1. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
2. Назовите отличия статуса республик от иных субъектов РФ.
3. Дайте определение административно-территориального устройства государства.
4. Назовите основные принципы административно-территориального устройства.
5. Назовите три основных уровня административно-территориального устройства в РФ.
6. Какие административно-территориальные единицы входят в состав областей, краев?
7. Какие административно-территориальные единицы входят в состав районов?
8. Каково соотношение понятий город и городской округ, сельский населенный пункт и сельское поселение?
9. Охарактеризуйте понятие з акрытые административно-территориальные образования.
Тема 11. Конституционная система
органов государственной власти
Российской Федерации
Учебные цели: усвоение понятий государственные органы и системы органов государственной власти.
План
11.1. Понятие и признаки органа государства.
11.2. Система и виды органов государства.
|
|
11.1. Понятие и признаки органа государства
Одна из главных функций любой конституции является устройство государственной власти, создание определенной системы ее органов, обеспечивающих эффективную работу всего государственного механизма.
|
Многообразие сфер социальной жизни, требующих государственного руководства, предопределяет сложность и разветвленность этой системы. Многие из государственных органов названы в Конституции Российской Федерации, где также закреплены их статус, порядок формирования, работы и взаимодействия друг с другом. В первую очередь, это федеральные органы государственной власти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Кроме них, в систему входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня.
|
|
|
Различные государственные органы (органы государства) отличаются друг от друга функциями, компетенцией, методами осуществления задач, принципами и формами деятельности. Однако имеютсяобщие признаки, присущие всем государственным органам.
Во-первых, это особый, установленный государством порядок образования. Каждый орган государства создается в соответствии с порядком, установленным Конституцией, законами или другими правовыми актами, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти. Не могут быть ликвидированы органы государства, установленные Конституцией, без изменения самой Конституции. Аналогичным образом, на основании конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации устанавливается порядок образования государственных органов власти субъектов Российской Федерации при обязательном соответствии основам конституционного строя и общим принципам организации органов государственной власти.
Во-вторых, другая важная черта государственных органов ̶ это то, что они создаются для осуществления определенных задач и функций государственной власти (Федеральное Собрание — законодательный орган, Правительство — орган исполнительной власти и т. д.).
|
Государственно-властные полномочия органа государства составляют ядро его компетенции.
Компетенция государственного. органа или должностного лица – это сфера (круг) общественных отношений, в рамках которых указанный орган или должностное лицо исполняет возложенные на него функции и полномочия.
Функция государственного органа или должностного лица - это непрерывная череда юридических действий по реализации задач, установленных перед указанным органом или должностным лицом Конституцией РФ, конституцией (уставом) субъекта РФ, законом или иным нормативным правовым актом. (напр.: Президент РФ – гарант конституции).
Полномочия государственного органа или должностного лица – это юридическая возможность или обязанность совершать конкретные юридические действия, связанные с реализацией задач, стоящих перед государственным органом или должностным лицом. (напр.: назначение Президентом РФ Председателя Правительства РФ).
Важным признаком государственного органа является особый, установленный государством порядок его деятельности. Составной частью этого порядка являются принимаемые органом правовые акты, имеющие различную юридическую силу: законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т. д.
Неотъемлемой частью статуса государственного органа является его самостоятельность в рамках определенной законом компетенции, включая финансовую самостоятельность и предоставление прав юридического лица. Каждый орган государства наделяется необходимым для функционирования имуществом, их финансирование осуществляется из соответствующих государственных бюджетов, что обеспечивает их независимость от других органов государства.
Будучи органами государства, они при осуществлении своих полномочий выступают от имени государства, используя при этом государственные символы и атрибуты: флаг, герб, гимн, государственный язык и др.
|
|
Как правило, органы государства имеют сложную структуру, но их составные части, в достаточной мере организационно и функционально оформленные, тем не менее, не могут выступать как органы государства, если они не обладают финансовой самостоятельностью. К таким вспомогательным органам относятся комитеты, отделы, комиссии и т. д.
Необходимо также различать понятия государственный орган и орган государственной власти. Каждый орган государственной власти можно определить, как государственный орган, но не каждый государственный орган можно охарактеризовать как орган государственной власти, поскольку только органы государственной власти, осуществляя государственно-властные полномочия, обладают правом принятия правовых актов внешнего действия, распространяющихся на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждан и их объединения.
Таким образом, государственный орган — это организационно и структурно обособленная (самостоятельная) часть государственного механизма, наделенная законодательством государственно-властными полномочиями и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти, при этоморган государственной власти наделяется правом принятия правовых актов внешнего действия.
Эти же признаки во многом характерны для органов местного самоуправления, которые, однако, не входят в систему органов государственной власти. А органы общественных организаций, в отличие от государственных органов, не имеют государственно-властных полномочий, и за ними нет силы государственного принуждения.
11.2. Система и виды органов государства
|
|
|
Сложность системы государственных органов в Российской Федерации обусловлена многими факторами: необходимостью реализации многообразных функций государственной власти; принципом разделения властей, требующим выделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; наличием различных государственных органов с особым статусом; необходимостью координации и взаимодействия властей всех уровней; федеративным государственным устройством России, обусловливающим создание самостоятельных государственных органов субъектов Федерации; их разнообразие с национальными и региональными особенностями, как в названиях соответствующих органов, так и в их организационной структуре.
Можно выделить два основных классификационных признака государственных органов: функциональный и уровневый.
По функциональному признаку, обусловленному принципом разделения властей, выделяются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, необходимо отметить особую роль Президента Российской Федерации, который не входит ни в одну из ветвей власти, обладает специфическими полномочиями, установленными Конституцией и позволяющими ему как главе государства оказывать влияние на все ветви власти. Не относятся ни к одной ветви власти также органы прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов, и ряд других государственных органов с особым статусом.
По уровню органа власти, обусловленному федеративным устройством, выделяются государственные органы власти федеральные и государственные органы власти субъектов Российской Федерации. Их взаимодействие обеспечивается на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между ними.
Итак, государственную власть в Российской Федерации в соответствии с Конституцией осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, система органов власти устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации власти в Российской Федерации.
В отличие от системы органов есть понятие – структура органов. Это – перечень конкретных органов, входящих в систему органов, с их конкретными названиями, подчиненностью и т.д.
Теперь последовательно рассмотрим государственные органы различных ветвей власти — как федеральные органы, так и региональные органы субъектов Федерации.
1. Органы законодательной власти. Они формируются на основе свободных выборов, через них народ осуществляет свою власть. Эти органы обладают исключительным правом издавать законы, действуют на коллегиальной основе, решения принимают большинством голосов, независимы, среди них нет иерархической подчиненности.
|
|
|
|
Федеральные органы исполнительной власти, в свою очередь, для реализации своих функций могут создавать свои территориальные органы в субъектах федерации, в федеральных округах и на иных территориях. Эти органы не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления.
Высшие органы исполнительной власти субъектов Федерации — администрации, правительства субъектов Федерации — также имеют свою разветвленную систему: министерства, департаменты, управления, комитеты, отделы.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации подчинены федеральным только по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации создается единая система исполнительной власти в Российской Федерации с подчиненностью снизу доверху, включающая как федеральные органы, так и органы исполнительной власти субъектов Федерации.
|
|
|
В 2014 году был ликвидирован Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
|
|
|
|
— Следственный комитет Российской Федерации — является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
|
|
|
— Центральная избирательная комиссия, действующая на постоянной основе и осуществляющая руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, а также по проведению референдума;
|
В субъектах Федерации также могут создаваться органы государственной власти с особым статусом.
Некоторые авторы относят все эти государственные органы к числу органов исполнительной власти. Однако эти органы имеют статус самостоятельных органов и не подчиняются Правительству РФ, которое является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации.
|
*
* *
Федеративноегосударство — это конституционный или договорный союз нескольких государств или государственных образований, имеющих определенную самостоятельность, основанный на разграничении властных полномочий. Каждый субъект Федерации имеет свою конституцию или устав и свое законодательство, признавая при этом высшую юридическую силу федеральной конституции и федеральных законов. При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в своих постановлениях подчеркивал, что субъекты Федерации не имеют государственного суверенитета.