Психологическая Педагогическая

Задание I.

Изучите материал лекции на тему: «Возрастные и индивидуальные особенности развития» по плану:

I.Возрастная  периодизация.

1.Определение возрастных особенностей.

2. Возрастная периодизация Аристотеля, Я.А.Коменского, Ж-Ж Руссо.

3. Современная возрастная педагогическая периодизация.

II. Этапы нравственного становления ребенка.

1. Определение возрастных особенностей.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.

Характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности принято называть возрастными особенностями.

То,  что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь, в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

2. Возрастная периодизация Аристотеля, Я.А.Коменского, Ж-Ж Руссо.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни.

Обобщая исторический опыт человечества, Аристотель (384-322гг. до н.э.)  установил возрастную периодизацию и делил жизнь подрастающего человека на три периода:

1) До 7 лет;

2) От 7 до 14 лет (наступление половой зрелости);

3) От 14 до 21 года.

По его мнению, эта периодизация соответствует природе человека.

Педагоги прошлого Я.А.Коменский, Ж-Ж Руссо призывали учитывать в воспитании природу ребенка, особенности его восприятия, мышления.

 

Я.А.Коменский  был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно – воспитательной работе возрастных особенностей детей. Исходя из природы человека,  делил жизнь подрастающего поколения на четыре периода по 6 лет каждый:

детство – от рождения до 6 лет включительно,

отрочество – от 6 до 12 лет,

юность – от 12 до 18 лет,

возмужалость – от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он положил возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество – развитием памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой;

Юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления;

Возмужалость – развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он понимает дошкольное воспитание под руководством матери.

Для отрочества (от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка.

Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа или гимназия.

Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области – академия.

Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей.

 

Ж-Ж Руссо   делил жизнь своего воспитанника на четыре периода.

Первый период – от рождения до 2 лет – это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей.

Второй период – от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать, главным образом, «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте.

Третий период – от 12 до 15 лет – в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка.

Четвертый период – с 15 лет до совершеннолетия – «период бурь и страстей», когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

Руссо стремился глубоко понять человеческую природу и выявить специфику ее развития. Однако, он не мог правильно указать законы развития ребенка.

Неверно, что ребенок от 2 до 12 лет лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста. Руссо не отделял развитие от воспитания, он биологизировал процесс воспитания.

Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей.

3. Современная возрастная педагогическая периодизация.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные – только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область.

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

 

Психологическая                           Педагогическая

1.Пренатальный период                   1. Младенчество (1 год жизни)

2.Период новорожденности                2. Преддошкольный возраст

(до 6 недель жизни)                             (от 1 до 3 лет)

3.Грудной период (до 1 года)          3.Дошкольный возраст

                                                               (от 3 до 6 лет)

4.Ползунковый возраст (1-3 года)        Младший дошкольный возраст

                                                               (3 – 4 года)

5.Дошкольный возраст                       Средний дошкольный возраст

(3 – 6 лет)                                          (4 – 5 лет)

6.Школьный возраст                           Старший дошкольный возраст

(6 – 11 лет)                                       (5 – 6 лет)

7.Пуберантный период                   4. Младший школьный возраст

(11 – 15 лет)                                      (6 – 10 лет)

8.Юношеский период                     5. Средний школьный возраст

(15 – 20 лет)                                      (10 – 15 лет)

                                                          6. Старший школьный возраст

                                                              (15 – 18 лет)

Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, условия, в которых протекает развитие, - с другой.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.

Отмечая условность и подвижность выделенных периодов, необходимо обратить внимание на явление, приведшее к пересмотру границ между некоторыми возрастными группами. Это акселерация, получившая широкое распространение во всем мире.

Акселерация ( от лат. – ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи – с развитием психических функций, а педагоги – с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности. До появления акселерации, а начали замечать ее в 60-70-е годы 20 века, физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К 13-15 годам у девочек, к 14-16 годам у мальчиков физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, что нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, социальное же развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. О темпах акселерации говорят следующие сравнительные данные. За четыре последних десятилетия длина тела у подростков увеличилась в среднем на 13-14 см, а вес – на 10-12 кг по сравнению с их сверстниками 60-х годов. Акселерация уже начинает проявляться в старшем дошкольном возрасте. Среди основных причин акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, искоренение многих тяжелых детских болезней. С середины 80-х годов 20 века акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление – ретрадация, т.е. отставание детей в физическом и умственном развитии, что обусловливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и в частности превышения радиационного фона. Наблюдаются отставания не только в физическом, но и в психическом развитии.

Таким образом, каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Чтобы педагогам легче было соотносить возможности ребенка с его возрастом, разработана возрастная периодизация. Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них.

  II. Этапы нравственного становления ребенка.

Современные педагоги выделили этапы нравственного становления ребенка. Пришли к выводу, что нравственное становление начинается - до рождения - в период внутриутробного развития.

Все детство можно разделить на два периода:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: