Деятельность начинается с целеполагания, затем следует одно или несколько действий, состоящих из планирования, исполнения и контроля, на завершающей стадии выполняется оценивание. При этом деятельность, как правило, регулируется механизмами обратной связи, т.е. достигнутый результат влияет на дальнейшее разворачивание деятельности. Каналом обратной связи служат органы чувств, с помощью которых воспринимаются ориентиры действия, − такие признаки предметов и движений, которые существенны для выполнения того или иного действия.
Обратная связь имеет непосредственное отношение к контролю и оцениванию. Контроль предназначен для отслеживания достигнута ли цель Оценивание, в свою очередь, отслеживает, удовлетворена ли потребность. Более подробно структура деятельности представлена на схеме.
Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)
Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
|
|
Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
Средства − то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Вся деятельность человека − это череда постоянных действий.
Действие – то процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.
По мотивам действия бывают (по Веберу М):
целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель,
ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности,
аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом и традиционные – в их основе лежат длительные привычки.
Виды деятельности
Традиционно деятельность принято классифицировать как материальную и духовную:
Материальная (практическая): материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ) и социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)
Духовная: познавательная (познание мира, общества, человека), ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни) и прогностическая (предвидение, планирование будущего)
|
|
В психологии так же выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд. При этом, игра – процессуальный вид деятельности, важен процесс, а не результат, учение и труд – результативные виды деятельности, они близки по психологической природе, так как здесь важен именно результат деятельности, а не процесс.
Игра. Вид непродуктивной, процессуальной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Это первый вид деятельности, который осваивает ребёнок.
Исследования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Ее побудителем является потребность в активности, а источником – подражание и опыт. По мере взросления ребёнка игра усложняется, дети осваивают социальное поведение, способы согласования действий, подчиненное требованиям коллектива.
Учение – это деятельность, главной целью которой является освоение знаний, умений, навыков. Такой особый вид деятельности включает в себя:
· усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса – знания);
· освоение приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт этого процесса – навыки);
· овладение способами применения указанной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт этого процесса – умения).
Учебная деятельность не только вооружает человека знаниями, навыками и умениями, необходимыми для различных видов общественно полезной активности. Она формирует умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей.
Труд – это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых обществом) продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность – главная деятельность человека. Цели деятельности человека не определяться только его личными потребностями, они задаются ему обществом. Таким образом, трудовая деятельность людей является по своей природе общественной.
Человеческая деятельность имеет особенности:
· Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
· Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
· Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
· Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
· Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
· Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.
Творчество – это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности – уникальность её результата.
Механизм творческой деятельности:
· Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
· Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
|
|
· Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
· Интуиция – знание, предвидение,появление которого невозможно объяснить.
Вопросы для самоконроля:
1. Кто и что может выступать в качестве субъектов деятельности?
2. В чём состоит значение ведущей деятельности?
3. Чем определяется содержание деятельности?
4. Почему человек может участвовать только в одной деятельности, и как объяснить тот факт, что нередко человек выполняет сразу несколько дел?
5. Каково значение обратных связей в структуре деятельности?
Темы для обсуждения на практических занятиях:
1. Игра как вид деятельности. Виды игр.
2. Учение как процесс овладения знаниями и навыками.
3. Трудовая деятельность человека.
4. Творчество как высший уровень деятельности.
5. Роль упражнений в выработке навыков