Основные идеи русских философов права

Либеральная идея в России: от К. Неволина к Л. Петра- жицкому. Дальнейшее развитие философско-правовой мысли в России (XIX — начало XX столетий) связано с распространени- ем идей либерализма. Суть либерального мировоззрения состоит


в выдвижении на первый план идеи абсолютного достоинства личности, ее прав и свобод, отстаивании приоритета нрава над политикой. В этот период усиливаются позитивистские взгляды на право, и акцент смещается с вопроса об обосновании права на вопрос о его функциях.

Первым отечественным профессором права, стоящим на ли- беральных позициях, был Константин Неволин. По оценке русского дореволюционного юриста И. Михайловского, К. Не- волин, автор «Энциклопедии законоведения» (1839 г.), являет- ся основателем философии права в России. Во всяком законода- тельстве он различал две части: законы естественные и законы положительные. Первые образуют идею законодательства, вто- рые служат ее проявлением. Таким образом, он различал понятия

«право» и «закон». Сходных взглядов придерживался Петр Редькин. Философия права, согласно Редькину, является юри- дической дисциплиной, но не тождественна позитивной юрис- пруденции. Если содержание положительной юриспруденции составляет положительное (реальное, действительное) право, право, установленное в каком-либо государстве или обществе во- обще в виде законодательного или обычного права, то филосо- фия права исследует первообраз права («естественное или при- родное, рациональное, т.е. мыслимое разумом человеческим, право, или идеальное право»). П. Редькин и К. Неволин были теми из немногих русских мыслителей, кто слушал лекции Геге- ля в Берлинском университете и хорошо знал о состоянии евро- пейской философии права в то время.

Идеи охранительного либерализма и свободы личности полу- чили развитие в творчестве Бориса Чичерина (1828-1904). Суть его философско-правового либерализма состоит в признании че- ловека изначально свободным существом. При этом он выделял три уровня либерализма: уличный (своеволие), оппозиционный (недовольство властью) и охранительный (гармония свободы, власти и закона).

Находясь под заметным влиянием идей Канта и Гегеля, свою общефилософскую позицию Чичерин называл универсализмом. Усиление позитивистских тенденций в философии второй поло- вины XIX века привело, по мнению Чичерина, к упадку филосо- фии права, поэтому возрождение былой значимости этой науч- ной дисциплины он видел в реконструкции метафизической философии права. Ее методологическую роль философ обосно-


вывал тем, что она, во-первых, служит критерием согласования прав и обязанностей, которого не может дать практический опыт; во-вторых, позволяет уточнить исходные понятия право- вой науки; в-третьих, объясняет природу и предназначение че- ловека как субъекта и объекта правовых отношений.

Основное содержание философии права, согласно Чичери- ну, составляет естественное право, как «система общих юриди- ческих норм, вытекающих из человеческого разума и долженст- вующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства»1. Само право Чичерин понимал как внешнюю свободу, определяемую общим законом. В отличие от нравствен- ности право есть начало принудительное. В вопросе соотноше- ния права и нравственности Чичерин отстаивает принцип допол- нительности, настаивая на самостоятельности каждого из этих начал. Нравственность служит восполнением права там, где юридический закон оказывается недостаточным, например при исполнении обязательств, не имеющих юридической силы.

Своей философией права Чичерин внес существенный вклад в обновление и развитие юридических и философско-правовых исследований в России.

Значительный вклад в развитие отечественной философии права внес Богдан Кистяковский (1868— 1920), один из самых видных украинско-российских теоретиков либерализма.

Свою философскую позицию Кистяковский определял как

«научный идеализм», способный обеспечить социальные науки конкретной методологией и гносеологической основой. Ориги- нальный подход Б. Кистяковского к разрешению философско- методологических проблем можно определить как социокуль- турный. Он предполагает, с одной стороны, признание права в качестве наиболее значительного выразителя культуры, а с дру- гой, — рассмотрение культуры как важнейшего способа реаль- ного бытия права. Поэтому исторически сформированный уро- вень правосознания и правовой культуры является определяю- щим фактором построения правового государства.

К праву Б. Кистяковский подходил и как социолог, и как сторонник неокантианской философии ценностей. В первом случае, он рассматривал право как социальное явление, пред- мет причинности, средство контроля общества над индивидом.

 

1 Чичерин Б.Н. Философия права. - М., 1900. - С. 94.


Во втором — как социальное воплощение надысторических ценностей, благодаря которым право занимает центральное ме- сто в сфере культуры. Поэтому общая теория права, полагал Кистяковский, должна основываться на общей философии культуры.

В вопросе об определении права он занимал позицию методо- логического плюрализма. При этом признавал ценность различ- ных философских и частнонаучных подходов к определению права, но считал их ограниченными и относительными.

В понимании права Б. Кистяковский выделяет четыре подхода:

1) аналитический, соответствующий позитивистской концеп- ции права;

2) социологический, где право — форма социальных отно- шений;

3) психологический, отвечающий психологическому поня- тию права;

4) нормативный, соответствующий аксиологическому поня- тию права.

С позиции его синтетической общей теории права каждую из

концепций следует отбросить как одностороннюю и неадекват- ную и, одновременно, признать их в качестве методологических подходов, которые отвечают четырем граням права как совокуп- ности культурных феноменов.

В теории правового государства Кистяковского можно выде- лить три аспекта: 1) методологические основы учения о право- вом государстве; 2) теория прав человека как ядро концепции правового государства; 3) концепция «правового социализма», в центре которой «право на достойное существование». Для него

«правовое государство» — социально-политический идеал, ко- торый редко достижим в эмпирической реальности. Но, в то же время, это и реальная историческая форма государственности, наивысшая из практически существующих. В ней постепенно на- ходит воплощение данный идеал. Правовым государство стано- вится тогда, когда, используя право как инструмент упорядоче- ния социальной жизни, оно само становится подчиненным праву.

«Естественные», изначально присущие людям права, по мне- нию Кистяковского, ограничивают государственную власть, вы- ступают основой и дополнением подзаконной власти и составля- ют основу фундаментальных принципов правового государства. Они должны быть признаны и охраняться при помощи не только


частного, но и публичного права. Отсюда концепция о субъектив- ных публичных правах, основным из которых является «право на достойное существование», включающее право на прожиточ- ный минимум и образование как основу притязаний личности. Концепция субъективных публичных прав дала возможность Кистяковскому рассматривать социалистическое государство как полностью совместимое с индивидуальной свободой и представ- ляющим собой новую, более совершенную форму правового го- сударства.

Значительным вкладом Б. Кистяковского в учение о праве была разработка проблемы русского «правового нигилизма». Он отталкивался от того очевидного социального факта, что в России на протяжении столетий отсутствовал цивилизованный правопорядок. И как следствие — отсутствие у российской ин- теллигенции сколько-либо серьезного интереса к правовым иде- ям. В то же время, чтобы войти в культуру народа, идеи свободы и прав человека (правовые ценности) должны быть не просто за- имствованы, а пережиты. Отсутствие уважения к правопорядку, по мнению Кистяковского, привело к тому, что правосознание даже интеллигенции соответствует полицейскому государству, когда право воспринимается не как правовые убеждения, а как принудительное правило. Кистяковский призывает интеллиген- цию признать свою моральную ответственность и не оправды- ваться внешними причинами.

Философско-правовое наследие Б. Кистяковского ценно не только тем, что является первой отечественной систематизиро- ванной концепцией права, но и актуальностью содержащихся в ней идей.

Видное место в отечественной философии права занимает

Владимир Соловьев (1853-1900).

Религиозная философия Вл. Соловьева основана на идеях всеединства и «цельного знания». Этика и вся практическая фи- лософия Вл. Соловьева основывается на метафизической кон- цепции человека как потенциально божественного создания, способного  понять идею совершенства и самому способного к бесконечному самосовершенствованию и приближающегося к образу Божьему. Прогрессивное развитие морали, составляю- щее смысл исторического развития, заключается в развитии бо- жественных черт человека, в реализации идеи Богочеловечества.


Последнее, в свою очередь, зависит от степени зрелости че- ловека, которая является результатом длительного воспитатель- ного процесса. Развитие моральной автономии личности требует определенных условий, одним из которых выступает право как момент «объективной этики», обеспечивающей внешние условия («безопасность для всех») для развития «субъективной этики», внутреннего совершенствования человека.

Идея права получает у него моральное обоснование. Право, по мнению Соловьева, занимает промежуточное положение меж- ду идеальным добром и злой действительностью. Путь к всеоб- щему благу лежит через принудительную организацию общест- венной жизни. Без права и государства нравственность остается благим и бессильным пожеланием, а право без нравственности потеряло бы свое безусловное основание и не отличалось бы от произвола. «Нравственный принцип, — писал Вл. Соловьев, требует, чтобы люди свободно совершенствовались; но для этого необходимо существование общества; но общество не может су- ществовать, если всякому желающему предоставляется право беспрепятственно убивать и грабить своих ближних; следова- тельно, принудительный закон, действительно не допускающий злую волю до таких крайних проявлений, разрушающих обще- ство, есть необходимое условие нравственного совершенствова- ния и, как такое, требуется самим нравственным началом, хотя и не есть его прямое выражение»1.

В соотношении права и морали он выделял следующие мо- менты:

1) между правом и нравственностью нет противоречия; про- тиворечия могут возникать между формальной правомерностью и сущностью права, то есть в самом праве, а также между внеш- не нравственным действием и сущностью нравственности, то есть в самой морали;

2) право и мораль взаимно полагают друг друга, то есть нравственность есть безусловное основание права, без которого последнее — произвол, право же есть то необходимое принужде- ние, без которого нравственная норма становится пустословием;

3) единство права и морали составляет содержащаяся в них

 

1 Соловьев В. Оправдание добра. Соч. в 2 т. — T.I. M., 1998. - С. 451-452.


правда или справедливость, поэтому любому нравственному от- ношению может быть придана правовая форма;

4) право есть минимум нравственности или низший ее уро- вень. Его задача состоит не в том, чтобы мир превратить в Цар- ствие Божие, а в том, чтобы не дать миру превратиться в ад;

5) если право предписывает или запрещает какие-то конкрет- ные, определенные действия, то нравственная норма не является таким жестким предписанием;

6) если в праве принуждение обязательно, то в сфере нравст- венности оно невозможно.

Таким образом право, в понимании Вл. Соловьева, это «при- нудительное требование реализации определенного минималь- ного добра, или порядка, не допускающего известных прояв- лений зла»1. Право, следовательно, как минимум нравствен- ности это такие нравственные требования, невыполнение которых угрожает безопасности общества. Концепция единства права и морали привела Соловьева к практическому выводу: за- кон, противоречащий нравственности, будет противоречить и сущности права, и, следовательно, должен быть отменен.

«Минимальным добром» он называл недопущение внешних проявлений злой воли, то есть охрану жизни и собственности. Но не только. Нормальное состояние предполагает еще и достойное существование человека, поэтому в требуемый правом минимум добра Соловьев включает требование обеспечения всем людям внешних условий для достойного существования и совершенство- вания. К таким условиям он относит: а) обеспечение средств к су- ществованию (пищу, одежду, жилище); б) достойный физический отдых; в) возможность пользоваться досугом для своего духовного совершенствования. Совокупность этих условий составляет, по Со- ловьеву, формулу «права на достойное существование».

Это положение непосредственно вытекает из концепции «по- тенциальной божественности человека». Она предполагает, что каждый человек потенциально обладает врожденной способно- стью к самосовершенствованию, но крайняя бедность и другие социальные лишения могут стать непреодолимым препятствием к ее реализации. Поэтому право — это не только реализация сво-

 

1 Соловьев В. С, Соч. в 2 т. Т. 1. - М., 1990. - С. 450.


боды личности, но и создание условий для достойного ее сущест- вования.

Сущность права Соловьев видел в равноценности двух нрав- ственных начал: личной свободы и общего блага. Формула рав- новесия личной свободы и общественного блага есть формула единства естественного права и позитивного права.

Естественное право, по Соловьеву, не есть нечто предшест- вующее праву положительному, как в метафизических концеп- циях естественного права, и не является нравственным критери- ем позитивного права, как в неокантианских концепциях. Есте- ственное право, для Соловьева, есть чистый феномен, идея права; позитивное же — его объективация. Естественное и пози- тивное право суть две точки зрения на один предмет, где естест- венное право воплощает «рациональный смысл права», а поло- жительное — историческое воплощение права. Общий же смысл права — осуществление справедливости.

Соловьевская идея права на достойное существование получи- ла развитие в учении о праве Павла Новгородцева (1866- 1924). Новгородцев проводил идею нравственного идеализма в филосо- фии права, считая, что основу естественного права составляет этика абсолютных ценностей. Придерживался позиции «возрож- дения естественного права» как нравственного критерия и идеа- ла. По его мнению, право укоренено в глубинах духовной жиз- ни. Духовные основы русской философии права виделись ему в следующих положениях: 1) высший общественный идеал — внутреннее свободное единство всех людей; 2) путь к идеалу ле- жит через свободное внутреннее обновление людей; 3) право и государство — лишь вспомогательные ступени такого развития;

4) право и государство должны черпать свой дух из высшей за- поведи — закона любви; 5) признание неразрешимости социаль- ных противоречий в пределах земной жизни; 6) невозможность абсолютной рационализации социальных отношений (разум и наука играют второстепенную роль в обществе); 7) признание конечности существования человеческой цивилизации (эсхато- логическая позиция).

По оценке Новгородцева, вся русская мысль пронизана стрем- лением к высшей, чем право и государство, истине — истине Бо- га, абсолютной правде. В этом проявляется национальное свое- образие русской философско-правовой идеи. Поиски же прав-


ды, характерные для русского характера, имеют пока не высшую истину, а лишь три заблуждения: эсхатологизм, анар- хию и государственный абсолютизм.

Право на достойное человеческое существование представля- ется им не только как нравственное право, но уже и как юриди- ческое. Юридический характер этого права, по мнению Новго- родцева, состоит в том, что здесь подразумевается «не положи- тельное содержание человеческого идеала, а только отрицание тех условий, которые совершенно исключают возможность дос- тойной человеческой жизни», то есть внешних стеснений для ду- ха. Данное право не противоречит задаче и сущности права, по- скольку осуществляется во имя охраны основных правовых цен- ностей — свободы и достоинства личности. Субъектом же права выступает личность, наделенная разумом и свободной волей в ее связях с обществом. Данное положение и составляет основной принцип его социальной философии.

Большой вклад в реабилитацию и защиту права внес совре- менник Новгородцева Лев Петражицкий (1867-1931). Свою оригинальную трактовку феномена права сам автор называл

«психологической», но по своей сути она является «феномено- логической». Сущность права он видел в содержащемся в праве психическом переживании (эмоции), которое представлялось как субстанция юридического. Психическое и юридическое в праве соотносятся как иррационально-бессознательное и рацио- нально-формальное. Интуитивное право несет в себе определен- ный информационный код — смысловую субстанцию права. Оно есть система предданных ценностных ориентации, типов пе- реживаний определенной социальной группы. Право, считал Петражицкий, — это эмоциональное переживание и осмысление эмоций-мотиваций императивно-атрибутивного (обязательно- притязательного) характера, где «императивность» — пережи- вание своего долга перед другими, а «атрибутивность» — осоз- нание своего права. Мораль же — одностороннее переживание, ограниченное императивным характером. Осознание своего пра- ва составляет основу правосознания, слабое развитие которого является недостатком русского менталитета. Процесс же право- формирования, по мнению Петражицкого, включает в себя эмо- циональное переживание, осмысление эмоций-мотиваций и по-


следующую формализацию (закрепление в законе) этих состоя- ний.

Последний этап формирования права — официальное, дог- матизированное право, которое в попытке выразить с помощью рационального (формул, категорий) иррациональное (пережи- вания) искажает последние. Соотношение интуитивного и офи- циального права представляет собой вариант трактовки соотно- шения естественного права (правосознания) и позитивного пра- ва (закона). Официальное право неадекватно выражает интуи- тивное, что становится причиной социальных потрясений. Сре- дой формирования правовой нормы Петражицкий считал пси- хику индивида, поэтому интуитивное право гибко реагирует на запросы жизни. Социальные же институты не определяют пове- дение индивидов, а лишь создают условия и ситуации для него.

Как и все видные русские философы права, Л. Петражицкий поддерживал идею «права на достойное существование», обос- новывая ее с позиции прав или естественных притязаний инди- видов.

Несмотря на то, что в обосновании права Л. Петражицкий не обращается к религиозному сознанию, его трактовка социального идеала как «всеобщей любви» обнаруживает в его взглядах ха- рактерные для русского правового мировоззрения черты именно религиозного сознания.

Философско-правовые взгляды представителей русского зарубежья. В первой половине XX столетия в русской (преиму- щественно эмигрантской) философско-правовой мысли отмеча- ется смещение акцента в сторону теоретической защиты идеи правового порядка как состояния более ценного, чем хаос и про- извол. Эта тенденция нашла свое отражение в том, что предпри- нимается попытка соединить «русскую идею» с «идеей прав че- ловека» не путем пренебрежения правом во имя морали, а в диа- логе с лучшими достижениями западной философской мысли, прежде всего, феноменологической.

Специфическую трактовку феноменологического метода мы находим у выдающегося русского философа права, ученика П.Новгородцева -- Николая Алексеева (1880 — 1964). По его мнению, задача философии права состоит в преодолении право- вого релятивизма, присущего позитивизму, и в обнаружении тех устойчивых основ, которые делают право необходимым.


Решение проблемы основания права Н. Алексеев видел в вы- явлении правовой идеи (эйдоса), некой идеальной структуры, присущей любой правовой системе и отличающей право от дру- гих социальных регуляторов. Идея права не выводима теорети- чески, она «схватывается» в особом акте заинтересованности, —

«признании». Право Алексеевым рассматривается как много- мерное явление, которое раскрывается путем феноменологиче- ского описания правовой структуры. Эта структура содержит та- кие элементы: 1) субъект права как носитель правового смысла или актов признания; 2) реализованные правовые ценности;

3) основные определения права или его модусы — права и обя- занности.

Субъектом права, деятельным лицом в праве может быть только человек (дееспособное физическое лицо). Человек как субъект права рассматривается в качестве онтологической осно- вы права - носителя смысла права, способного совершать акты признания.

Система реализованных в праве ценностей может быть рас- смотрена в качестве содержательного аспекта правовой идеи. Основной правовой ценностью Алексеев считает не личность, а справедливость, понятую как такой порядок, в котором каждому принадлежит «свое». Основу идеи справедливости составляет иерархическое отношение ценностей как идеального целого.

«Сосуществование реализованных ценностей на почве общего взаимного признания и есть порядок общественной справедливо- сти, служащей основой для идеи права» — такова итоговая фор- мула справедливости по Алексееву.

Правовая структура или «логос» права как некая идеальная целостность правовых явлений выступает для него основой пра- ва. Норма права оказывается таковой только потому, что в ней обнаруживается правовая структура. Благодаря наличию право- вой структуры право как социальный регулятор имеет свое соб- ственное лицо и отличается от других явлений. Правовая струк- тура является необходимым моментом любого права, его идеаль- ным, эйдетическим моментом, тем, что дает основание называть его правом.

Другим видным философом права русского зарубежья, так- же учеником П. Новгородцева, был Иван Ильин (1883 — 1954), который свой творческий интерес сконцентрировал на проблеме


правосознания. Учение о правосознании и путях его исследова- ния является для него отправной точкой философского обосно- вания права, которое носит религиозно-экзистенциональный ха- рактер. Суть его сводится к доказательству того, что право явля- ется необходимой формой духовного бытия человека. Без такого обоснования невозможно принципиальное признание права че- ловеком, а без признания право не может быть действенным ме- ханизмом.

Основанием естественного права, по Ильину, является спо- соб человеческого бытия — как множества самостоятельных ин- дивидов, стремящихся к духовному совершенству и объединен- ных общей основой внешней жизни. Право необходимо, когда нужно разграничить притязания субъектов на земные блага для обеспечения духовно достойной жизни. Поэтому право на духов- но достойную жизнь у Ильина становится основным естествен- ным и неотчуждаемым правом человека.

Положительное же право основано на известной незрелости человеческих душ, поэтому отличается принудительным характе- ром. Назначение его состоит в поддержании и охране естествен- ного права от тех, кто его нарушает и не признает индивидуально. Правосознание рассматривается Ильиным как сложное це- лостное явление, которое включает не только знание и мысль, но и воображение, и волю, и чувство. Основой правосознания служит бессознательная способность человека отличать лучшее от худшего и стремиться к лучшему (духовный инстинкт). Это особая духовная настроенность инстинкта в отношении к себе и другим людям, в котором человек утверждает свою собствен- ную духовность и признает духовность других. Критерий пра- ва — полнота и точность выражения основных законов духов- ной жизни и способность воспитать в душах автономное право-

сознание.

Правовое и нравственное сознание Ильин рассматривает как автономные проявления духовной жизни человека, которые в реальной жизни находятся во взаимодействии. Основанием пра- восознания является воля к духу (духовной автономии), а нрав- ственного сознания — воля к добру, которая в конечном итоге стремится заменить собою право и сделать его ненужным. Воля же к духу утверждает право и правосознание как самостоятель- ную сущность.


Содержательно правосознание у Ильина представлено его аксиомами, а именно: законом духовного достоинства (самоут- верждения), законом автономии (способности к самообязыва- нию и самоуправлению) и законом взаимного признания (взаим- ное уважение и доверие людей друг к другу). Эти аксиомы опре- деляют те способы духовного бытия и установки сознания, которые делают право возможным. Так, человек должен воспри- нимать себя как некую ценность, которую стоит отстаивать в борьбе за существование. Благодаря чувству собственного досто- инства он осознает свою ответственность в отстаивании своих прав и в соблюдении обязанностей. Автономия как способность к самоограничению и управлению выражает духовную зрелость субъекта. Взаимное признание указывает на способ бытия права как духовного отношения между людьми, предполагающего спо- собность к воле, разуму и чувству. Акт признания включает: а) признание права каждым из субъектов отношений как основы отношений между ними и другими субъектами; б) признание ка- ждым из субъектов своей духовности, то есть достоинства и ав- тономии как правотворящей силы; в) признание каждым из субъектов духовности другого субъекта как силы, способной к правотворчеству.

Правопорядок рассматривается Ильиным как система взаим- ного духовного признания.

Современный этап философско-правовых исследований в России. В первые послереволюционные годы в России сохра- нялся высокий уровень философско-правовой мысли, особенно в рамках Академии наук. Здесь уместно вспомнить такие имена, как: Н. Тарановский, автор популярного учебника по энцикло- педии права, С. Днистрянский, Н. Палиенко, А. Гиляров, кото- рые преимущественно разделяли взгляды Б. Кистяковского и П. Юркевича и считали, что целостное миропонимание можно создать лишь на основе деятельного по своей природе духовного начала.

Однако постепенно исследования по философии права уже в 20-х годах XX столетия свелось на нет. В марксистско-ленин- ской интерпретации философия права теряет свое философское содержание и выступает как один из аспектов теории государст- ва и права — обобщающей, общетеоретической дисциплины в системе юридических наук. В правовой науке прочно утвердил-


ся правовой позитивизм в марксистском варианте, где господ- ствующим принципом становится «абсолютный суверенитет го- сударства», а право понимается как «возведенная в закон воля господствующего класса». Функциональное назначение права ограничивается лишь контролем за поведением личности, а не обеспечением ее свободы.

Лишь в 70-е годы начинается постепенный отход от узкого, чисто юридического понимания права. Хотя сам термин «есте- ственное право» не употреблялся, тенденция к естественно-пра- вовому подходу проявляется в реабилитации проблематики правосознания. По вопросам понимания права проводятся

«круглые столы», дискуссии, появляется оппозиция «узконор- мативному» направлению, получившая название «широкого» понимания права. Сторонниками такого «широкого» понима- ния права в 70-80-е годы были В. Зорькин, Р. Лившиц,, Л. Ма- мут, В. Нерсесянц, В. Сырых, В, Туманов и др. Однако не- смотря на все расхождения между «узконормативным» и «ши- роким» подходами оба они отождествляли право и закон. И только с середины 90-х годов можно говорить о возрождении в России исследований по философии права в собственном смысле. Существенный вклад в возрождение философии права как научной дисциплины внесли С. Алексеев, В. Зорькин, В. Нерсесянц, В. Туманов и др.

Таким образом, русская философско-правовая мысль имеет глубокие и мощные исторические корни. За время своего разви- тия она приобрела характерные особенности, вместившие как национальное, так и мировое философско-правовое знание.

 

ВЫВОДЫ

1. Философия права в России является неотъемлемой частью ее фи- лософской и общей национальной культуры. Отечественная философско- правовая мысль, во многом созвучная идеям европейской философско- правовой традиции, в то же время отличается самобытностью и ориги- нальностью. Эта оригинальность состоит в религиозно-экзистенциональ- ном характере идеи «естественного права» и «прав человека».

2. Для отечественной философии права характерно иррациональное обоснование права. Наиболее наглядно это проявляется в «философии


сердца» Сковороды и Юркевича, когда «сердце» выступает не предметом философского осмысления, а методологическим основанием.

3. Значительный вклад в развитие отечественной философии нрава внес выдающийся мыслитель конца XIX - начала XX века Б. Кистяков- ский, впервые обратившийся к систематической разработке философско- методологических предпосылок правоведения, идеи которого актуальны и сегодня.

4 Огромное значение отечественные мыслители уделяли проблеме соотношения права и морали, морального обоснования права и борьбе с правовым нигилизмом, явлением, характерным не только для народного сознания, но и для сознания интеллигенции.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Какие философско-правовые идеи были сформулированы отечест- венными мыслителями Средневековья и Просвещения?

2. В чем смысл понятия «философия сердца»?

3. Каким образом идея «сродного труда» используется Г. Сковородой для оправдания нрава и государства?

4. Какие антропологические основания философии права выделяет П. Юркевич?

5. Каковы основные положения синтетической теории права и учения о правовом государстве Б. Кистяковского?

6. Как, по мнению В. Соловьева, соотносятся мораль и право?

7. В чем состоят основные идеи философии права П. Новгородцева?

8. Что является основанием права с точки зрения Л. Петражицкого?

9. Какие элементы включает в себя правовая структура в философии права Н. Алексеева?

10. Как можно охарактеризовать современное состояние философско- правовой мысли в России?


 

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: