Развитие отечественной психологии

Основы отечественной научной психологии также закладывались в конце XIX начале XX века. Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений – религиозного-философско и естественнонаучного. Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа Владимира Сергеевича Соловьева. Представители этого направления – Н. Я. Грот, Г. И. Челпанов, Л. М. Лопатин, Н. О. Лосский и др. − считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Естественнонаучное направление связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики, оно получило развитие в работах Владимира Михайловича Бехтерева – выдающегося русского физиолога, психиатора и психолога. Его теория получила название «рефлексология». В. М. Бехтерев создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию и Психоневрологический институт, в котором осуществлялись комплексные исследования человека. Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, проте­кающие с участием головного мозга. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений привлекались теории физиологии высшей нервной деятельности. Рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания»; вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов; получалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную».

Бихевиористских принципов придерживался в тот период и вы­дающийся психолог и педагог Павел Петрович Блонский, трактовавший психологию как науку о поведении живых существ, но обозначавший принципиальные особенности социального поведения. Он выступал за комплексный подход к изучению личности.

Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировав­шихся в 20−30 гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским. Л. С. Выготский считается основателем отечественной психологии ХХ века. Он стремился разрешить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную специфику психического мира человека и определить механизмы его формирования. Важным моментом его концепции является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Развитие психических функций происходит в результате освоения индивидом ценностей культуры.

Учеником и последователем Л. С. Выготского был Алексей Николаевич Леонтьев, который создал «теорию деятельности ». В целом Леонтьев развивал важнейшие идеи своего учителя, уделяя основное внимание тому, что оказалось недостаточно разработано Выготским – проблеме деятель­ности. Если Л. С. Выготскому психология представлялась наукой о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культуры, то А. Н. Леонтьев ориентировал психологию на изучение психического отражения реальности в процессе деятельности. Общий принцип, которым руководствовался Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. В этой формулировке намечено направление поиска ответов на важнейшие теоретические вопросы психологии: как возникает психическое, каково его строение и как его изучать. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности. Сложившиеся в результате интериоризации внутренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, яв­ляются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний и т.п. Этот процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация». Принцип «интериоризацииэкстериоризации» – один из важнейших в теории деятельности.

Идеи Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие и в работах другого выдающегося отечественного психолога, основоположника нейропсихологии Александра Романовича Лурия, исследовавшего проблемы мозговой локализации высших психических функций. Основное внимание он уделял экспериментальному исследованию.

Деятельностный подход разрабатывался основателем другой психо­логической школы – Сергеем Леонидовичем Рубинштейном, и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг. ХХ в. при рассмотрении прин­ципа «творческой самодеятельности». Любая деятельность является само­стоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей Рубинштейна. «...Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого».[4] Если для школы Л.С. Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории Рубинштейна исходным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность. Через принцип деятельности С. Л. Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир, и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека неразрывно связаны личный и общественный опыт.

Важным направлением в советской психологии и явилась «теория установки», основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы. Всякое поведение есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Д. Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий, к действиям в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека. Концепция Узнадзе в теоретическом плане была противо­поставлена так называемому «постулату непосредственности», наиболее ярко выраженному в бихевиоризме – внешние раздражители непосредственно определяют поведение.

Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является «теория отношений» Виктора Николаевича Мясищева, представляющая особый подход в рамках марксистской методологии к проблемам личности. Ученый исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности; в этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Основные стороны психи­ческой жизни, по Мясищеву – психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге. Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В. Н. Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений.

Еще одно направление отечественной психологии связано с именем Бориса Герасимовича Ананьева, который выступил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологии и других наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человека, как биологического вида, анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида, изучение человека как личности и анализ проблем человечества.

Для современного этапа развития отечественной и западной психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний. В структуре современной психологии существует ряд отдельных отраслей, многие из которых, наряду с общей психологией, приобрели самостоятельный статус (социальная, инженерная, детская, юридическая, экологическая, медицинская психологии, психология управления и др.).

Методы психологии

Как и у всякой науки, у психологии есть свои методы исследования. В психологии можно выделить 4 группы методов: организационные, эмпирические, психодиагностические и коррекционные методы.

Организационные методы. К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: методом поперечных срезов и лонгитюдный методом.

Суть поперечных, или срезовых, исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития выводят на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах испытуемых, разных уровней развития, с различными свойствами личности, клиническими реакциями и т.п., при этом

Лонгитюдный метод более затратный, но дает возможность анализа индивидуальных особенностей развития личности, позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, дает возможность решить вопрос так называемых критических периодов в развитии.

Эмпирические методы. Традиционно эмпирические методы считаются основной группой методов психологии. К ним относятся наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучаютпсихические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. В психологии наблюдение выступает в двух основных формах — как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение. Применение метода наблюдения должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя, создание специальных условий в целях изучения причинно-следственных связей. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов (верификация).

Эксперимент может быть естественным и лабораторным, констатирующим и формирующим.

Естественный эксперимент – метод исследования в естественных условиях, т.е. экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Лабораторный эксперимент отличает то, что он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкциями.

Констатирующий эксперимент направлен на изучение некоторых психологических феноменов в некоторой выборке без дополнительного воздействия на эту выборку. В рамках констатирующего исследования проводится анализ различий или анализ взаимосвязей психологических показателей. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые психические процессы. Формирующий эксперимент предполагает проектирование и моделирование содержания формируемых психических новообразований,

Психодиагностические методы. Основным инструментом психодиагностики являются психологические тесты и опросы.

Психологические тесты − это краткие, стандартизированные испытания, не требующие, как правило, сложных технических приспособлений, поддающиеся стандартизации и математической обработке данных. Тестирование дает возможность выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), позволяет наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

Методы опроса: интервью, анкетирование. К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса − получение информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашивающих.

Можно выделить несколько видов опросов: устный − интервью, проводимое исследователем по определенному плану и телефонный опрос, и письменный − анкетирование, предназначенное для самостоятельного заполнения.

С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы. Выделяют два вида интервью: стандартизированные, когда формулировки вопросов и их последовательность заранее определены и одинаковы для всех опрашиваемых, и нестандартизированные, когда исследователь руководствуется лишь общим планом интервью.

Анкетирование (заочный опрос) тоже имеет свою специфику. К заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выявить отношение людей к острым дискуссионным вопросам, либо опросить большое число людей за ограниченное время. Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц. Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы.

Кроме того к вспомогательным психодиагностическим методам относятся: анализ продуктов деятельности (этот метод широко применяется в исторической психологи и в детской), беседа и методы обработки данных (количественный и качественный анализ).

Коррекционные методы – это методы, которые исследователи используют в отношении психически здоровых людей и направленные на оптимизацию внутреннего мира испытуемых. К коррекционным методам относятся игротерапия, арттерамия, сказкотерапия, психогимнастика, психодрама, аутотренинг и групповой тренинг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: