В отечественной и зарубежной психологии

Личность − одна из наиболее сложных категорий научной психологии, используемая для сравнительной оценки специфических аспектов, психологических качеств и индивидуальных проявлений человека. При исследовании личности возникают следующие проблемы: соотношение биологического и социального в личности, соотношение индивидуального и общественного, движущие силы развития личности. Но самая главная проблема состоит в том, что практическая каждая школа психологии по-своему отвечает на вопрос, что такое личность.

По 3. Фрейду, личность представляет сложный ансамбль непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики, которым соответствуют биологические (инстинкты) и социальные (нормы, запреты) тенденции развития.

В учении К. Юнга акцентируется взаимосвязь индивидуального Я (Эго), личностного бессознательного и факторов коллективной психики (архетипов); личность описывается через доминирующие психические функции и ориентации сознания.

Э. Эриксон рассматривал личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, которые закономерно возникают на определенных возрастных стадиях.

В транзактном анализе Э. Берна личность понимается как совокупность состояний Я, отражающих разные уровни социальной зрелости («Ребенок», «Взрослый», «Родитель») и проявляющихся в общении с другими людьми.

Дж. Келли определил личность как присущий каждому индивиду уникальный способ осознания жизненного опыта.

Развитие психодиагностики сопровождалось разработкой многомерных моделей описания личности. Так Р. Кэттелл разработал психометрическую модель, где ядро личностной структуры представлено композицией из 16-ти исходных личностных черт.

В русской религиозной философии можно встретить противопоставление личности (как «личины», маски) и подлинной духовной сущности человека (Л. П. Карсавин).

Гуманистическая и трансперсональная психология также фокусируются на сущностной проблеме Высшего, Подлинного Я, к обретению и раскрытию которого стремится каждый человек. В связи с этим А. Маслоу вводит понятие «самоактуализирующаяся личность», характеризующее Субъекта, включенного в процесс реализации собственного творческого и духовного потенциала.К. Роджерс описывает личность в терминах самости: это организованная, субъективно воспринимаемая целостность и центр всех индивидуальных переживаний.

В психологических теориях личности соседствуют два взаимодополняющих подхода к пониманию ее природы. В свете первого, личность предстаёт как уникальная и относительно автономная система интрапсихических (лат. intra − внутри) свойств и особенностей поведения конкретного субъекта, включающая подсистемы характера, способностей, представлений, ценностных ориентаций, Я-концепции и т.д. Согласно второму подходу, быть личностью значит быть включенным в интерперсональное (англ. inter- приставка, означает меж-, между-, среди) пространство, активно и сознательно строить социальные отношения с другими людьми, т.е. личность − это, прежде всего, система интерпсихических связей и взаимоотношений человека (социальная психология личности).

Рис.5 Подходы к изучению личности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: