших функций входа политической системы является функция агрегирования интересов, которая предполагает обобщение требований граждан и их групп к органам государственной власти, превращение их в политическую позицию, имеющую вид политической программы. Обычно эта функция осуществляется политическими партиями, общественно-политическими движениями, избирательными блоками, лобби-группами и др.

Обобщенные требования предъявляются по официальным и неофициальным каналам политическим институтам. Этот процесс иллюстрирует функцию артикуляции или выражения интересов. Интересы в форме требований могут озвучиваться в ходе мирных или насильственных политических процессов.

Особое место среди «функций входа» занимает функция политической коммуникации – это обеспечение политической системой связи и взаимодействия с обществом, с другими его подсистемами, а также обеспечение согласованности действий между компонентами самой системы. От того, насколько хорошо и грамотно настроена система коммуникаций, зависит оперативность реагирования, а значит адаптивность и устойчивость политической системы к изменяющимся условиям внешней среды.

Политическая система должна обновляться за счет вовлечения в свои ряды наиболее активных и деятельных членов общества, что обусловливает функцию политического рекрутирования. Как известно, существуют две основные системы рекрутирования политических элит – предпринимательская (антрепренерская, открытая) и гильдийская (закрытая). Эти системы отражают принципы и методы ротации кадров в политике в целом. В соответствии с термином «меритократия», популяризированным английским социологом М. Янгом, рекрутирование должно способствовать приходу к власти и вовлечению в политическую систему наиболее талантливых, одаренных и заслуженных людей. Такой подход позволит повысить гибкость и приспосабливаемость политической системы.

Кроме того, система нуждается не только в отдельных талантливых функционерах, действующих на ее стороне, но и в широкой общественной поддержке, следовательно, еще одной важной функцией входа служит политическая социализация. Она предусматривает вовлечение в политическую жизнь широких слоев общества посредством политического воспитания и образования, формирования политической активности под знаменем патриотизма, включения в политические процессы (выборы), деятельность политических институтов (партий).

Реакция политической системы на поступающие из внешней среды импульсы определяет ее функции выхода. К ним Г. Алмонд причислял выработку и применение новых норм и решений, а также контроль за их соблюдением. В соответствии с принципом разделения властей речь может идти о законодательной, исполнительной и судебной деятельности как разновидностях функций политической системы.

Поскольку основными вырабатываемыми нормами являются правовые, то речь в первую очередь идет о законотворческой деятельности государства. Так, например, в нашей стране правом законодательной инициативы обладают Президент, Правительство, депутаты обеих палат Федерального Собрания, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный и Верховный суды в пределах их компетенции. Предложенные ими законопроекты в особом, определенном Конституцией РФ порядке рассматриваются и принимаются высшим законодательным органом власти и подписываются и обнародуются Президентом, после чего становятся нормой общественного поведения. Принимаемые законы, их количество и содержание характеризуют особенности данной политической системы, определяют содержание и направление политики.

Выработка тех или иных решений не всегда влечет за собой их успешное воплощение в жизнь, поэтому другой значимой функцией политической системы служит применение и реализация установленных законов и норм – исполнительная деятельность. Нередко самые благие начинания власти оказываются реализованными исключительно на словах, что порождает рост социального недовольства, протестных настроений, недоверия к органам и конкретным носителям власти. Обещания и решения, воспринимаемые как популизм и демагогия, способны ослабить поддержку власти. Поэтому важной проблемой функционирования политической системы является вопрос эффективного политического менеджмента, ответственности политиков и чиновников за свои действия или бездействие.

 Особую функцию выхода составляет правоприменительная и правоохранительная деятельность. Она заключается как в толковании законов, так и пресечении действий, нарушающих нормы и правила, в урегулировании политических и правовых конфликтов, наложении санкций за невыполнение или нарушение установленных правил, принятых решений. Эта функция осуществляется правоохранительными органами, например, Конституционный Суд РФ обладает правом вынесения решений о соответствии указов Президента, постановлений Правительства, решений палат парламента и пр. Конституции РФ; прокуратура является надзорной инстанцией, а полиция осуществляет охрану общественного порядка. Правоохранительные органы составляют особый вид государственных органов, формируемых политической системой в особом порядке.

Не все политологи склонны делить функции политической системы на функции входа и функции выхода. Некоторые предпочитают отождествлять систему с политикой в целом, приписывать ей функции: интеграции – объединения социума и согласования общественных интересов; целеположения – выработки направления общественного развития, постановки приоритетных целей и задач; мобилизации как умения сподвигнуть общество на достижение поставленных целей; распределения – контроль и распределение ограниченных ресурсов и благ и т.д.

Функции политической системы синкретичны, т.е. неразрывно связаны между собой, их взаимодействием обеспечивается эффективность политической системы. Показателями эффективности служат резистентность, целостность и гармоничные отношения системы с окружающей средой.

Многообразие подходов к понятию породило различные варианты классификаций политических систем. Критериями типологий, как правило, выступают характеристики тех или иных подсистем (институциональной, функциональной, культурной и т.п.). Чаще всего используется как основание для классификации тип политической культуры, характерный для той или иной системы в связке с политической идеологией, доминирующей в конкретном обществе.

Так, Г. Алмонд, оттолкнувшись от политических традиций и менталитета, политической культуры в целом, выделял англо-американскую, континентально-европейскую, тоталитарную и доиндустриальную политические системы. Англо-американской системе (США, Великобритания, Канада, Австралия) приписывалась однородность политической культуры. Для этой системы характерна высокая степень дифференциации политических ролей, специализации политических отношений. Политическая система в данном случае является зеркальным отражением сложного и высокоорганизованного общества с рыночной экономикой, элементы которой, такие как конкуренция и закон спроса и предложения, прямо проявляются и в политике. Континентально-европейская система (Франция, Германия, Италия) представляет собой смешение традиционной политической культуры и новых демократических элементов. Политические системы тоталитарного типа (фашистская Италия, франкистская Испания, нацистская Германия, бывшие социалистические страны, современная КНДР) отличаются всеобъемлющим контролем государства над обществом и всеми сферами его жизни. Для таких систем характерна командно-административная экономическая система и аналогичный директивный (принудительный) тип политических отношений. Власть активно использует мобилизационную функцию. В обществе не допускается функционирование добровольных объединений, действует тоталитарная партия, срастающаяся с госаппаратом, контролирующая все иные общественные организации и объединения. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы (страны Азии, Африки и Латинской Америки) имеют смешанную политическую культуру. Для этих государств нередко характерна традиционная экономическая система и соответствующий ей авторитарный тип власти, низкий уровень специализации политических ролей.

Приведенные примеры показывают, что тип политической системы определяется не только характером политической культуры, но и зависит от типа общества и от особенностей экономической системы.

Если в типологии Г. Алмонда в основу положены особенности культурной подсистемы, то Ж. Блондель делит политические системы в зависимости от специфики функциональной подсистемы в сопряжении с идеологией (культурной подсистемой). Он выделяет либеральные, радикально-авторитарные или коммунистические, традиционные и авторитарно-консервативные системы. Либеральные политические системы основаны на демократическом политическом режиме, характеризуются наличием прав и свобод личности, разделением властей, политическим плюрализмом. Радикально-авторитарные (коммунистические) политические системы отдают приоритет равенству и социалистическому народовластию в ущерб правам человека. Традиционные системы характерны для общества с высоким уровнем социального и имущественного расслоения, в котором власть принадлежит олигархии и кланам. Авторитарно-консервативные политические системы отличаются жестким ограничением демократии и участия масс в политической жизни.

Наряду с охарактеризованными используются и другие варианты деления политических систем. Например, взяв за основу институциональную подсистему, политические системы можно подразделять на различные виды. Поскольку основным политическим институтом, определяющим функционирование системы, является государство, то политические системы можно классифицировать по форме государства. Соответственно, они могут быть унитарными централизованными, унитарными децентрализованными и федеративными в зависимости от способа административно-территориального деления страны и распределения власти по вертикали. Могут быть монархическими (ограниченными и абсолютными) и республиканскими (президентскими, парламентскими, смешанными) по способу формирования и функционирования власти.

В зависимости от методов властвования, состояния функциональной подсистемы политические системы бывают демократическими и недемократическими (авторитарными, тоталитарными). Важной функциональной характеристикой системы является легитимность власти. В соответствии с типом легитимности политические системы бывают традиционными, харизматическими и рационально-легальными (бюрократическими). Традиционные системы характеризуются устойчивостью, власть в них основана на обычаях, традициях и религиозных представлениях. Харизматические системы эффективно действуют благодаря консолидации вокруг неординарного лидера, способного влиять на массы. Рациональные связаны с высоким уровнем разделения труда в обществе и признанием необходимости профессионального менеджмента.

Состояние коммуникативной подсистемы и характер взаимодействий с внешней средой позволяет говорить об открытых и закрытых политических системах.

Помимо особенностей той или иной подсистемы в качестве критериев для типологии могут выступать территориальная и государственная принадлежность, историческая обусловленность, тип общества, в котором действует данная система. Поэтому можно говорить о традиционной, индустриальной и постиндустриальной системах; западной и восточной; политических системах разных стран (политическая система Российской Федерации, США, Италии и т.д.).

Для учета всех особенностей политическая система исследователями соотносится с экономической системой конкретного общества, его социальной структурой и ментальными характеристиками. Единого подхода к типологии политических систем в современной политологии не существует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: