В ваших руках анкета, в которой нужно выбрать одно из четырех утверждений и поставить соответствующий ему балл.(0-3)
1. Любовь к Отечеству:
А) я интересуюсь и горжусь историческим прошлым своего Отечества, переживаю настоящее, обсуждаю с товарищами свою роль в создании его будущего (3);
Б) у меня вызывает интерес историческое прошлое своего Отечества, и я переживаю за его настоящее (2);
В)я мало интересуюсь историей и культурой своего Отечества (1);
Г)я пренебрежительно отношусь к истории и отечественной культуре (0).
2. Политическая культура:
А)я осведомлен об общественно-политических событиях, имею собственные аргументированные оценки, обсуждаю их с товарищами (3);
Б)я осведомлен об общественно-политических событиях, имею самостоятельные суждения и оценки по поводу некоторых из них (2);
В)я недостаточно осведомлен о политических событиях, чаще всего прислушиваюсь к оценке и суждениям других людей (1);
Г)мне безразличны политические события (0).
3. Правовая культура:
А)я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю их, активно работаю по созданию законов и правил школьной жизни (3);
|
|
Б)я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю большинство из них (2);
В)иногда я допускаю отклонения в соблюдении правопорядка (1);
Г)я очень часто нарушаю дисциплину и правопорядок (0).
4. Интернационализм:
А)я уважаю культуру и традиции других национальностей, пресекаю неуважительное отношение к ним (3);
Б)я проявляю интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей (2);
В)у меня не вызывает интереса культура других национальностей (1);
Г)как правило, я пренебрежительно отношусь к культуре и традициям других национальностей (0).
5. Бережливость по отношению к общественному достоянию и чужой собственности:
А)я берегу общественное достояние, уважаю чужую собственность, стимулирую к этому других (3);
Б) я уважаю чужую собственность, берегу общественное достояние (2);
В)я не забочусь об общественном достоянии и чужой собственности, но и не наношу вреда им (1);
Г)я могу нанести ущерб чужой и общественной собственности (0).
6. Бережливость и экономность в отношении к личной собственности:
А)я берегу личные вещи, экономно и разумно трачу денежные средства, удерживаю от неразумных трат своих близких и товарищей (3);
Б) я в целом берегу личные вещи и разумно трачу денежные средства (2);
В)я не особенно забочусь о сбережении своих вещей и иногда люблю потратить лишнее (1);
Г)я небережлив и расточителен (0).
7. Успешность в учении и самообразовании:
А)я реализую свои способности в учении, дополнительно развиваю их вне школы, имею свои собственные приемы обучения, поддерживаю среди товарищей престиж знаний, умею извлекать пользу из опыта (3);
|
|
Б)я в целом успешен в учении, стремлюсь самостоятельно решать свои проблемы (2);
В)я недостаточно успешен в учении, зачастую нуждаюсь в поддержке учителей и товарищей при организации учебной деятельности (1);
Г)я не успешен в учебе и не люблю учиться (0).
8. Интеллект:
А)я умею оценивать происходящее вокруг, критически воспринимать новую информацию и отстаиваю свою позицию в дискуссиях (3);
Б)я в целом умею оценивать происходящее вокруг и восприимчив к новой информации (2);
В)мне, как правило, достаточно сложно разбираться в происходящем; я теряюсь, попадая в новое окружение, а в дискуссии являюсь пассивным слушателем (1);
Г)меня не интересует происходящее вокруг (0).
9. Деловитость и организованность:
А) я организованный и деловитый, умею определить свое место в группе и в совместной деятельности, умею включаться в новое дело, нести ответственность, довожу дело до конца (3);
Б)я в целом организованный, умею работать в группе под руководством других людей (2);
В)мне трудно самостоятельно организовать свою работу, я, как правило, принимаю участие в деле под руководством других (1);
Г)мне, как правило, не удается организовать свою деятельность, я не люблю что-либо делать (0).
10. Коммуникативность:
А)я люблю общаться с людьми, умею взаимодействовать с ними, способен решать конфликты, договариваться, разрабатывать и проводить разные мероприятия (3);
Б)я люблю общаться с людьми, умею работать в группе, но испытываю затруднения в решении конфликтных ситуаций (2);
В)я предпочитаю работать один, потому что не всегда умею договариваться с людьми, а во время дискуссии обычно молчу (1);
Г) меня раздражают большие компании, я неуютно чувствую себя в обществе (0).
11. Готовность прийти на помощь:
А)я готов прийти на помощь практически каждому, кто в ней нуждается, всегда стараюсь участвовать в акциях взаимопомощи и милосердия (3);
Б)я охотно иду на помощь друзьям и товарищам в решении проблем (2);
В)я неохотно иду на помощь и поддержку других, а если и поддерживаю кого-то, то чаще всего «за компанию» (1);
Г)меня не волнуют чужие проблемы (0).
12. Тактичность, культура поведения:
А)я тактичен и вежлив в обращении со старшими и товарищами, одобряю и поддерживаю эти качества у других (3);
Б)я в целом тактичен и вежлив, но спокойно реагирую на бестактность других по отношению к окружающим (2);
В)я вежлив и тактичен, как правило, лишь в присутствии старших и педагогов (1);
Г)я не стараюсь быть тактичным и вежливым (0).
13. Здоровый образ жизни:
А)я считаю, что необходимо вести здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье; я занимаюсь этим и привлекаю своих друзей; я не имею вредных привычек (3);
Б)я в целом веду здоровый образ жизни, укрепляю свое здоровье, но не всегда могу преодолеть свои вредные привычки (2);
В)я не считаю необходимым постоянно вести здоровый образ жизни; думаю, что иногда можно и поразвлечься, не обращая внимание на возможные негативные последствия (1);
Г)я не считаю необходимым вести здоровый образ жизни в принципе; имею вредные привычки и думаю, что они - нормальное явление (0).
14. Целеустремленность в самоопределении:
А)я уже определился в жизни, упорно и настойчиво работаю на пути к достижению данной цели, поддерживаю в самоопределении других (3);
Б) я настойчиво работаю над собой в плане самоопределения (2);
В)я еще не определился в жизненных планах, нуждаюсь в поддержке и советах (1);
Г)я не имею никаких жизненных целей (0).
15. Информированность:
А)я умею получать информацию с помощью различных источников, работать с документами, классифицировать их, проводить опросы, консультироваться (3);
|
|
Б)я в целом умею получать информацию, работать с научной литературой (2);
в) я с трудом самостоятельно нахожу нужную информацию, нуждаюсь при этом в помощи (1);
г)я не умею самостоятельно получать и обрабатывать информацию (0).
16. Чувство собственного достоинства:
А)я всегда стараюсь поступать достойно, уважая достоинство других (3);
Б)в целом я стараюсь поступать достойно (2);
В)я не всегда задумываюсь о том, насколько достойно веду себя (1);
Г)я не забочусь о том, насколько достойно поступил, не думаю о том, как оценят мои поступки окружающие (0). 17. Адаптированность:
А)я обладаю гибкостью мышления, умею находить новые решения в проблемной, нестандартной, сложной ситуации (3);
Б)я стараюсь самостоятельно решать собственные проблемы, но иногда прибегаю к чьей-то помощи (2);
В)я иногда теряюсь в сложной ситуации и не могу решить собственные проблемы без поддержки других людей (1);
Г)я не умею решать собственные проблемы без чьей-либо поддержки (0).
Интерпретация:
Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.
Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.
Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Недопустимый уровень воспитанности школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.
Показатели воспитанности
| Признаки проявления разных уровней воспитанности
| |||
4 — высокий (оценка 3 балла) | 3—средний (2 балла) | 2—низкий (1 балл) | 1—очень низкий (0 баллов) | |
Общественно-политическая активность (пункт 2) | Хорошо знает и правильно оценивает политические события, организует общественно-политическую работу. | Знает и правильно оценивает политические события. | Политически недостаточно осведомлен, затрудняется оценивать политические явления | Политическими событиями не интересуется |
Патриотизм (пункт 1) | Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, ведет исто-рико-патриотическую работу с товарищами и (или) младшими школьниками | Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, охотно участвует в историко-патриотической работе в классе /школе | Мало интересуется историей Родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем | Пренебрежительно относится к истории и культуре своей страны |
Интернационализм (пункт 4) | Выступает организатором акций интернациональной дружбы, пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям других национальностей | Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям, принимает участие в акциях (толерантность) | Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности, участвует в акциях интернациональной дружбы при побуждении и контроле | Пренебрежительно относится к культуре и традициям, не дружит с детьми других национальностей |
Гражданская ответственность (пункт 3) | Хорошо знает конституционные права человека и законы государства. Проявляет инициативу и самостоятельность в борьбе с нарушениями дисциплины | Знает конституционные законы, соблюдает их, поддерживает борьбу с нарушениями дисциплины и правопорядка | Недостаточно знает законы государства, допускает отклонения в соблюдении правопорядка, нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых товарищей | Нарушает дисциплину и правопорядок, требует постоянного контроля |
Бережливость (пункты 5 + 6): 2 | Показывает пример бережного отношения к природе и народному достоянию, деятелен в акциях по защите природы и экономии народного достояния | Бережет личное и государственное имущество, принимает участие в защите природы и экономии народного достояния | Недостаточно бережлив, принимает участие в акциях экономии и бережливости только при условии побуждения со стороны старших | Расточителен, причиняет ущерб школьному и государственному имуществу |
Любознательность (7+8): 2 | Осознает личную и общественную значимость знаний, хорошо учится, организует познавательную деятельность в школе и в классе, охотно помогает одноклассникам | Осознает личную и общественную значимость знаний, учится в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, организуемой в школе и в классе | Не осознает значения знаний, учится не в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, но лишь по поручению и под контролем | Учится плохо. Интереса к знаниям не проявляет |
Трудолюбие (пункт 9 + наблюдения кл.рук) | Осознает личную и общественную ценность труда, проявляет творчество в труде, организует общественно полезный, производительный труд в школе и за ее пределами | Осознает личную и общественную значимость труда, исполнителен в труде, принимает участие в трудовых акциях, организуемых в школе и за ее пределами | Трудится при наличии побуждении и контроля со стороны взрослых и одноклассников | Не любит трудиться, уклоняется от труда, несмотря на требования |
Гуманность (пункт 12) | Пресекает грубость, недобрые отношения к людям, заботится об окружающих | Заботится об окружающих, принимает, участие в акциях добрых дел, но не пресекает грубость | Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива | Недоброжелателен, груб |
Целеустремленность (п.14+15): 2 | Осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере избранной профессии | Осознает, кем хочет стать, но упорства в обогащении знаниями в сфере избранной профессии не проявляет | Четко не представляет, кем хочет стать. В выборе профессии следует советам одноклассников, рекомендациям семьи | Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готовится |
Требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию (13+16+17): 3 | Объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера, настойчиво работает над собой | Объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера, работает над собой недостаточно | Не самокритичен, самооценка завышена, работать над собой не умеет и нуждается в постоянной стимуляции со стороны товарищей и педагогов | Не самокритичен и не требователен к себе, отрицательно воспринимает объективные оценки своих учебных возможностей и черт характера |
|
|
Тестирование коллектива по А.Н. Лутошкину
Инструкция: следует прочесть сначала предложение слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 – свойство, указанное слева, появляется в коллективе всегда;
+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 – свойство появляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойство не проявляется дос-таточно ясно или то и другое проявляется в одинаковой степени;
–1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное спра-ва);
–2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
–3 - свойство проявляется всегда.
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 |
0 | –1 | –2 | –3 | Отрицательные особенности | |
1. Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение
|
1. Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон
| ||||||||
2. Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии
|
2. Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии
| ||||||||
3. В отношениях между группами внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание
|
3. Группировки конфликтуют между собой
| ||||||||
4. Членам коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время
|
4. Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
| ||||||||
5. Успех или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива
|
5. Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
| ||||||||
6. Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями
|
6. Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов
| ||||||||
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе 5-11 класс (М.И.Рожков)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предупреждениями.
Смысловое значение цифровых кодов: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».
1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
14. Учащиеся моего класса постоянно участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.
15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива в решении задач, стоящих перед ними.
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.
17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам
19. Мы стремимся помочь другим (младшим) коллективам в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп(блоков). Данная систематизация обусловлена на выявлением различных аспектах самоуправления:
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1,2,3,4);
2) организованность классного коллектива (предложений 5,6,7,8);
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9,10,11,12);
4) включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13,14,15,16);
5) отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17,18,19,20);
6) ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21,22,23,24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать(16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, то ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше0,85 – высокий. От 0до 2.7-низкий,2.8 до 3.4-средний, 3.5 до 5 –высокий.
В К Л Ю Ч Е Н Н О С Т ь | 1 ____ | Органи зован ность класса | 5 __ | Ответс твен ность актива класса | 9 ___ | класс в общеш коль ных делах | 13 __ | Взаимодействие класса с другими классами | 17 __ | Ответственность за общешкольные дела | 21 __ |
2 ____ | 6 ___ | 10 ___ | 14 __ | 18 __ | 22 __ | ||||||
3 ____ | 7 ___ | 11 ___ | 15 __ | 19 __ | 23 __ | ||||||
4 ____ | 8 ____ | 12 ___ | 16 __ | 20 __ | 24 __ |
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
САМОАТТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА(6-9 класс)
(методика Р. С. Немова)
Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.
Необходимо для проведения следующее.
Каждый учащийся должен иметь бланк с текстом:
«Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами».
Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения. Буквы означают:
н – никто;
м – меньшинство;
п – половина;
б – большинство;
в – все.
н м п б в 1. Свои слова подтверждают делом.
н м п б в 2. Все вопросы решают сообща.
н м п б в 3. Правильно понимают трудности, стоящие перед группой.
н м п б в 4. Радуются успехам товарищей.
н м п б в 5. Помогают новичкам.
н м п б в б. Не ссорятся, когда распределяют обязанности.
н м п б в 7. Знают задачи, стоящие перед классом.
н м п б в 8. Требовательны к себе и другим.
н м п б в 9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.
н м п б в 10. Принципиально оценивают успехи коллектива.
н м п б в 11. Искренне огорчаются при неудаче товарища.
н м п б в 12. К своим ребятам и новичкам предъявляют одинаковые требования.
н м п б в 13. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.
н м п б в 14. Знают итоги работы коллектива.
н м п б в 15. Сознательно подчиняются дисциплине.
н м п б в 16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.
н м п б в 17. Одинаково оценивают общие неудачи.
н м п б в 18. Уважают друг друга.
н м п б в 19. Радуются успеху новичков.
н м п б в 20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива.
н м п б в 21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.
н м п б в 22. По-хозяйски относятся к общественному добру.
н м п б в 23. Поддерживают принятые в классе традиции.
н м п б в 24. Одинаково оценивают справедливость наказаний.
н м п б в 25. Поддерживают друг друга в трудные минуты.
н м п б в 26. Не хвастаются перед ребятами из других учебных заведений, школ и классов.
н м п б в 27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.
н м п б в 28. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга.
На доске изображается шкала возможных ответов.
Ход опроса
После тщательного объяснения исследователем задания испытуемые заполняют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то исследователь помогает ему ответить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы испытуемые ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка получаемых результатов.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:
в – 4 балла;
б – 3 балла;
п – 2 балла;
м – 1 балл;
н – 0 баллов.
Затем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.