Структура деятельности

Деятельность начинается с целеполагания, затем следует одно или несколько действий, состоящих из планирования, исполнения и контроля, на завершающей стадии выполняется оценивание. При этом деятельность, как правило, регулируется механизмами обратной связи, т.е. достигнутый результат влияет на дальнейшее разворачивание деятельности. Каналом обратной связи служат органы чувств, с помощью которых воспринимаются ориентиры действия, − такие признаки предметов и движений, которые существенны для выполнения того или иного действия.

Обратная связь имеет непосредственное отношение к контролю и оцениванию. Контроль предназначен для отслеживания достигнута ли цель Оценивание, в свою очередь, отслеживает, удовлетворена ли потребность. Более подробно структура деятельности представлена на схеме.

Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)

Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)

Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).

Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.

Средства то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.

Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.

Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Вся деятельность человека − это череда постоянных действий.

Действие – то процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают (по Веберу М):

целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель,

ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности,

аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом и традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

Традиционно деятельность принято классифицировать как материальную и духовную:

Материальная (практическая): материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ) и социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

Духовная: познавательная (познание мира, общества, человека), ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни) и прогностическая (предвидение, планирование будущего)

В психологии так же выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд. При этом, игра – процессуальный вид деятельности, важен процесс, а не результат, учение и труд – результативные виды деятельности, они близки по психологической природе, так как здесь важен именно результат деятельности, а не процесс.

Игра. Вид непродуктивной, процессуальной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Это первый вид деятельности, который осваивает ребёнок.

Исследования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Ее побудителем является потребность в активности, а источником – подражание и опыт. По мере взросления ребёнка игра усложняется, дети осваивают социальное поведение, способы согласования действий, подчиненное требованиям коллектива.

Учение – это деятельность, главной целью которой является освоение знаний, умений, навыков. Такой особый вид деятельности включает в себя:

· усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса – знания);

· освоение приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт этого процесса – навыки);

· овладение способами применения указанной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт этого процесса – умения).

Учебная деятельность не только вооружает человека знаниями, навыками и умениями, необходимыми для различных видов общественно полезной активности. Она формирует умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей.

Труд – это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых обществом) продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность – главная деятельность человека. Цели деятельности человека не определяться только его личными потребностями, они задаются ему обществом. Таким образом, трудовая деятельность людей является по своей природе общественной.

Человеческая деятельность имеет особенности:

· Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.

· Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.

· Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.

· Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.

· Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.

· Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Творчество – это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности – уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

· Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.

· Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.

· Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.

· Интуиция – знание, предвидение,появление которого невозможно объяснить.

Вопросы для самоконроля:

1. Кто и что может выступать в качестве субъектов деятельности?

2. В чём состоит значение ведущей деятельности?

3. Чем определяется содержание деятельности?

4. Почему человек может участвовать только в одной деятельности, и как объяснить тот факт, что нередко человек выполняет сразу несколько дел?

5. Каково значение обратных связей в структуре деятельности?

Темы для обсуждения на практических занятиях:

1. Игра как вид деятельности. Виды игр.

2. Учение как процесс овладения знаниями и навыками.

3. Трудовая деятельность человека.

4. Творчество как высший уровень деятельности.

5. Роль упражнений в выработке навыков




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: