Термины и определения

Введение

 

Человечество в своем развитии прошло три эпохи – дикость, варварство и цивилизацию, каждая из которых включала три ступени: низшую, среднюю и высшую.

 

Основой развития общества является заложенная в каждом человеке необходимость удовлетворения потребностей.

 

В структуре материальной и духовной деятельности активного человека – социального субъекта выделяются:

• потребности (мотивы), побуждающие к деятельности;

• цели и результаты, на достижение которых деятельность направлена;

• средства, с помощью которых деятельность осуществляется.

 

Потребности, мотивы и желания человека как социального субъекта могут вступать в противоречие с его возможностями и реалиями внешней среды. Это противоречие разрешается в процессе трудовой деятельности человека.

Трудовая деятельность может быть инновационной, приводящей к созданию нового продукта (результата) либо применяющей для достижения цели новые средства,

или репродуктивной (рутинной), постоянно воспроизводящей прежние трудовые процессы.

Различные виды потребностей существуют не только у отдельного человека, но и у коллективов людей, в том числе предприятий и общества в целом.

 

Потребности коллективов людей и организаций

 

Любой человек не может быть свободен от общества, в котором он находится. Свои действия и потребности он должен согласовывать с окружением.

Продукты и товары кто‑то должен создать.

Услуги кто‑то должен обеспечить.

Все возрастающие потребности приводят к тому, что кто‑то должен выпускать товары с новыми или принципиально новыми свойствами. Организовать новое производство в рыночной экономике в одиночку в условиях жесткой конкуренции крайне сложно. Для создания абсолютного большинства новых товаров и услуг требуется коллективный труд.

 

Решение проблемы было найдено еще в древности – создание организаций (предприятий).

Организацияэто группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Существуют формальные и неформальные организации. Формальная организация – это организация, юридически оформленная. Неформальные организации и группы возникают спонтанно, однако они также имеют цели, для достижения которых они создаются.

 

Главное в работе организаций – деятельность, направленная на успех. Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели. Составляющие успеха организации – выживание и эффективность. Рекорд выживания в настоящее время принадлежит Римско‑католической церкви, непрерывно действующей на протяжении более 2000 лет.

Чтобы быть успешной в течение длительного времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть эффективной.

Эффективность, количественно измеряется целым рядом показателей и главный из них – прибыльность, т.е. превышение доходов над расходами. В рыночной экономике главная задача любого предприятия – удовлетворение запросов потребителей.

  В эпоху научно‑технического прогресса удовлетворить запросы потребителя можно, лишь предлагая все новые и новые товары и услуги по приемлемой для потребителя цене.

 

Необходимость нового (новшества, инноваций) изначально оформляется в сознании как проблема, связанная с наличием противоречия между действительностью и ее возможным состоянием.

Можно выделить две основные причины появления инноваций:

  1) все возрастающие, меняющиеся потребности человека заставляют его искать новые способы и формы их удовлетворения, совершенствовать старые (внутренняя объективная причина);

2) постоянно меняются среда обитания и условия человеческой жизнедеятельности, вызывая необходимость адаптации к этим изменениям (внешняя объективная причина).

 

В итоге для того чтобы занять достойное место в жизни, человек должен постоянно искать что‑то новое, не стоять на месте, использовать новшества, созданные другими. Тот, кто не подчиняется этому правилу, обречен на поражение.

 

 

Термины и определения

 

В настоящее время существует большой разброс в трактовке понятий «новшество», «новация», «нововведение» и «инновация». Часто эти слова заменяют русскими словами «новое» или «новинка». Отметим, что они применяются, как правило, в двух случаях: для обозначения того, чего ранее не было, или того, что ранее было, но имеет качественно новые отличительные признаки.

В профессиональной среде используются все указанные выше термины. Приведем их определения.

Новшество – это оформленный результат фундаментальньгх, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой‑либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт (технологию, управленческий или производственный процесс, организационную, производственную или другую структуру), ноу‑хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандарты, рекомендации, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.

Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое‑то новшество, которого не было ранее. Термины «новшество» и «новация» – синонимы.

 

Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы или человеческой среды называется исследованием.

Изобретение – это результат исследований, реализованный в новом приборе, механизме, инструменте, технологии, методе и прочем, созданном человеком.

Открытие – это результат исследований, возможно, побочный. Открытие, а также изобретение делаются, как правило, на фундаментальном уровне и редко изобретателем‑одиночкой. Они могут произойти случайно и не преследуют цель получить выгоду.

Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Используются два толкования этого термина – нововведение как процесс и нововведение как результат. В табл. 1.1 приведены определения ученых, профессионально занимающихся инновациями.

 

Таблица 1.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: