Раздел 3. Систематика растений

Л.Н. Козловская, А.В. Чичёв

 

 

Ботаника

 

Часть II

 

Систематика растений

 

 

Рабочая тетрадь

 

 

Ф.И.О. студента _________________________________________________

 

Факультет ______________________________________________________

 

Группа _________________________________________________________

 

Преподаватель(и) __________________________________________

 

                          __________________________________________

 

 

Москва 2020

 


УДК 581.14 + 581.16 +581.3 + 581.4 + 581.5 (083.131)

ББК 28.55+28.56я81

Ботаника. Часть II. Систематика растений.: Рабочая тетрадь / Составители: Л.Н. Козловская, А.В. Чичёв. – М.: РГАУ-МСХА, 2020.

 

 

В рабочей тетради изложен учебный материал для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Ботаника», Часть II, Систематика растений; приведены источники рисунков; вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету, библиографический список.

 

 

Предназначено для студентов факультетов садоводства и ландшафтной архитектуры, агрономии и биотехнологии, почвоведения, агрохимии и экологии, зоотехнии и биологии и технологического.

 

©   ©     Козловская Л.Н., Чичёв А.В., составители 2020 ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, 2020  

 

Оценки за ведение рабочей тетради

 

Тема Дата Оценка Преподаватель
1. Низшие растения. Водоросли.      
2. Высшие растения. Высшие споровые растения.      
3. Семенные растения. Отдел Голосеменные растения.      
4. Отдел Покрытосеменные      

 

К зачету / экзамену допускается

 

Преподаватель _______ (_____________) «___» _________ 20 __ г.

 





Оглавление

Введение. 6

Раздел 3. Систематика растений. 8

Тема 6. Низшие растения, или Водоросли. 8

Работа 1. Одноклеточные водоросли: подвижные (Хламидомонада – Chlamydomonas sp.) и неподвижные (Хлорелла – Сhlorella sp.) 9

Работа 2. Многоклеточные водоросли: нитчатые (Спирогира – Spirogyra sp.) и сложно дифференцированные (Хара – Chara sp.) 10

Тема 7. Высшие споровые растения. 13

Отдел Моховидные – Bryophyta. 14

Работа 1. Строение гаметофита и спорофита (спорогона) зеленого мха Кукушкин лен обыкновенный – Polytrichum соmmune Hedw. 14

Работа 2. Особенности строения гаметофита сфагнового белого мха (Sphagnum sp.) 17

Отдел Плауновидные – Lycopodiophyta. 18

Работа 3. Строение спорофита и спороносного колоска равноспорового плаунабулавовидного – Lycopidium clavatum и разноспорового плаунка, или селягинеллы. – Selaginella sp. 18

Отдел Хвощевидные –. 21

Работа 4. Строение побега, спороносного колоска и заростка хвоща полевого – Equisetum arvense L. 21

Отдел Папоротниковидные — Polypodiophyta. 24

Работа 5. Строение спорофита, соруса и заростка папоротников Щитовника мужского, Страусника обыкновенного и Орляка обыкновенного. 24

2. Каково соотношение спорофита и гаметофита в жизненном цикле папоротника Щитовник мужской – Dryopteris filix-mas (L.)Schott.

Тема 8. Семенные растения. Голосеменные растения. 27

Отдел Сосновые – Pinophyta, или Голосеменные – Gymnospermae. 27

Работа 1. Строение вегетативного побега и пыльниковой шишки Сосны лесной – Pinus sylvestris L. Микроспорогенез, развитие мужского гаметофита – пылинки. 28

Работа 2. Строение женской шишки. Семязачаток, мегаспорогенез, развитие женского гаметофита. Образование и строение семени Сосны обыкновенной – Pinus sylvestris L. 30

Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму по темам № 6 «Низшие растения», № 7 «Высшие споровые растения» и № 8 «Семенные растения: Голосеменные растения». 31

Отдел Магнолиевые – Magnoliophyta, Цветковые растения – Anthophyta, или Покрытосеменные – Angiospermae. 32

Работа 1. Методика определения растений. 32

План характеристики семейства. 33

Морфологический анализ растений. 34

Работа № 1. Определение растений семейства ________________________ 37

Работа № 2. Определение растений семейства ________________________ 40

Работа № 3. Определение растений семейства ________________________ 43

Работа № 4. Определение растений семейства ________________________ 46

Работа № 5. Определение растений семейства ________________________ 49

Работа № 6. Определение растений семейства ________________________ 52

Работа № 7. Определение растений семейства ________________________ 55

Работа № 8. Определение растений семейства ________________________ 58

Работа № 9. Определение растений семейства ________________________ 61

Работа № 10. Определение растений семейства ________________________ 64

Работа № 11. Определение растений семейства ________________________ 67

Работа № 12. Определение растений семейства ________________________ 70

Работа № 13. Определение растений семейства ________________________ 73

Работа № 14. Определение растений семейства ________________________ 76

Работа № 15. Определение растений семейства ________________________ 79

Работа № 16. Определение растений семейства ________________________ 82

Работа № 17. Определение растений семейства ________________________ 85

Работа № 18. Определение растений семейства ________________________ 88

Работа № 19. Определение растений семейства ________________________ 91

Работа № 20. Определение растений семейства ________________________ 94

Работа № 21. Определение растений семейства ________________________ 97

Работа № 22. Определение растений семейства ________________________ 100

Работа № 23. Определение растений семейства ________________________ 103

Работа № 24. Определение растений семейства ________________________ 106

Работа № 25. Определение растений семейства ________________________ 109

Работа № 26. Определение растений семейства ________________________ 112

Работа № 27. Определение растений семейства ________________________ 115

Работа № 28. Определение растений семейства ________________________ 118

Работа № 29. Определение растений семейства ________________________ 121

Работа № 30. Определение растений семейства ________________________ 124

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 129

 



Введение

 

Рабочая тетрадь по курсу «Ботаника» предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения факультетов садоводства и ландшафтной архитектуры, агрономии и биотехнологии, технологического, почвоведения, агрохимии и экологии, зоотехнии и биологии.

Рабочая тетрадь написана с учетом требований к обязательному минимуму содержания по дисциплине «Ботаника» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлениям / специальностям:

05.03.06 – «Экология и природопользование», профиль – Экология;

06.03.01 – «Биология», профиль – Кинология и Охотоведение;

36.05.01 - «Ветеринария»;

19.03.01 – «Биотехнология»; профиль – Биотехнология;

35.03.01 – «Лесное дело», профиль – Лесное хозяйство;

35.03.03 – «Агрохимия и агропочвоведение», с профилями: Агроэкология, Почвоведение и агроэкологическая оценка земель; Питание растений и качество урожая; Сельскохозяйственная радиология; Сельскохозяйственная микробиология; Агропочвоведение и агроэкологическая оценка земель (прикладной бакалавриат);

35.03.04 – «Агрономия», с профилями: Агробизнес; Защита растений; Луговые ландшафты и газоны; Селекция и генетика сельскохозяйственных культур, Защита растений и фитосанитарный контроль (прикладной бакалавриат);

35.03.05 – «Садоводство», с профилями: Плодоводство; Овощеводство; Виноградарство и виноделие; Декоративное садоводство и флористика; Производство и переработка лекарственного и эфиромасличного сырья; Генетика, селекция и биотехнология садовых культур, Тепличное садоводство (прикладной бакалавриат);

35.03.07 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», с профилями: Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства; Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства; Технология производства, хранения и переработки продукции плодоводства и овощеводства;

35.03.10 – «Ландшафтная архитектура», с профилями: Ландшафтное строительство; Декоративное растениеводство; Газоноведение, и рабочих программ по ботанике.

В результате изучения курса ботаники студент должен иметь представление об анатомических и морфологических особенностях организации растений, сформированное преимущественно на представителях возделываемых культур, строении генеративных органов, формировании и распространении семян и плодов, а также иметь представление о растении как целостной структурно-функциональной системе, адаптированной в ходе эволюции к определенным условиям среды обитания.

В результате изучения предмета студент должен знать:

- анатомию, морфологию, систематику, закономерности происхождения и изменения растений;

- структуру основных вегетативных органов покрытосеменных, их метаморфозов на клеточном, тканевом и органном уровнях; строение генеративных органов покрытосеменных и процесс образования семян и плодов; строение растений; многообразие мира растений, эволюцию их структурно-функциональной организации в ходе приспособления к изменяющимся условиям жизни на Земле.

Студент должен уметь (иметь навыки):

- распознавать культурные и дикорастущие растения по морфологическим признакам;

- распознавать в полевых условиях наиболее типичные растения местной флоры, выявлять систематическое положение и видовую принадлежность растений с помощью определителей, осуществлять камеральную обработку природного материала, производить морфологические описания, оформлять отчетные материалы.



Раздел 3. Систематика растений

 

Растения – царство эукариотических автотрофных организмов, для которых характерна способность к фотосинтезу. Фотосинтез происходит в специализированных органеллах – хлоропластах. Клетки растений имеют жесткие клеточные стенки, в состав которых входит целлюлоза и крупные вакуоли. В качестве запасного вещества откладывается крахмал. Гетеротрофное питание, например, у растений-паразитов, всегда вторичного происхождения.

Царство растений включает три подцарства: Багрянки, или Красные водоросли, Настоящие водоросли и Высшие растения. Багрянки и Настоящие водоросли могут рассматриваться как Низшие растения, или Водоросли.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: