Краткий словарь терминов

Амнезия − отсутствие воспоминаний или неполные воспоминания о событиях и переживаниях определенного периода; амнезия, в отличие от забывания, − явление патологическое

Анализ − расчленение, мысленное или реальное, объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое).

Анализаторы (органы чувств) − сложные системы чувствительных нервных образований, воспринимающие и анализирующие раздражения, действующие на животных и человека. Каждый анализатор состоит из периферического, или воспринимающего, отдела − рецептора (все органы чувств − глаз, ухо и др.), проводниковой части и высших нервных центров в коре головного мозга.

Анимизм − вера в существование душ и духов.

Антиципация − предвосхищение; свойство живого существа прогнозировать возможное будущее, тесно связана с воображением.

Апперцепция − зависимость отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний.

Ассоциативная психология − представления, господствующие в психологии в XVII − начале XIX века, состоящие в том, что сознание человека возникает в ходе усложнения ассоциаций, хранящихся в памяти.

Ассоциация − связь, возникающая в памяти при определенных условиях, между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.).

Беседа − метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации (т.е. словесного общения).

Верхний абсолютный порог ощущения − это наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данной модальности. Если раздражитель превышает эту величину, возникают болевые ощущения.

Дихотомия − способ классификации: классы, множества, понятия, термины и т.п. разбиваются на пары "соподчиненных" элементов (подклассов, подмножеств и др.).

Знак − материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают языковые и неязыковые знаки;

Знание − отражение свойств реальности в категориях общественного опыта; результат познания.

опыт человечества.

Иллюзии − искаженное восприятие действительности, обман восприятия.

Индивид − человек, как отдельный представитель человеческого рода, имеющий врождённые природные свойства; телесное бытие человека. Индивид означает лишь то, что его отец и мать − люди.

Индивидуальность − человек, как уникальная, самобытная личность, реализующий себя в творческой деятельности.

Индукция − это успешный перенос операций.

Интериоризация − процесс преобразования внешних, предметных действий и отношений во внутренние, умственные. Обратный процесс − экстериоризация.

Интерференция − это неудачный перенос операций.

Интроверсия − дословно: обращенный внутрь; психологическая характеристика личности, означающая направленность на внутренний мир мыслей, переживаний и т. п., самоуглубленность.

Категоризация − психический процесс от­несения единичного объекта или события к некоторому классу.

Когнитивная психология − направление в психологии, рассматривающее зависимость поведения человека от имеющихся у него познавательных схем (когнитивных карт), которые позволяют ему воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем.

Контент-анализ − метод выявления и оценки специфических характеристик тек­стов и других носителей информа­ции (видеозаписей, теле- и радио­передач, интервью, ответов на от­крытые вопросы и т. д.), основанный на выделении в соответствии с целями иссле­дования определенных смысловых единиц содержания и формы информации, с последующим замером частоты и объёма упоминаний этих единиц.

Кора больших полушарий головного мозга − слой серого вещества (толщиной 1-5 мм), покрывающий полушария большого мозга у млекопитающих животных и человека; высший отдел центральной нервной системы, регулирующий и координирующий все жизненно важные функции организма при его взаимодействии с окружающей средой. Кора больших полушарий − материальный субстрат высшей нервной деятельности.

Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.

Личность − человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Методика исследовательская − конкретная реализация исследовательского метода; она отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных, данных.

Методологические принципы − это установки, организующие направление и характер научного исследования.

Методология − это система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятель­ности, иначе говоря, методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат.

Мнемоника (= мнемотехника) − совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Научный подход состоит в единстве метода науки и предмета этой же науки. Это значит, что имеется метод, с помощью которого можно изучать некоторую реальность (предмет науки).

Нейрон − нервная клетка; нейрон воспринимает раздражения, поступающие к нему по корот­ким разветвленным отросткам − дендритам (у каждого нейрона их несколько), перерабатывает эти раздражения, а затем по одному длинному отростку − аксону − передает другим отросткам или рабочим органам.

Нижний абсолютный порог ощущения − минимальная величина раздражителя, необходимая для возникно­вения ощущения.

Парадигма (от греч. paradeigma − пример, образец), общие принципы деятельности учёных, определённые культурные стандарты, схемы, модели постановки проблем и их решения.

Периферическая нервная система − сеть нервных проводников, собирающих информацию о состоянии всех точек тела, органов чувств, мышц и сухожилий, а также передающих к ним команды мозга. Состоит из 12 пар черепно-мозговых нервов, которые иннервируют кожу, мышцы, железы (слезные и слюнные) и другие органы головы и шеи, а также ряд органов грудной и брюшной полости и 31 пары спинномозговых нервов, иннервирующих практически всё тело человека.

Перцепция (от лат. perceptio − представление − восприятие), то же, что восприятие.

Перцепция социальная − это социальная обусловленность процессов восприятия человека человеком.

Поведение − присущее живым существам, в том числе человеку, взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию в этой среде.

Познание − высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер; в результате чего возникает новое знание о мире.

Понятие − мысль, отражающая существенные, т.е. выявленные в ходе научного исследования, свойства предметов, явлений и процессов, закреплённые в термине (словом или группой слов).

Поступок − крупный поведенческий акт (крупнее действия), имеющий общественное, социальное значение и связанное нормами поведения, отношениями самооценкой и т.п.

Принцип − основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснений или руководства к действиям.

Проективные методики предназначены для диагностики личности, их существенным признаком является наличие неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д.

Психодиагностика − область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека.

Психолингвистика − наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний.

Самонаблюдение − наблюдение человека за внутренним планом своей собственной психической жизни, с последующей фиксацией ее проявлений (т.е. фиксацией переживаний, мыслей, чувств и др.).

Семантика (от греч. semantikos − обозначающий), − один из основных разделов семиотики, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов.

Семиотика (от греч. semeion − знак, признак), − наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, главным образом, естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры.

Сенсорная адаптация − это закономерное изменение чувствительно­сти анализаторов под влиянием постоянно действующих раздражителей.

Синтез − соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).

Сознание − высшая форма психического отражения, проявляющаяся в идеальном воспроизведении действительности в психике, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью; идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Социализация − процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

Сублимация (в психологии) − психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества; короче говоря, это процесс разрешения внутренних, психических противоречий на пути личностного роста.

Фрустрация − это эмоциональное состояние, воз­никающее вследствие реальной или воображаемой помехи, за­трудняющей достижение цели и удовлетворение актуализированной потребности.

Функциональная асимметрия мозга − явление, состоящее в том, что полушария мозга выполняют разные функции. Одно вы­полняет ведущую (доминантную) функцию, другое − подчиненную. У правшей доминирует левое полушарие, у левшей − правое. Кроме того, левое полушарие ("логическое", "рациональное") играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления и т. п. А правое полушарие − «образное», эмоциональное, оно воспринимает разнообразную информацию целостно, не по частям. Поэтому ему часто отводится ведущая роль в творче­стве, причем не только художественном, но и научном.

Цель − идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности, иначе говоря, это образ желаемого будущего.

Центральная нервная система − состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг находится в полости черепа, спинной − в позвоночном канале. Центральная нервная система является важнейшим органом психической деятельности.

1. Человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

2. Человека, как носителя этих свойств, тоже называют личностью.

Чувство − одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, оно отличается относительной устойчивостью и постоянством.

Эксперимент в психологии предполагает активное вме­шательство в ситуацию со сторо­ны исследователя, осуществляюще­го планомерное манипулирование одной или несколькими переменны­ми (факторами) и регистрацию со­путствующих изменений в поведе­нии изучаемого объекта.

Экстериоризация − переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

Экстраверсия − дословно: обращенный вовне; психологическая характеристика личности, означающая направленность на внешний мир и деятельность в нем, на интерес к внешним объектам и т. п.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Абрамова Г. С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. − Москва: Прометей, 2018. − 538 с.

Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие / Т. П. Авдулова и др. – Москва: Академия, 2014. – 329 с.

Аминов И. И. Юридическая психология: учебное пособие / И. И. Аминов. – Москва: Юнити-Дана, 2014. – 270 с.

Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии: учебное пособие / О. О. Андронникова. – Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017. – 262 с.

Вайнштейн Л. А. Психология управления: учебное пособие / Л. А. Вайнштейн, И. В. Гулис. − Минск: Вышэйшая школа, 2018. − 382 с.

Веракса Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2014. – 445 с.

Виноградова С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.

Гримак Л. П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримак. − Москва: URSS, Либроком, 2018. − 366 с.

Гришина Н. Психология конфликта: учебное пособие / Наталия Гришина. − Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер пресс, 2018. − 574 с

Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Юрайт, 2014. – 478 с.

Гуревич П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.

Караванова Л. Ж. Психология: учебное пособие / Л. Ж. Караванова. – Москва: Дашков и Кº, 2014. – 263 с.

Коленда А. Н. Основы психологии и педагогики: учебно-методическое пособие / А. Н. Коленда. – Гомель: ГомГМУ, 2013. – 66 с.

Корнилова Т. В. Методологические основы психологии: учебник для вузов / Т. В. Корнилова С. Д. Смирнов. – Москва: Юрайт, 2013. – 490 с.

Корягина Н. А. Социальная психология. Теория и практика: учебник / Н. А. Корягина Е. В. Михайлова. – Москва: Юрайт, 2014. – 491 с.

Кузмицкая Ю. Л. Теоретические и методологические основы общей психологии: учебно-методическое пособие / Ю. Л. Кузмицкая, Е. Д. Мишина. – Гродно: ГрГМУ, 2013. – 149 с.

Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. − Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер Пресс, 2017. − 582 с.

Медведская Е. И. Дипломные работы по психологии: подготовка, оформление, защита: учебно-методическое пособие / Е. И. Медведская. – Брест: БрГУ, 2014. – 76 с.

Ножкина Т.В. Общая психология: курс лекций / Т. В. Ножкина. − Москва: Т8RUGRAM, Научная книга, 2017. − 381 с.

Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология: учебное пособие / С. К. Нартова-Бочавер. – Москва: Флинта: МПСУ, 2015. – 280 с.

Немов Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.

Образцова Л. Самоучитель по психологии / Л. Образцова. – Москва: АСТ: Сова, 2013. – 319 с.

Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум. − 9-е изд. − Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер Пресс, 2018. − 939 с.

Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.

Станиславская И. Г. Психология: основные отрасли: учебное пособие / И. Г. Станиславская И. Г. Малкина-Пых. – Москва: Человек, 2014. – 322 с.

Чалдини Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. − 5-е изд. − Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2018. − 475 с.

Чиркова Т. И. Методологические основы психологии: учебное пособие / Т. И. Чиркова. – Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. – 404 с.

Шабельников, В. К. Функциональная психология. Формирование психологических систем: психика как функциональная система. Формирование быстрой мысли. Социо-биосферная детерминация личности: учебник / В. К. Шабельников. – Москва: Культура: Академический проект, 2013. – 590 с.

Шестопал Е.Б. Политическая психология: учебник / Е. Б. Шестопал. − 5-е изд., переработанное и дополненное. − Москва: Аспект Пресс, 2018. − 365 с.

Юсупов Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Предмет и задачи психологии

Особенности психологии как науки

1.2.1. Мир психических явлений

1.2.2. Связь психологии с другими отраслями науки

1.3. Основные направления зарубежной и отечественной психологии

1.3.1. Развитие западной психологии

1.3.2. Развитие отечественной психологии

1.4. Методы психологии

Вопросы для самоконтроля

Темы для обсуждения на практических занятиях

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Структура и основные функции психики

2.2. Сознание как отражение

2.3. Естественно-научные основы психики

Вопросы для самопроверки

Темы для обсуждения на практических занятиях

ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

3.1. Ощущения

3.2. Восприятие

3.3. Внимание

3.4. Память

3.5. Воображение

3.6. Мышление и речь

Вопросы для самопроверки

Темы для обсуждения на практических занятиях

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

4.1. Эмоции

4.2. Чувства

4.3. Воля

Вопросы для самоконтроля

Темы для обсуждения на практических занятиях

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

5.1. Индивид, личность, субъект, индивидуальность

5.2. Подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии

5.3. Психологическая структура личности

Способности

5.3.2. Темперамент

5.3.3.Характер

5.3.4. Направленность личности

Вопросы для самоконроля

Темы для обсуждения на практических занятиях

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. Психологические особенности деятельности

6.2. Структура деятельности

6.3. Виды деятельности

Вопросы для самоконроля:

Темы для обсуждения на практических занятиях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: