Л.Н. Козловская, А.В. Чичёв
Ботаника
Часть II
Систематика растений
Рабочая тетрадь
Ф.И.О. студента _________________________________________________
Факультет ______________________________________________________
Группа _________________________________________________________
Преподаватель(и) __________________________________________
__________________________________________
Москва 2020
УДК 581.14 + 581.16 +581.3 + 581.4 + 581.5 (083.131)
ББК 28.55+28.56я81
Ботаника. Часть II. Систематика растений.: Рабочая тетрадь / Составители: Л.Н. Козловская, А.В. Чичёв. – М.: РГАУ-МСХА, 2020.
В рабочей тетради изложен учебный материал для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Ботаника», Часть II, Систематика растений; приведены источники рисунков; вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету, библиографический список.
Предназначено для студентов факультетов садоводства и ландшафтной архитектуры, агрономии и биотехнологии, почвоведения, агрохимии и экологии, зоотехнии и биологии и технологического.
|
|
© © | Козловская Л.Н., Чичёв А.В., составители 2020 ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, 2020 |
Оценки за ведение рабочей тетради
Тема | Дата | Оценка | Преподаватель |
1. Низшие растения. Водоросли. | |||
2. Высшие растения. Высшие споровые растения. | |||
3. Семенные растения. Отдел Голосеменные растения. | |||
4. Отдел Покрытосеменные |
К зачету / экзамену допускается
Преподаватель _______ (_____________) «___» _________ 20 __ г.
Оглавление
Введение. 6
Раздел 3. Систематика растений. 8
Тема 6. Низшие растения, или Водоросли. 8
Работа 1. Одноклеточные водоросли: подвижные (Хламидомонада – Chlamydomonas sp.) и неподвижные (Хлорелла – Сhlorella sp.) 9
Работа 2. Многоклеточные водоросли: нитчатые (Спирогира – Spirogyra sp.) и сложно дифференцированные (Хара – Chara sp.) 10
Тема 7. Высшие споровые растения. 13
Отдел Моховидные – Bryophyta. 14
Работа 1. Строение гаметофита и спорофита (спорогона) зеленого мха Кукушкин лен обыкновенный – Polytrichum соmmune Hedw. 14
Работа 2. Особенности строения гаметофита сфагнового белого мха (Sphagnum sp.) 17
Отдел Плауновидные – Lycopodiophyta. 18
Работа 3. Строение спорофита и спороносного колоска равноспорового плаунабулавовидного – Lycopidium clavatum и разноспорового плаунка, или селягинеллы. – Selaginella sp. 18
Отдел Хвощевидные –. 21
Работа 4. Строение побега, спороносного колоска и заростка хвоща полевого – Equisetum arvense L. 21
Отдел Папоротниковидные — Polypodiophyta. 24
Работа 5. Строение спорофита, соруса и заростка папоротников Щитовника мужского, Страусника обыкновенного и Орляка обыкновенного. 24
|
|
2. Каково соотношение спорофита и гаметофита в жизненном цикле папоротника Щитовник мужской – Dryopteris filix-mas (L.)Schott.
Тема 8. Семенные растения. Голосеменные растения. 27
Отдел Сосновые – Pinophyta, или Голосеменные – Gymnospermae. 27
Работа 1. Строение вегетативного побега и пыльниковой шишки Сосны лесной – Pinus sylvestris L. Микроспорогенез, развитие мужского гаметофита – пылинки. 28
Работа 2. Строение женской шишки. Семязачаток, мегаспорогенез, развитие женского гаметофита. Образование и строение семени Сосны обыкновенной – Pinus sylvestris L. 30
Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму по темам № 6 «Низшие растения», № 7 «Высшие споровые растения» и № 8 «Семенные растения: Голосеменные растения». 31
Отдел Магнолиевые – Magnoliophyta, Цветковые растения – Anthophyta, или Покрытосеменные – Angiospermae. 32
Работа 1. Методика определения растений. 32
План характеристики семейства. 33
Морфологический анализ растений. 34
Работа № 1. Определение растений семейства ________________________ 37
Работа № 2. Определение растений семейства ________________________ 40
Работа № 3. Определение растений семейства ________________________ 43
Работа № 4. Определение растений семейства ________________________ 46
Работа № 5. Определение растений семейства ________________________ 49
Работа № 6. Определение растений семейства ________________________ 52
Работа № 7. Определение растений семейства ________________________ 55
Работа № 8. Определение растений семейства ________________________ 58
Работа № 9. Определение растений семейства ________________________ 61
Работа № 10. Определение растений семейства ________________________ 64
Работа № 11. Определение растений семейства ________________________ 67
Работа № 12. Определение растений семейства ________________________ 70
Работа № 13. Определение растений семейства ________________________ 73
Работа № 14. Определение растений семейства ________________________ 76
Работа № 15. Определение растений семейства ________________________ 79
Работа № 16. Определение растений семейства ________________________ 82
Работа № 17. Определение растений семейства ________________________ 85
Работа № 18. Определение растений семейства ________________________ 88
Работа № 19. Определение растений семейства ________________________ 91
Работа № 20. Определение растений семейства ________________________ 94
Работа № 21. Определение растений семейства ________________________ 97
Работа № 22. Определение растений семейства ________________________ 100
Работа № 23. Определение растений семейства ________________________ 103
Работа № 24. Определение растений семейства ________________________ 106
Работа № 25. Определение растений семейства ________________________ 109
Работа № 26. Определение растений семейства ________________________ 112
Работа № 27. Определение растений семейства ________________________ 115
Работа № 28. Определение растений семейства ________________________ 118
Работа № 29. Определение растений семейства ________________________ 121
Работа № 30. Определение растений семейства ________________________ 124
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 129
Введение
Рабочая тетрадь по курсу «Ботаника» предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения факультетов садоводства и ландшафтной архитектуры, агрономии и биотехнологии, технологического, почвоведения, агрохимии и экологии, зоотехнии и биологии.
Рабочая тетрадь написана с учетом требований к обязательному минимуму содержания по дисциплине «Ботаника» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлениям / специальностям:
05.03.06 – «Экология и природопользование», профиль – Экология;
06.03.01 – «Биология», профиль – Кинология и Охотоведение;
36.05.01 - «Ветеринария»;
19.03.01 – «Биотехнология»; профиль – Биотехнология;
35.03.01 – «Лесное дело», профиль – Лесное хозяйство;
35.03.03 – «Агрохимия и агропочвоведение», с профилями: Агроэкология, Почвоведение и агроэкологическая оценка земель; Питание растений и качество урожая; Сельскохозяйственная радиология; Сельскохозяйственная микробиология; Агропочвоведение и агроэкологическая оценка земель (прикладной бакалавриат);
|
|
35.03.04 – «Агрономия», с профилями: Агробизнес; Защита растений; Луговые ландшафты и газоны; Селекция и генетика сельскохозяйственных культур, Защита растений и фитосанитарный контроль (прикладной бакалавриат);
35.03.05 – «Садоводство», с профилями: Плодоводство; Овощеводство; Виноградарство и виноделие; Декоративное садоводство и флористика; Производство и переработка лекарственного и эфиромасличного сырья; Генетика, селекция и биотехнология садовых культур, Тепличное садоводство (прикладной бакалавриат);
35.03.07 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», с профилями: Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства; Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства; Технология производства, хранения и переработки продукции плодоводства и овощеводства;
35.03.10 – «Ландшафтная архитектура», с профилями: Ландшафтное строительство; Декоративное растениеводство; Газоноведение, и рабочих программ по ботанике.
В результате изучения курса ботаники студент должен иметь представление об анатомических и морфологических особенностях организации растений, сформированное преимущественно на представителях возделываемых культур, строении генеративных органов, формировании и распространении семян и плодов, а также иметь представление о растении как целостной структурно-функциональной системе, адаптированной в ходе эволюции к определенным условиям среды обитания.
В результате изучения предмета студент должен знать:
- анатомию, морфологию, систематику, закономерности происхождения и изменения растений;
- структуру основных вегетативных органов покрытосеменных, их метаморфозов на клеточном, тканевом и органном уровнях; строение генеративных органов покрытосеменных и процесс образования семян и плодов; строение растений; многообразие мира растений, эволюцию их структурно-функциональной организации в ходе приспособления к изменяющимся условиям жизни на Земле.
|
|
Студент должен уметь (иметь навыки):
- распознавать культурные и дикорастущие растения по морфологическим признакам;
- распознавать в полевых условиях наиболее типичные растения местной флоры, выявлять систематическое положение и видовую принадлежность растений с помощью определителей, осуществлять камеральную обработку природного материала, производить морфологические описания, оформлять отчетные материалы.
Раздел 3. Систематика растений
Растения – царство эукариотических автотрофных организмов, для которых характерна способность к фотосинтезу. Фотосинтез происходит в специализированных органеллах – хлоропластах. Клетки растений имеют жесткие клеточные стенки, в состав которых входит целлюлоза и крупные вакуоли. В качестве запасного вещества откладывается крахмал. Гетеротрофное питание, например, у растений-паразитов, всегда вторичного происхождения.
Царство растений включает три подцарства: Багрянки, или Красные водоросли, Настоящие водоросли и Высшие растения. Багрянки и Настоящие водоросли могут рассматриваться как Низшие растения, или Водоросли.