Зарождение отечественной философии права и ее мировоззренческо- методолгические основания

Возникновение философской, в том числе философско-пра- вовой мысли в России исторически относится к периоду форми- рования первого государства восточных славян — Киевской Ру- си и основывается на следующих факторах: а) возникновение и распространение письменности; б) христианизация Киевской Руси; в) формирование государственности. Именно в этот пери- од возникают первые философско-правовые идеи, которые пер- воначально имели религиозно-мифологический, а затем (в связи с принятием и распространением христианства) теологический характер.

Следует отметить, что собственно философско-правовые концепции в России стали формироваться в эпоху Просвещения


(XVIII-XIX вв.). Для начального же периода становления оте- чественного философско-правового знания (XI-XVII вв.) ха- рактерно возникновение отдельных идей, ставших прообразом философии права. К ним можно отнести следующие:

— идея равноценности и равноправия народов, сформули- рованная митрополитом Илларионом в «Слове о законе и бла- годати»;

— идея демократизации церкви и свободы совести как буду- щее основание принципа автономии личности;

— идея справедливости как основания осуществления власти и отношений между сословиями.

В целом литературные памятники XI-XVI1 столетия можно охарактеризовать скорее как этические либо правовые, нежели как философско-правовые. Здесь следует вспомнить «Поучения» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Слова» Серапиона Владимирского, «Стоглав», «Домострой» и др.

Развитие философско-правовых идей российскими про- светителями XVIII столетия. Существенный импульс в разви- тии отечественная философия права получила в эпоху Просве- щения. С XVIII века философия права преподается в россий- ских учебных заведениях как самостоятельная учебная дисципли- на. В трудах профессиональных философов закладываются на- учные основы философии права, формируется ее понятийный аппарат. К числу наиболее выдающихся профессоров права сле- дует отнести Василия Третьякова, Якова Козельского, Семена Десницкого, Ивана Третьякова и др. Находящиеся во многом под влиянием идей европейских просветителей отечественные мыслители рассматривают проблемы происхождения права и власти, предмета философии права, разграничения «естествен- ного права» и «позитивного закона».

В то же время отечественная философия права базировалась на иной, нежели европейская, мировозренческо-методологиче- ской парадигме. В противовес европейскому рационализму в си- лу особенностей русского менталитета идея естественного права имеет религиозно-экзистенциальный характер.

Одной из версий религиозно-экзистенциального обоснования права выступает кордоцентризм («философия сердца»). Данное философское направление предполагает при анализе сущности человека, его мыслей, поступков не ограничиваться лишь созна- тельными психическими переживаниями, а видеть их глубочай-


шую первооснову — «сердце» как источник мыслей и познания. С позиции «философии сердца» акцент в обосновании права де- лается на внутренней духовной сущности права. Идея права в рамках кардиоцентризма состоит не в формально-внешнем при- нуждении, а в регулировании жизни с учетом внутреннего мира и свободы человека. Право при этом обосновывается как усло- вие, возможность творческой самореализации личности, ее ин- дивидуального развития1.

Одним из сторонников кордоцентризма в отечественной фи- лософской мысли был странствующий философ Григорий Ско- ворода (1722-1794). Оригинальная концепция права у Г. Сково- роды предполагает не рационалистическое, а религиозно-онто- логическое обоснование естественного права, отражающее его внутреннюю духовную сущность. Исходные принципы правово- го мировоззрения — идея нравственной автономии личности и идея справедливости — у Сковороды находят обоснование в его концепции «сродного труда». «Сродность» рассматривается Ско- вородой как божественный закон, который в то же время являет- ся и законом для природы и человеческого общества. Если дан- ный закон выполняется, то в мире устанавливается мир, а в индивидуальном плане — счастье. Следовательно, «сродный труд» — это выражение степени социальной справедливости, а право как механизм установления заложенной в «сродном тру- де» справедливости должно исходить от человека, выражать не столько внешнюю, сколько внутреннюю меру его свободы.

Познание «сродности» как познание внутреннего человека, его природы, выявление меры свободы осуществляется Сково- родой через постижение символического языка Библии. Каждый человек должен открыть в себе самом мир ценностей и смыслов, содержащихся в Библии, что делает его свободным, поскольку делает его жизнь осмысленной, не требующей принуждения.

«Сродность» как соответствие своей идее должна иметь место и между естественным правом, и правом действующим, то есть

«гражданскими законами», которые должны защищать право человека на его собственный нравственный путь, на его самореа- лизацию.


Г. Сковорода признает государство необходимой формой ор- ганизации общественной жизни, назначение которого состоит в защите земледельцев и купцов от внутренних грабителей и внеш- них врагов. В государстве он выделяет силу внутреннюю — это ринцип призвания (назначения), природы, и внешнюю силу — действия правящего слоя.

Из концепции «сродности» следует и критика Сковородой внешнего, формального равенства, основанного на всеобщей беспризванности (несоответствие призванию) и универсальной несродности. Формальному равенству он противопоставлял внутреннее «неравное равенство» как возможность реализации своих способностей, право на индивидуальность, на счастье. Суть «неравного равенства» заключается в том, что все люди, с одной стороны, равны перед Богом, а с другой — все разные. Критерием же выбора человеком морального жизненного пути является «сродность» (органическое соответствие) его с опре- деленным типом поведения. Тем самым идея «сродного труда» выступает у Г. Сковороды в качестве морального основания

права.

Дальнейшее развитие кордоцентризм получил в творчестве Памфила Юркевича (1827-1874), у которого «философия серд- ца» приобретает характер общефилософской концепции.

В обосновании права П. Юркевич, как и Г. Сковорода, при-

держивался позиции интуитивизма, полагая, что мир, и прежде всего индивидуально-личностный мир, не доступен для разума. Источником морального и правового законодательства, по мне- нию Юркевича, является не разум, а сердце, любовь, то есть свободно принятая система ценностей. «Глубина сердца» — это первоначальная основа человеческой души, которая позволяет человеку отличить справедливое от несправедливого, доброе от дурного. «При всякой встрече противоположных желаний и ин- тересов, — отмечает Юркевич, — он должен обращаться к нрав- ственным требованиям справедливости, которая укажет ему, где и когда его желания незаконны, где и когда они противоречат благу его ближнего и благу общему»1. Нравственно зрелый че- ловек, по мнению Юркевича, руководствуется не только сообра- жениями разума, но повинуется заповеди любви, которая вну- шает ему жертвовать своими личными выгодами для блага дру-

1 Юркевич П. Д. Мир с ближними как условие христианского общежи- тия // Философские произведения. — М., 1990. — С. 351.


гих, для блага общего. В справедливости и любви заключаются самые прочные условия для установления мира и братства меж- ду людьми. Юркевич выступал против обоснования права в рам- ках моральных систем эвдемонизма и утилитаризма, требующих полезности поступка в качестве критерия моральности. Правило морального утилитаризма требует признавать полезным только то, что гармонизирует деятельность индивида с общим благом. Недостатком морального утилитаризма, по мнению Юркевича, является пренебрежение достоинством человеческой личности, которая в достижении цели получает не только удовлетворение, но и совершенство.

Рассматривая вопрос о предмете философии права, Юркевич отмечает, что философия права «методически исследует те по- стоянные и существенные основания, из которых происходят с необходимостью формы права положительного»1. Философия права по отношению к действующему (положительному) пра- ву — это аналитика его оснований. Она не должна рассматри- ваться как непреложный закон. Человек может судить о том, что есть право, не только на основании положительного права, но на основании идеи права, создаваемой внутренне.

В качестве основания философии права Юркевич выделяет такие антропологические посылки: «1) человек может опреде- ляться не только внешними, эмпирическими причинами, но и сознанием идей; 2) человек имеет определенные правила, обы- чаи, повиноваться которым дело доброе и святое; 3) повинуясь этим правилам и обычаям, он имеет способность суждения об их достоинстве»2.

Таким образом, «философия сердца» в классической отече- ственной философии права выступает как методологический фундамент морального обоснования права.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: