Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 2 балла)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

ГОД

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

КЛАССЫ

(Продолжительность олимпиады 120 мин.)

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 2 балла)

Сохранение биологического разнообразия

1. Существенных изменений в природном сообществе не произойдёт, если:

а) вид-эдификатор будет заменён набором видов;

б) произойдёт постепенная смена доминирующих видов;

в) вид-эдификатор будет вытеснен другим эдификатором;

г) один вид заместит другой, не являющийся доминирующим.

2. Около 80% всех видов животных и растений обитают:

а) на берегах тропических морей;

б) в экваториальных дождевых лесах;

в) в бореальных лесах и альпийских лугах;

г) в смешанных лесах умеренной зоны.

 

Загрязнение и охрана атмосферного воздуха

3. Для каждого вещества, загрязняющего атмосферный воздух, установлена ПДК (предельно допустимая концентрация), количественно характеризующая:

а) ориентировочно безопасные концентрации вещества в атмосферном воздухе, полученные расчетным путем на основе токсикометрических параметров и физико-химических свойств;

б) максимальную концентрацию вредного вещества, которая за определенное время воздействия не оказывает негативного влияния на здоровье человека и его потомство, а также на компоненты экосистемы и природное сообщество в целом;

в) временный гигиенический норматив, разрабатываемый на основе прогноза токсичности, применяемый только для предупредительного санитарного надзора за проектируемыми и строящимися предприятиями;

г) масса вещества, максимально допустимая к отведению в установленном режиме в данном пункте в единицу времени.

 

4. В большинстве промышленно развитых стран выбросы загрязняющих веществ в атмосферу уменьшились или стабилизировались за счёт того, что в основу планирования природоохранной политики был положен принцип:

а) «всё связано со всем»;

б) «природа знает лучше»;

в) «все должно куда-то деваться»;

г) «платит тот, кто загрязняет».

Загрязнение и охрана природных вод

5. Веществами, загрязняющими гидросферу, которые выпадают с атмосферными осадками, являются:

а) серная и азотная кислоты;

б) фенолы, ядохимикаты и углеводороды;

в) синтетические поверхностно активные вещества;

г) соли органических кислот.

6. В течение последнего столетия увеличение спроса на пресную воду было вызвано в том числе:

а) увеличением количества гидросооружений (ГЭС и др.);

б) сокращением количества дождевых тропических лесов;

в) расширением речного и морского судоходства;

г) расширением и интенсификацией поливного земледелия.

Деградация и охрана почвенного покрова

7. Пахотные земли на нашей планете сосредоточены в основном:

а) в лесостепной и степной зонах;

б) в зоне влажных тропических лесов;

в) в субтропической и тропической зонах;

г) в зоне бореальных лесов.

8. По данным ЮНЕП, одной из основных причин деградации земель в развивающихся регионах планеты (Южная Америка, Африка) является:

а) использование гидроэнергии и строительство плотин;

б) развитие обрабатывающей промышленности;

в) использование древесины в качестве топлива;

г) развитие транспортной инфраструктуры (дорог, аэродромов и т.д.).

Проблема утилизации ТБО

9. Для повышения эффективности раздельного сбора бытовых отходов в ряде зарубежных стран контейнеры окрашивают:

а) в зеленый цвет, символизирующий живую природу;

б) в различные цвета, соответствующие тому или иному виду отходов;

в) в любые яркие цвета, привлекающие глаз;

г) в серый цвет, не привлекающий внимание птиц, растаскивающих отходы из контейнера.

10. За последние 50 лет объем твердых бытовых отходов на Земле:

а) имеет тенденцию к увеличению;

б) имеет тенденцию к уменьшению;

в) не изменяется;

г) не имеет выраженной тенденции изменения.

Проблема особо охраняемых природных территорий

11. В настоящее время государственных природных заповедников в нашей стране насчитывается (укажите наиболее близкое число):

а) 100;

б) 50;

в) 30;

г) 20.

12. Укажите наиболее полное определение особо охраняемой природной территории, принятое в Российской Федерации:

а) участок земли, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;

б) участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые полностью или частично изъяты решениями органов государственной власти из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны;

в) участок водной поверхности и воздушного пространства над ним, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;

г) участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые полностью изъяты решениями органов государственной власти из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

13.К особо охраняемым природным территориям в нашей стране не относится:

а) национальный парк;

б) природный парк;

в) дендрологический парк;

г) зоологический парк.

Организм и среда

14. К жароустойчивым прокариотам относят некоторые виды:

а) цианобактерий;

б) голосеменных растений;

в) мхов;

г) папоротников.

15. Растения, обитающие в жарких сухих местах, избегают перегрева благодаря:

а) увеличению синтеза белка;

б) уменьшению площади нагреваемой поверхности;

в) увеличению фотосинтеза;

г) уменьшению количества хлоропластов.

16. Растения, надземные органы которых промерзают, но при этом сохраняют

жизнеспособность, относят к экологической группе:

а) нехолодостойких;

б) морозоустойчивых;

в) жароустойчивых;

г) неморозостойких.

Популяции и сообщества

17. Совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, совместно

населяющих относительно однородное пространство, называют:

а) экосистемой;

б) биосферой;

в) биоценозом;

г) популяцией.

18. Трофические связи в биоценозе возникают, когда особи одного вида:

а) создают среду обитания для особей другого вида;

б) изменяют условия обитания особей другого вида;

в) питаются особями другого вида;

г) участвуют в распространении другого вида.

19. Биотические связи, основанные на участии особей одного вида в распространении

особей другого вида, называют:

а) фабрическими;

б) трофическими;

в) топическими;

г) форическими.

20. Биотические связи, осуществляемые через непосредственное влияние особей одного вида на особей другого вида, называют:

а) косвенными;

б) прямыми;

в) обратными;

г) опосредованными.

21. Регуляция численности популяций растений в пределах емкости среды

обеспечивается посредством:

а) пастбищных животных;

б) температурных условий;

в) самоизреживания;

г) антропогенного воздействия.

22. Число туманных дней в центре крупного промышленного города:

а) зимой больше, чем летом;

б) летом больше, чем зимой;

в) зимой и летом увеличивается в одинаковой пропорции;

г) зимой и летом уменьшается в одинаковой пропорции.

23. В лесных экосистемах основную биомассу продуцируют:

а) травы;

б) кустарники;

в) деревья;

г) мхи и лишайники.

24. Рекреационное значение лесов заключается в том, что:

а) леса используются как места отдыха людей;

б) леса служат для накопления строительного материала;

в) леса используются для выпаса скота;

г) леса используются как защитные участки по отношению к окружающим их полям.

Биосфера

25. В. И. Вернадский выделял три вида вещества на Земле:

а) косное, некосное и воду;

б) биокосное, (живое) органическое и воду;

в) (живое) органическое, почва и вода;

г) косное, биокосное и (живое) органическое.

26. Непосредственными предшественниками создания учения В. И. Вернадского о биосфере были:

а) Ж. Кювье, Р. Оуэн;

б) Ж. Б. Ламарк, М. М. Будыко;

в) Э. Зюсс В. В. Докучаев;

г) А. А. Григорьев, А. Тенсли.

 

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест – 4

27. С экологической (энергетической) точки зрения наиболее эффективным способом решения проблемы пищевых отходов является:

а) сжигание на мусоросжигательном заводе;

б) захоронение на полигоне (свалке);

в) переработка на корм скоту;

г) компостирование.

28. В целях сокращения объема твердых бытовых отходов, совершая покупки в магазине, лучше всего:

а) приобрести в магазине пластиковый пакет;

б) приобрести в магазине бумажный пакет;

в) захватить с собой пластиковый пакет;

г) захватить с собой холщовую сумку.

29. Рекомендации для посетителей заповедника не могут содержать такого пункта:

а) вы пришли в мир заповедной природы, постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением;

б) относитесь с уважением к местным обычаям и культурным традициям;

в) приобретая на территории заповедника товары из редких и охраняемых видов флоры и фауны, вы способствуете улучшению социально-экономического положения местного населения;

г) путешествуйте по возможности пешком или с использованием тех транспортных средств, где необходимо использование энергии собственных мускулов.

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа –от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 10.

30. Сплошная вырубка участка таежного леса может привести к:

а) увеличению пожароопасности и возгораемости лесов, особенно хвойных пород;

б) созданию условий для размножения вредящих лесу организмов;

в) развитию эрозионных процессов и заболачиваемости части вырубки;

г) химическому загрязнению лесных водоемов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: