Классификация инноваций по практическим критериям

 

 

Дадим краткий комментарий к таблице.

Источник появления. Это внутренние потребности (потребности производства, организации, региона, отрасли) и внешние потребности (потребности рынка, потребности ближнего или дальнего окружения генератора инновационных потребностей).

Причина возникновения. Реактивная инновация – это обеспечивающая выживание фирмы инновация как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом. В данном случае фирма вынуждена провести инновацию вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегическая инновация – это инновация, внедрение которой носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе. Рассмотрим графически эти два случая в координатах затраты/эффективность. В случае реактивной инновации конкурент вводит инновацию, в результате чего точка стандартного (среднего) соотношения между затратами и эффективностью (точка эффективности) перемещается из А в В. Чтобы не отстать от конкурента, фирма вынуждена произвести дополнительные затраты, обновить процесс и переместиться в точку эффективности В (на кривую эффективности конкурента) (рис. 1.1). В случае стратегической инновации предприятие разрабатывает новый процесс, в котором стандартная точка эффективности (В) достигается с меньшими затратами (рис. 1.2).

Конечный результат. Продуктовая инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворения определенной потребности на рынке. Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, торговые, маркетинговые и другие процессы.

 

Рис. 1.1. Реактивная (адаптивная) инновация

 

 

Рис. 1.2. Стратегическая инновация

 

Место применения инноваций. Инновации на «входе» предприятия – это изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др. Инновации на «выходе» предприятия – это то, что будет предложено рынку (изделия, услуги, технологии, информация и др.). Инновации для внутреннего потребления – в основном это инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). Инновации для накопления и продаж связаны с тем, что в условиях рыночной экономики на инновациях можно сделать бизнес. Объектами купли‑продажи чаще всего являются патенты, технологии, брэнды, информация, услуги по продвижению товара на рынок.

Стадия жизненного цикла продукта (услуги), на которой внедряется новшество. Стратегический маркетинг позволяет определить конкурентные возможности фирмы, направление ее развития и оценить, нужна инновация или нет. Результатом разработки и оформления новшества является патент, комплект конструкторско‑технологической документации и пр. Результатом разового внедрения может быть или одиночный объект (например, атомная станция, технология строительства), или так называемая «пилотная» партия (например, партия телевизоров, автомобилей). Тактический маркетинг – это совокупность методов и средств продвижения товара на рынок. Применяется как на стадии разового внедрения, так и на стадии так называемой диффузии товаров и услуг. Диффузия – это распространение на рынке новых товаров или услуг, доказавших свою эффективность.

Тип новаций. Примером новаций организационного типа может служить реорганизация структуры предприятия с линейной на дивизиональную. Технологический тип новаций – это любое обновление технологических процессов. На промышленном предприятии это может быть применение новой автоматики, в фармакологии – новый способ получения обезболивающего препарата. Информационный тип новаций – это новые информационные технологии, новые технические средства, новые информационные системы и новые применения вышеуказанного. Например, применение компьютерной техники в делопроизводстве, т.е. замена бумажной технологии компьютерной. Эффект – улучшение работы с существующими информационными потоками. Другие примеры: использование кредитных карт, поиск партнеров и конкурентов в бизнес‑среде через Интернет, открывающие качественно новые возможности в бизнесе с соответствующим эффектом.

Финансовый тип новаций связан с внедрением новых финансовых инструментов. Согласно информации агентства РосБизнесКонсалтинг в настоящее время в мире существует около 2000 финансовых инструментов. Финансовая инновация – это реализованный в форме нового финансового продукта или операции конечный результат инновационной деятельности в финансовой сфере. Это могут быть новые технологии финансовых операций (прежде всего на основе достижений информатики и вычислительной техники) или новые финансовые продукты (производные ценные бумаги, схемы продаж акций, кредитные линии, новые типы гарантийных обязательств и пр.). Комбинированный тип новаций может быть представлен большим числом вариантов.

Степень новизны. Базисная инновация (иногда ее еще называют радикальной) – это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений. Пример – создание сотового телефона, принципиально отличающегося от стационарного. Улучшающая инновация (модифицирующая, приростная) – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов. Пример – создание очередной модификации сотового телефона (дополнительный набор функций, цвет дисплея, дизайн и т.п.). Псевдоинновации (или рационализирующие инновации) направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозят технический прогресс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект).

 

 

Вопросы для повторения.

 

1. Раскройте содержание понятия «инновационная деятельность» и покажите важность внедрения новизны на современных предприятиях.

2. Опишите сущность понятия «инновация», «инновационный процесс», «новшество», «изобретение».

3. Какие цели характерны для инновации?

4. Для чего, по вашему мнению, необходимо классифицировать инновации?

5. Приведите классификацию инноваций по источнику появления, месту расположения в системе предприятия, степени новизны. Дайте примеры инноваций различных видов.

6. Приведите классификацию инноваций по признаку – конечный результат

деятельности предприятия. Какой вид инноваций, по Вашему мнению, является наиболее важным? Приведите примеры.

7. Приведите примеры различных типов инноваций. Каковы их особенности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: