Психологические тесты

Это стандартизованные психологические методы, предназначенные для изучения и оценки в количественном и качественном отношении своеобразных свойств личности в ее переживаниях и поведении. Психологические тесты включают тестирование и опрос, которые составлены таким образом, что с их помощью можно получить объективную оценку состояния пациента, независимую от субъективного мнения исследователя. Это достигается путем высокой стандартизации в проведении и оценке теста.

Тесты могут использоваться в работе врача общей практики в клинико-психологической, а тем самым и психосоматической диагностике как консультативная и психотерапевтическая помощь. Эти методы могут дополнить, но никак не заменить диагностическую беседу и сбор психосоматического анамнеза. Обычно они применяются одномоментно среди большого числа обследуемых.

В индивидуальной диагностике психологические тесты имеют дополнительное, вспомогательное значение.

Тестирование и опрос осуществляются с помощью тестов и опросников и позволяют собрать диагностическую информацию у большого количества пациентов в короткий срок. Их результаты содержат сведения о тех или иных особенностях (интеллекте, тревожности и т.д.) каждого пациента, дают качественное и количественное сравнения с другими людьми, становятся полезными с точки зрения выбора средств вмешательства.

Тестирование. Предполагается, что пациент выполняет заданную деятельность (решение задач, рисование, рассказ по картине и др.), то есть проходит определенное испытание. Тесты бывают вербальные (словесные) и невербальные (рисунчатые) и представляют стандартные наборы заданий и материала, с которыми работает пациент. Стандартной является и процедура оценки результатов. Выделяются две группы тестов: стандартизированные и проективные. Стандартизированные тесты ориентированы на оценку. Это: тесты интеллекта, тесты специальных способностей, тесты креативности (измерение творческих способностей) и др. Проективные тесты направлены на выявление качественных изменений личности, в том числе скрытых, неосознаваемых побуждений, стремлений, конфликтов, переживаний. Материал, который предъявляется пациенту, может толковаться им разнообразными способами. Главным является не объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у пациента. Ответные действия пациента при этом толкуются не как правильные и неправильные, а как индивидуальные проявления. На основании результатов испытаний врач делает выводы о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных психологических свойств пациента.

Опрос. Проводится с помощью опросников. Это методики, материал которых представляют вопросы, на которые пациент должен ответить; либо это утверждения, с которыми он должен согласиться или не согласиться. Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты. Предполагают возможность получения информации о пациенте, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми являются биографические опросники, опросники интересов и установок и др.

Личностные опросники. Предназначены для измерения личностных особенностей. Они распределяются на несколько групп: типологические, черт личности, мотивов, установок, интересов, ценностей. Из многочисленных методик медицинской психологии наибольшую известность имеет Миннесотский многофакторный личностный опросник, получивший большое распространение в России. Его с успехом применяют в клинике внутренних болезней, а также в профилактических исследованиях. Однако использование этого опросника сопряжено с большими затратами труда и времени. Ответы на вопросы (566) занимают у большинства испытуемых 1–1,5 часа. У определенных категорий лиц столь длительная процедура вызывает утомление, приводит к ошибкам, а иногда и к отказу от завершения исследования.

Для комплексной оценки особенностей личности также широко применяется методика многостороннего исследования личности (ММИЛ). Она отличается меньшим количеством вопросов (377). С ее помощью определяется психологический тип индивидуального реагирования, особенности мотивационной сферы, межличностный стиль поведения, некоторые эмоционально-динамические оттенки интеллектуальной деятельности, тип реакций в стрессе, адаптивные и компенсаторные возможности исследуемых. Методика обеспечивает оценку психологического статуса обследуемого по 13 шкалам, из которых первые три являются оценочными, остальные клиническими.

В целях изучения личности больных также используется 16-факторный личностный опросник (16-ФЛО) Кэттелла. Использование теста позволяет прогнозировать поведение человека в максимально широком спектре возможных ситуаций. Тест 16-ФЛО удобен при обследовании больных соматического профиля. Он не отпугивает респондентов психопатологическим содержанием вопросов, не вызывает акцентированной ситуации диагностики как ситуации экспертизы.

Выбор тестовой методики для проведения медико-психологического обследования определяется в каждом конкретном случае в зависимости от задач исследования, психического состояния испытуемого, его возраста, образования и отношения к исследованию. Методы психологического исследования не являются изолированными и могут входить составной частью один в другой.

С 1992 г. в США и в ряде европейских стран в терапевтической практике успешно применяется адаптированная к МКБ - 10 формализованная анкета по выявлению психосоматических расстройств (приложение 18). Она может использоваться при терапевтическом приеме всех пациентов или только тех, у кого подозревается психосоматическое расстройство. Процедура занимает у врача от 5 до 15 минут, обеспечивая распознавание расстройств в пределах 3 основных категорий: 1) расстройства настроения (депрессии); 2) тревожные расстройства (паническое, тревожное); 3) соматоформные расстройства (алгии).

В клинической практике широко применяется госпитальная шкала тревоги и депрессии, позволяющая выявить субклинические и клинически значимые проявления тревоги/депрессии(приложение 19).

Диагноз депрессии ставится в соответствии с критериями DSM IV.

1. Сниженное настроение в течение большей части дня, почти каждый день (определяется субъективно - печаль, пустота или объективно - слезы).

2. Заметная потеря интереса ко всем (почти) занятиям (работа, хобби, домашние дела), продолжающаяся,

 как правило, изо дня в день в течение почти всего дня.

3. Заметное уменьшение или прибавление массы тела, без применения диеты (изменение > 5% в месяц). Длительная потеря аппетита.

4. Проблемы с продолжительностью сна (со страхом в период засыпания) или чрезмерный сон (сложности пробуждения по утрам).

5. Психомоторные возбуждение или торможение (объективно или субъективно).

6. Каждодневная усталость, состояние бессилия.

7. Чувство заброшенности или невероятного стыда, вины (иногда похожие на бред).

8. Снижение способности мыслить и концентрироваться, невозможность принимать решения постоянно.

9. Повторные мысли о самоубийстве, с планом или без него, или попытка самоубийства.

Показания для направления пациентов на консультацию к психиатру:

1. Наличие суицидальных мыслей и действий, а также суицидальные попытки в анамнезе.

2. Неэффективность и непереносимость назначенных лекарственных средств.

3. Невозможность верификации диагноза психосоматического расстройства.

4. Подозрение на наличие других психических расстройств.

5. Тяжелая депрессия, депрессия с психотическими симптомами (бред, галлюцинации).

6. Наличие в анамнезе психических расстройств, требовавших лечения у психиатра.

Для установления диагноза психосоатического расстройства необходимо также проверить прием лекарств, способных вызвать их проявления.

Примеры формулировки диагноза:

• ИБС: стенокардия. Синдром физической и психической фрустрации. Тревожный тип.

• Кардионевроз. Ипохондрический тип.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: