Александр Иванович Вештомов (1768-1830)

Урок 2. Вятские историки и исторические источники.

1. Повторение изученного материала:

а) Какова роль Вятской речной системы в формировании Вятской земли? Найдите реку Вятку и ее притоки на карте.

б) Перечислите основные особенности Вятского края.

в) Проверка домашнего задания.

2. Исторические источники по истории Вятского края.

Летописание в Вятском крае возникло в последней четверти 18 века и не получило большого развития. В нашем расположении имеются, помимо общерусских, местные вятские памятники письменности, из которых заслуживают внимания «Вятский временник», «Летописец старых лет» и «Повесть о стране Вятской». Все они были составлены в конце 17- начале 18 века хлыновскими книжниками, но, очевидно, «Повесть о стране Вятской» была написана значительно позднее «Временника» и «Летописца».

В этих последних двух памятниках имеется хронологическая путаница и некоторые неточности, но в целом они достаточно достоверны.

Пристальное изучение «Повести» показывает, что она является весьма путанным, противоречивым, во многом баснословным историческим произведением. О вопиющих хронологических ошибках, противоречиях и недостоверности было уже много написано и досоветскими и советскими историками.

Определенный интерес представляет малоизвестное произведение, посвященное истории древней Вятки, которую впервые обнародовал А.В. Эммауский, под названием «О вятченах, как они поселились на Вятке». Рукописный список этого сказания был обнаружен в архиве. Из дела видно, что этот список был получен в 1796 году городничим города Котельнича Иваном Кропотовым от котельничского купца Павла Петрова, которому список достался по наследству «от предков».

Анализ текста сказания «О вятчанех…» дает основание предполагать, что оно было составлено в 30-40 е гг. 18 века в Хлынове на основании какого-то особого списка «Повести о стране Вятской», отличающегося от известных списков некоторыми деталями. Необычна форма изложения сказания. Его текст расчленен на 24 параграфа, занумерованных по порядку арабскими цифрами (один из признаков датировки 18 веком). Но и как в остальных источниках, так и здесь существует огромная хронологическая путаница.

Известный интерес представляет обнаруженная в ГАКО рукописная книга, содержащая некоторые известия о Вятке 14-16 вв.

Книга озаглавлена «Показания древности Великоустюжского летописца с примечанием лет и времени, в какие годы что приключалося». Книга написана в форме летописи и кратко излагает историю города Устюга, начиная с основания его и кончая известиями о событиях 1890 года. В тексте «Показания древности» имеется 11 известий о древней Вятке. Этот источник дополняет, уточняет, разъясняет некоторые факты древней истории Вятского края.

Помимо этого сведения о Вятском края содержатся в Ипатьевской летописи.

3. Архивы Кировской области

ГАКО и ГАСПИКО (найти информацию самостоятельно)

4. Историки Вятского края.

Открытие первого вятского историка Александра Ивановича Вештомова, в начала 19 века доказавшего, что не только у России, но и у Вятского края есть своя история, которая может стать темой научного сочинения, было поразительно новым для местных обывателей. Впрочем, эту вештомовскую идею приняли и развили в первой половине 19 века единицы. Восторженный разночинец, выросший в эпоху Великой французской революции, Вештомов (1768-около 1830) был сторонником идей просветительства, романтиком по складу характера и деятельности.

Рабочий лист №1 (для работы 9 б)

Александр Иванович Вештомов (1768-1830)

Первый вятский историк родился в 1768 году в городе Кунгуре Соликамской провинции Казанской губернии в семье священника. Кунгур в то время входил в Вятскую епархию, поэтому дети духовенства города были обязаны обучаться в Вятской духовной семинарии.

Кроме богословия здесь изучали и общеобразовательные предметы: историю, географию, арифметику, латинский и греческий языки, поэзию, риторику, философию. 10-12 лет учился в семинарии А.И. Вештомов.

После учебы в семинарии 22-летний выпускник стал учителем и был отправлен в только что открытое в Сарапуле народное училище. Преподавание в то время сильно отличалось от современного. Учитель никогда не рассказывал, только читал книгу с учениками и заставлял тут же пересказывать до тех пор, пока все не выучат. Зубрежка лежала в основе обучения. Учитель мог пометить для себя против фамилии каждого ученика - «остр», «туп», «средствен», «ленив» и т.д. Как правило, в день тогда было по 6 уроков: три до обеда и три после обеда.

Александр Вештомов был одним из лучших учителей Вятских училищ конца 18-начала 19 века. Сохранились свидетельства, что он в свободное время водил учеников на экскурсии, собирал травы, семена дикорастущих растений, оживлял изучение предметов, то есть пробуждал в детях любознательность.

Остро чувствовал Александр Иванович - тесно ему в Сарапуле. В Вятку приехал уже 32-летний педагог, хорошо освоивший методику обучения, любящий и знающий свое дело, ищущий применения своих богатых способностей. В 1800 году ему был присвоен чин 14-го класса, нижайший по табели о рангах.

Губернатор В.И. Болгарский, желая составить описание Вятской губернии, подыскивал подходящего человека для такой работы. Вештомов вызвался сам и в 1805 году получил официальное поручение от губернатора сделать описание губернии, но зашел дальше, написав «Историю вятчан». Именно с нее начинает свой отсчет краеведение в Вятском крае. Ученый сделал первую попытку периодизации истории местного края. Он разделил ее на три периода. Первый - от времени расселения русскими в бассейне реки Вятки до присоединения Вятской земли к Московскому государству (1181-1459 гг.) Второй период - от времени присоединения Вятки к Москве до образования Вятской провинции (1459-1718 гг). Третий - от образования провинции до открытия губернии (1718-1781 гг). Основным критерием для определения эпох он считал форму административно-политического устройства, т. е. государственный фактор, что вполне в духе того времени.

Но историк все же старался осветить и экономическую сторону жизни края, давая в своем труде краткие сведения о развитии земледелия, ремесла, торговли, просвещения.

Историк старается максимально использовать достоверные источники (особенно по 17 веку, данные переписей населения), сетует, что из-за частых пожаров на Вятке большинство древних документов сгорело.

1807-1808 годы - время написания А. Вештомовым своей работы, время окончательной обработки собранного материала. Это была первая попытка синтеза в местной историографию.

Рукопись Вештомова жила, ею пользовались все, обращавшиеся к истории Вятского края.

Помимо этого, опираясь на свои многочисленные подготовительные материалы, в 1807 году Александр Иванович принялся за составление «Вятской флоры». Ведь он был не только учителем всеобщей и русской истории, но и учителем естественной истории. За три года он6 завершил огромный обобщающий труд. Записи, которые велись им в течение долгих лет о лекарственных свойствах диких и домашних растений, вошли в него целиком. Первый вятский ботаник проделал работу, которая сегодня под силу что большому количеству специалистов.

С 1813 года Александр Иванович потерял дееспособность из-за истории с сыном (сын его Платон похитил крупную сумму денег). ООН получил тяжелое нервное потрясение и сошел с ума. Дату смерти Вештомова прежде обозначали 1825 годом, но в метрической книге в числе умерших он не значится, поэтому вернее писать - после 1825 года.

Много сделал талантливый вятский историк, просветитель и ботаник Александр Вештомов. Он был первопроходцем в своих начинаниях. И то, что он сумел сделать, надолго сохранит его имя.

Вопросы:

1. Определите основные даты жизни и деятельности А. И. Вештомова.

2. Чем отличался Вештомов-учитель от учителей своего времени?

3. Дайте краткую характеристику трудам А. И.

 

60-80 - е гг. 19 века - время массового интереса к истории, экономике, культуре родного края. Высокая цель вывести русский народ из унижения и темноты путем просвещения одушевила вятских историков - известных, малоизвестных и совсем еще неизвестных. Народническая закалка отразилась на всей деятельности замечательных местных историков А.С. Верещагина, А.А. Спицына, П.Н. Луппова. Внимание к этнографии, повседневному быту крестьянства, тонкое понимание глубинного течения жизни характерно для историков данного поколения. Именно из среды, насыщенной такого рода интересами, вышел великий русский этнограф Д.К. Зеленин.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: