Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

2. Назовите отличия статуса республик от иных субъектов РФ.

3. Дайте определение административно-территори­ального устройства государства.

4. Назовите основные принципы административно-территориального устройства.

5. Назовите три основных уровня административно-территориального устройства в РФ.

6. Какие административно-территориальные единицы входят в состав областей, краев?

7. Какие административно-территориальные единицы входят в состав районов?

8. Каково соотношение понятий город и городской округ, сельский населенный пункт и сельское поселение?

9. Охарактеризуйте понятие з акрытые административно-территориальные образования.

Тема 11. Конституционная система
органов государственной власти
Российской Федерации

Учебные цели: усвоение понятий государственные органы и системы органов государственной власти.

 



План

11.1. Понятие и признаки органа государства.

11.2. Система и виды органов государства.

11.1. Понятие и признаки органа государства

Одна из главных функций любой конституции является устройство государственной власти, создание определенной системы ее органов, обеспечивающих эффективную работу всего государственного механизма.

 
Государство занимает центральное место в сложной структуре политической системы общества. В то же время оно само представляет сложную организацию, состоящую из многих элементов, которые и составляют систему органов государства.

Многообразие сфер социальной жизни, требующих государственного руководства, предопределяет сложность и разветвленность этой системы. Многие из государственных органов названы в Конституции Российской Федерации, где также закреплены их статус, порядок формирования, работы и взаимодействия друг с другом. В первую очередь, это федеральные органы государственной власти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Кроме них, в систему входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня.

 
Органы государственной власти являются предметом для изучения различными юридическими дисциплинами. Особенность же конституционного права заключается в том, что оно рассматривает основные стороны их организации и деятельности: общие принципы организации и деятельности государственных органов; правовой статус важнейших органов власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и ее субъектов.

Различные государственные органы (органы государства) отличаются друг от друга функциями, компетенцией, методами осуществления задач, принципами и формами деятельности. Однако имеютсяобщие признаки, присущие всем государственным органам.

Во-первых, это особый, установленный государством порядок образования. Каждый орган государства создается в соответствии с порядком, установленным Конституцией, законами или другими правовыми актами, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти. Не могут быть ликвидированы органы государства, установленные Конституцией, без изменения самой Конституции. Аналогичным образом, на основании конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации устанавливается порядок образования государственных органов власти субъектов Российской Федерации при обязательном соответствии основам конституционного строя и общим принципам организации органов государственной власти.

Во-вторых, другая важная черта государственных органов  ̶ это то, что они создаются для осуществления определенных задач и функций государственной власти (Федеральное Собрание — законодательный орган, Правительство — орган исполнительной власти и т. д.).

 
Непременным признаком каждого органа государства является наделение его государственно-властными полномочиями, включающими возможность применения государственного принуждения. Решения, принятые государственными органами в пределах своей компетенции, обязательны для выполнения всеми другими государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, которым они адресованы.

     Государственно-властные полномочия органа государства составляют ядро его компетенции.

     Компетенция государственного. органа или должностного лица – это сфера (круг) общественных отношений, в рамках которых указанный орган или должностное лицо исполняет возложенные на него функции и полномочия.

      Функция государственного органа или должностного лица - это непрерывная череда юридических действий по реализации задач, установленных перед указанным органом или должностным лицом Конституцией РФ, конституцией (уставом) субъекта РФ, законом или иным нормативным правовым актом. (напр.: Президент РФ – гарант конституции).

       Полномочия государственного органа или должностного лица – это юридическая возможность или обязанность совершать конкретные юридические действия, связанные с реализацией задач, стоящих перед государственным органом или должностным лицом. (напр.: назначение Президентом РФ Председателя Правительства РФ).

Важным признаком государственного органа является особый, установленный государством порядок его деятельности. Составной частью этого порядка являются принимаемые органом правовые акты, имеющие различную юридическую силу: законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т. д.

Неотъемлемой частью статуса государственного органа является его самостоятельность в рамках определенной законом компетенции, включая финансовую самостоятельность и предоставление прав юридического лица. Каждый орган государства наделяется необходимым для функционирования имуществом, их финансирование осуществляется из соответствующих государственных бюджетов, что обеспечивает их независимость от других органов государства.

Будучи органами государства, они при осуществлении своих полномочий выступают от имени государства, используя при этом государственные символы и атрибуты: флаг, герб, гимн, государственный язык и др.

Как правило, органы государства имеют сложную структуру, но их составные части, в достаточной мере организационно и функционально оформленные, тем не менее, не могут выступать как органы государства, если они не обладают финансовой самостоятельностью. К таким вспомогательным органам относятся комитеты, отделы, комиссии и т. д.

Необходимо также различать понятия государственный орган и орган государственной власти. Каждый орган государственной власти можно определить, как государственный орган, но не каждый государственный орган можно охарактеризовать как орган государственной власти, поскольку только органы государственной власти, осуществляя государственно-властные полномочия, обладают правом принятия правовых актов внешнего действия, распространяющихся на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждан и их объединения.

Таким образом, государственный орган — это организационно и структурно обособленная (самостоятельная) часть государственного механизма, наделенная законодательством государственно-властными полномочиями и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти, при этоморган государственной власти наделяется правом принятия правовых актов внешнего действия.

Эти же признаки во многом характерны для органов местного самоуправления, которые, однако, не входят в систему органов государственной власти. А органы общественных организаций, в отличие от государственных органов, не имеют государственно-властных полномочий, и за ними нет силы государственного принуждения.

11.2. Система и виды органов государства

 
Совокупность всех государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему государственных органов Российской Федерации. Система государственных органов характеризует виды государственных органов с указанием их основных функций.

Сложность системы государственных органов в Российской Федерации обусловлена многими факторами: необходимостью реализации многообразных функций государственной власти; принципом разделения властей, требующим выделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; наличием различных государственных органов с особым статусом; необходимостью координации и взаимодействия властей всех уровней; федеративным государственным устройством России, обусловливающим создание самостоятельных государственных органов субъектов Федерации; их разнообразие с национальными и региональными особенностями, как в названиях соответствующих органов, так и в их организационной структуре.

Можно выделить два основных классификационных признака государственных органов: функциональный и уровневый.

По функциональному признаку, обусловленному принципом разделения властей, выделяются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, необходимо отметить особую роль Президента Российской Федерации, который не входит ни в одну из ветвей власти, обладает специфическими полномочиями, установленными Конституцией и позволяющими ему как главе государства оказывать влияние на все ветви власти. Не относятся ни к одной ветви власти также органы прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов, и ряд других государственных органов с особым статусом.

По уровню органа власти, обусловленному федеративным устройством, выделяются государственные органы власти федеральные и государственные органы власти субъектов Российской Федерации. Их взаимодействие обеспечивается на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между ними.

Итак, государственную власть в Российской Федерации в соответствии с Конституцией осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, система органов власти устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации власти в Российской Федерации.

В отличие от системы органов есть понятие – структура органов. Это – перечень конкретных органов, входящих в систему органов, с их конкретными названиями, подчиненностью и т.д.

Теперь последовательно рассмотрим государственные органы различных ветвей власти — как федеральные органы, так и региональные органы субъектов Федерации.

1. Органы законодательной власти. Они формируются на основе свободных выборов, через них народ осуществляет свою власть. Эти органы обладают исключительным правом издавать законы, действуют на коллегиальной основе, решения принимают большинством голосов, независимы, среди них нет иерархической подчиненности.

 
На федеральном уровне — это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В субъектах Федерации законодательные органы различны по структуре и по названиям, но сущность их едина — они призваны осуществлять законодательное регулирование общественных отношений на территории каждого субъекта Федерации в рамках их компетенции.

 
2. Органы исполнительной власти. Главной их функцией является исполнение законов в процессе управления страной, субъектом Федерации. Высшим органом исполнительной власти является Правительство Российской Федерации, которое формируется Президентом Российской Федерации с участием Государственной Думы, а исполнительные органы субъектов Федерации формируются высшими должностными лицами с участием органов законодательной власти субъектов Федерации.

 
 
Кроме того, сформирована трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти, включающая федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Министерства осуществляют функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Службы осуществляют функции по контролю и надзору в своей сфере деятельности, а агентства — по оказанию государственных услуг.

Федеральные органы исполнительной власти, в свою очередь, для реализации своих функций могут создавать свои территориальные органы в субъектах федерации, в федеральных округах и на иных территориях. Эти органы не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления.

Высшие органы исполнительной власти субъектов Федерации — администрации, правительства субъектов Федерации — также имеют свою разветвленную систему: министерства, департаменты, управления, комитеты, отделы.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации подчинены федеральным только по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации создается единая система исполнительной власти в Российской Федерации с подчиненностью снизу доверху, включающая как федеральные органы, так и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

 
В целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений была произведена реорганизация института полномочных представителей Президента Российской Федерации. Ранее они назначались в каждом субъекте Федерации, а в 2000 г. были созданы семь федеральных округов (с 2016 г.  – восемь), в которых полномочные представители Президента Российской Федерации формируют весьма разветвленную систему органов для координации деятельности федеральных органов власти на местах и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными объединениями.

 
 
3. Органы судебной власти. Они осуществляют государственную власть специфическими методами — посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, ред. от 05.02.2014,Рос. газ. от 6 января 1997 г., и включает в себя: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, подведомственные им федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

В 2014 году был ликвидирован Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

 
 путём присоединения его к Верховному Суду с сохранением иных арбитражных судов, которые теперь подчиняются Верховному Суду Российской Федерации
 
.

 
Кроме того, создаются федеральные органы государственной власти с особым статусом, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. По своему статусу они независимы и самостоятельны. К их числу относятся:

 
Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов, подчиненная Генеральному прокурору Российской Федерации;

Следственный комитет Российской Федерации — является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

 
Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации. Однако этот же закон оставляет за Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами право осуществлять надзор за исполнением законов Следственным комитетом.

 
Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий денежную эмиссию, обеспечивает защиту рубля и его устойчивость, не подчиняется Правительству Российской Федерации, подотчетен Государственной Думе;

 
Счетная палата Российской Федерации — государственный орган, формируемый палатами Федерального Собрания на паритетных началах (по шесть аудиторов) для контроля за исполнением федерального бюджета и других финансовых законов;

Центральная избирательная комиссия, действующая на постоянной основе и осуществляющая руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, а также по проведению референдума;

 
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, назначаемый Государственной Думой и призванный обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В субъектах Федерации также могут создаваться органы государственной власти с особым статусом.

Некоторые авторы относят все эти государственные органы к числу органов исполнительной власти. Однако эти органы имеют статус самостоятельных органов и не подчиняются Правительству РФ, которое является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации.

 
(О деятельности органов государственной власти с особым статусом смотри соответствующие федеральные законы).

*

* *

Федеративноегосударство — это конституционный или договорный союз нескольких государств или государственных образований, имеющих определенную самостоятельность, основанный на разграничении властных полномочий. Каждый субъект Федерации имеет свою конституцию или устав и свое законодательство, признавая при этом высшую юридическую силу федеральной конституции и федеральных законов. При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в своих постановлениях подчеркивал, что субъекты Федерации не имеют государственного суверенитета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: