Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятия гражданское общество.

2. Почему, по вашему мнению, в Конституции РФ не было понятия гражданское общество?

3. Изобразите схематически структуру гражданского общества.

4. Назовите основные отличия рыночной экономики от плановой.

5. Какие принципы рыночной экономики закреплены в Конституции РФ?

6. В чем заключается различие между понятиями свобода труда и право на труд?

7. Дайте характеристику основных форм собственности в РФ.

8. В чем заключается различие между частной и личной собственностью?

9. Какие ограничения установлены российским законодательством по объектам собственности для различных субъектов права собственности?

 

Тема 5. Идеологические и политические
основы конституционного строя Российской Федерации

Учебные цели: закрепление понятия гражданского общества, его структуры, изучение идеологических и политических основ конституционного строя РФ.

 


План

5.1. Понятие идеологического и политического многообразия.

5.2. Конституционный статус общественных объединений.

5.1. Понятие идеологического и политического

 многообразия

 
Идеология является сложным духовным образованием, это — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, закономерности общественного развития и пути совершенствования общества.

 
В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все общественные объединения равны перед законом.

Все люди рождаются неодинаковыми, они живут в разных условиях, у них разные представления об окружающей жизни, разные идеалы, разные цели. Все это и обусловливает многообразие идеологий — различных систем, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общества.

Вместе с тем, необходимость национальной идеи, способной объединить народы России, была ярко выражена в Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в 1999 г.: «Для России, переживающей сложные времена своей истории, жизненно необходимо новое видение своей будущности. Должен быть принят россиянами тот искомый национальный идеал (национальная идея), необходимость которого предощущается обществом и который может придать смысл бытия каждому гражданину и каждому из народов, что волей истории объединились в единое государство. Наверное, для этого потребуется время, не обойдемся мы без споров и дискуссий…»[3]

Сейчас каждая из многочисленных политических партий пытается представить обществу свое видение стоящих перед страной проблем и путей их решения. Это также является одной из форм идеологического многообразия.

В Российской Федерации наряду с идеологическим многообразием признаются политическое многообразие, многопартийность. Политическое многообразие обычно трактуется как сосуществование и взаимодействие различных политических партий, что, естественно, предполагает наличие многопартийности. Политическое многообразие предполагает также равенство и свободу выражения интересов и позиций различных партий, разнообразие мнений, т. е. идеологическое многообразие.

5.2. Конституционный статус
общественных объединений

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на объединение. При этом подчеркивается, что общественные объединения равны перед законом.

 
Революционный характер Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, ред. от 08.03.2015., Рос. газ. от 25 мая 1995 г., заключается в том, что впервые в истории государства разрешалось создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Конституция и федеральный закон запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Формы общественных объединений — политические партии, общественные организации, членами которых могут быть физические и юридические лица, имеющие равные права и обязанности; общественные движения, общественные фонды, учреждения и органы общественной самодеятельности — все они не имеют индивидуального членства.

Общественные объединения могут быть зарегистрированы в органах юстиции, при этом они приобретают права юридического лица. Каждое общественное объединение должно иметь устав и другие учредительные документы (решение съезда, собрания учредителей). Общественные объединения, в том числе не зарегистрированные в органах юстиции, в случае нарушения законодательства и своего устава несут ответственность, вплоть до приостановления их деятельности или ликвидации их по решению суда.

Наибольшую общественную значимость среди общественных объединений имеют политические партии. Основными целями политических партий является: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Членами политической партии могут быть только граждане Российской Федерации, дееспособные и достигшие возраста 18 лет. Членство в партии является добровольным и индивидуальным.

В июле 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ, ред. от 23.05.2015, Рос. газ. от 14 июля 2001 г. В соответствии с законом в политической партии должно было быть не менее 10 тысяч членов, и более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна была иметь региональные объединения численностью не менее 100 человек. В 2005 г. требования были ужесточены. Минимальная численность членов партии была установлена на уровне 50 тысяч, а региональных объединений — на уровне не менее 500 человек.

Однако в 2012 г. в федеральный закон «О политических партиях» было внесено изменение о резком снижении требований при регистрации партий. Нижний предел численного состава партий опустили до 500 человек. После упрощения порядка регистрации новых политических партий Минюст буквально завалили заявками о регистрации новых партий. Одновременно с этим процессом шел процесс ликвидации мелких партий по решению суда в связи с тем, что они не участвовали в выборах. За 8 лет было ликвидировано 56 партий. В то же время в 2020 г. было создано 4 новых партии. Всего по состоянию на 7 августа 2020 г. Минюстом зарегистрировано 42 политических партии.

При проведении выборов по пропорциональной системе политическая партия должна преодолеть пятипроцентный барьер. На выборах депутатов Государственной Думы 18.09. 2016 г. участвовало 11 политических партий, однако пятипроцентный избирательный барьер преодолели лишь четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». С учётом одномандатных округов эти четыре партии получили 447 депутатских мандатов (соответственно – 343, 42, 39, 23 мандата). Ещё две партии (Родина и Гражданская платформа) сумели провести в парламент по одному человеку по мажоритарной системе в одномандатных округах. Из самовыдвиженцев, не связанных с политическими партиями, в парламент прошел лишь один человек.

Главная цель политических партий — борьба за власть, участие в выборах в различные органы государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с законом они становятся единственным видом общественных объединений с правом выдвижения кандидатов в депутаты и на иные выборные должности. Но это право является и их обязанностью, если партия в течение пяти лет подряд не принимает участия в выборах, она подлежит ликвидации.

Политические партии пользуются поддержкой государства. Им обеспечивается равный доступ к государственным и муниципальным СМИ. Партиям могут предоставляться помещения и средства связи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Осуществляется также государственное финансирование в целях компенсации финансовых затрат партии на выборах.

Партии могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Они вправе также принимать пожертвования от граждан Российской Федерации и юридических лиц. Не допускаются пожертвования из иностранных источников, а также от органов государственной власти и местного самоуправления, военных частей, религиозных и благотворительных организаций.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Партии обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации и законы. Они должны ежегодно представлять в регистрирующие органы информацию о численности своих членов в каждом из региональных объединений, копии финансовых отчетов.

Среди других общественных объединений важную роль играют профсоюзы, которые объединяют граждан по профессиональным признакам, а также по политическим взглядам, в основном для защиты своих трудовых прав и экономических интересов (см.: Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ, ред. от 22.10. 2014 г., Рос. газ. от 20 января 1996 г.).

К общественным объединениям относятся и религиозные объединения, являющиеся добровольными объединениями граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованных в целях совместного исповедания и распространения веры.

 
Религиозные объединения создаются добровольным объединением граждан Российской Федерации и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, в целях совместного исповедания и распространения веры. Как и другие общественные объединения, они могут создаваться без предварительного разрешения органов власти. При регистрации в органах юстиции они получают права юридического лица. Учредителями могут выступать только граждане Российской Федерации. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997. № 125-ФЗ, ред. от 20.04.2015, Рос.газ. от 01.10.1997, предусмотрены три вида религиозных объединений:

¾ религиозные группы, численностью не менее трех человек, осуществляющие свою деятельность без государственной регистрации;

¾ местные религиозные организации, зарегистрированные в органах юстиции, состоящие не менее чем из 10 участников, граждан РФ старше 18 лет, проживающих в одной местности. Для регистрации эти объединения должны были представить подтверждение о существовании на данной территории не менее 15 лет, которое выдавалось органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации. Однако в 2015 г. положение о 15-летнем сроке было отменено;

¾ централизованные религиозные организации, состоящие не менее чем из трех местных религиозных организаций.

На территории Новосибирской области действуют более 300 религиозных объединений, относящихся более чем к 20 конфессиям, 225 из них зарегистрированы в Главном управлении Министерства юстиции России по Новосибирской области, и имеют статус местных религиозных организаций.  Ведущее место среди них занимают религиозные объединения Русской Православной Церкви – 110 зарегистрированных организаций. Действуют также объединения, относящиеся к различным направлениям христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др. Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или по решению суда.

В последние годы большое внимание привлекается к организации и деятельности некоммерческих организаций (НКО), деятельность которых регулируется федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 24.01.1996. № 7-ФЗ, ред. от 02.05.2015, Рос. газ. от 24.01.1996. В связи с тем, что многие некоммерческие организации, работающие при финансовой поддержке из-за рубежа, фактически ведут подрывную работу внутри государства, им было предложено зарегистрироваться в качестве иностранных агентов, что вызывает естественно возмущение и со стороны самих НКО, а также со стороны их зарубежных спонсоров.

 
Особое место в системе гражданского общества занимает национально-культурная автономия (см. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ, ред. 04.11.2014, Рос. газ.от 25 июня 1996 г.), которая определяется федеральным законом как форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

В Новосибирской области созданы национально-культурные автономии российских немцев, украинцев, татар, евреев, корейцев и других национальностей.

На принципах идеологического и политического многообразия в РФ действуют негосударственные средства массовой информации. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации для неограниченного круга лиц, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Конституция и Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1, ред. от 24.11.2014, Рос. газ. от 8 февраля 1992 г., гарантируют свободу массовой информации, запрещают предварительную цензуру. Вместе с тем не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Не может выступать учредителем: гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

В 2017 г. в ответ на недружественные действия США в отношении российских СМИ, работающих на территории США (RT), в федеральный закон о СМИ была внесена поправка, обязывающая иностранные СМИ, работающие на территории РФ (Голос Америки, Свобода и др.), также зарегистрироваться в качестве иностранных агентов.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации в органах по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Кроме регистрации необходима лицензия на вещание, которая выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Лицензия может быть аннулирована в случае нарушения закона.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.

Таким образом, одной из важнейших основ конституционного строя РФ являются идеологическое и политическое многообразие. Эти проблемы снова оказываются в центре взаимоотношений России с Западом.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: