Современные тенденции развития систем бухгалтерского учета

Лекция. Автоматизированные информационные системы в бухгалтерском учете

В современных условиях бухгалтер – это центральная фигура управленческого персонала, он главный консультант директора фирмы, аналитик, финансист. Для выполнения функций и, прежде всего, создания учета как средства управления и регулирования использование компьютера, а также современных средств связи и коммуникаций жизненно необходимо.

В то же время организация и разработка систем автоматизированного учета, ориентированного на новые информационные технологии, сопряжена с рядом проблем методологического, организационного и технологического характера. Предприятие, решившее автоматизировать бухгалтерский учет, может пойти по одному из следующих путей: выполнить эту работу собственными силами; пригласить специалистов для изготовления программ из сторонней организации или купить готовый программный продукт.

Предпосылками автоматизации бухгалтерского учета являются:

· Наличие большого объема трудоемких и рутинных работ.

· Бухгалтерский учет заключается в сплошном и непрерывном отражении хозяйственных операций, что необходимо и остальным управленческим структурам предприятия.

· Задачи бухгалтерского учета решаются по относительно несложным алгоритмам с преобладанием логических и арифметических операций.

· Бухгалтерский учет со времен Луки Пачоли существует как наука со строго определенными элементами метода (двойная запись, документация, оценка и инвентаризация и т.д.), что создает единую унифицированную базу для любого предприятия.

· В стране налажено обучение бухгалтеров на разных уровнях (техникумы, ВУЗы, институт профессиональных бухгалтеров и проч.), что создает необходимый кадровый потенциал для компьютеризации бухгалтерского учета.

· Наличие домашнего интернета у большинства пользователей позволяет проводить бухгалтерские операции, используя онлайн бухгалтерию, не выходя из дома

Рынок программ бухгалтерского учета в России

Начало автоматизации бухгалтерского учета приходится на конец 80-х и начала 90-х годов 20 века. Бухгалтерский учет вели с помощью электронных таблиц: Excel, SuperCalc и Quattro.

Первыми специализированными продуктами автоматизации бухгалтерского учета в России стали программы 1С (1991 г.), Турбо-Бухгалтер (1991), Инфо-Бухгалтер (1992 г.),

На сегодняшний день число компаний, занимающихся разработкой автоматизированных систем для бухгалтерии огромное количество: «1С» (серия программ «1С:Бухгалтерия»), «Галактика-ERP» (корпорация «Галактика»), «ДИЦ» («Турбо9 Бухгалтерия «), «БЭСТ» («БЭСТ-5″),» Инфо — Бухгалтер» («Инфо – Бухгалтер 10») и многие другие. Но, несмотря на такое разнообразие, достаточно известных из них не более десятка.

 

Самой распространенной системой автоматизации бухгалтерского учета в России и странах СНГ является серия программ «1С», позволяющая автоматизировать ведение всех разделов бухгалтерского учета.

Система «1С» обеспечивает ведение бухгалтерского учета в различных сферах: оптовой и розничной торговле, производства, строительстве и т.д.

Система позволяет вести:

· учет банковских и кассовых операций;

· учет расчетов с контрагентами;

· учет основных средств и нематериальных активов;

· учет торговых операций, в том числе в розничной и комиссионной торговле;

· учет основного и вспомогательного производства, учет полуфабрикатов;

· учет заработной платы, кадровый и персонифицированный учет;

· автоматическое выполнение завершающих операций месяца;

· подготовку регламентированной отчетности;

· формирование стандартных бухгалтерских отчетов с широкими возможностями их настройки и механизмом расшифровки показателей.[1]

Система «1С:Бухгалтерия» позволяет осуществлять взаимодействие с другими конфигурациями такими как «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8» и «1С:Управление торговлей 8» через механизм обмена данными.

БЭСТ

Автоматизация малых и средних предприятий

Автоматизация обеспечивается в рамках комплексной системы «БЭСТ-5 — Информационная система управления предприятием», разработанной компании «БЭСТ». Система предоставляет развитые и гибкие средства регистрации фактов хозяйственной деятельности в оперативном режиме — с одновременным их отражением в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете. Автоматизировано большинство бизнес-процессов предприятия и обеспечено их адекватное представление в виде набора взаимосвязанных документов. Имеются возможности для прямой регистрации данных в каждом отдельно взятом виде учета. Помимо стандартных планов счетов, входящих в поставку системы, можно создавать и настраивать свои собственные планы счетов.[2]

Автоматизация небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей

Компания «БЭСТ» предлагает решение для автоматизации небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере торговли и предоставления услуг «БЭСТ-5. Мои бизнес». Система обеспечивает ведение бухгалтерского и налогового учета по упрощенной или общей системе налогообложения, включая ЕНВД, от формирования и печати первичных документов до подготовки отчетности предприятия. В программе автоматизирован процесс разноски данных оперативного учета по счетам бухгалтерского и налогового учета (документ – проводки) с записью в книгу хозяйственных операций. Туда же поступают сведения о движении имущества, начислении и выдачи заработной платы, других финансовых операциях.

Парус

Система «ПАРУС-Предприятие 7» компании «Парус» предназначена для малых и средних хозрасчетных предприятий различной отраслевой принадлежности. Система позволяет автоматизировать бухгалтерский учет, основные торговые процессы и складской учет, расчет заработной платы и кадровый учет. Может эксплуатироваться как на одном, так и на нескольких (в пределах 15-20) объединенных в локальную сеть компьютерах. Система построена по модульному принципу и в частности включает модуль «Бухгалтерия»[3]. Пользователями системы являются Генеральная прокуратура РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство образования и науки РФ, «НТВ – Плюс»,»Первый Канал», «Эхо Москвы», АльфаСтрахование и т.д.

Инфо-Бухгалтер

Инфо-Бухгалтер 10 «Бухгалтерcкий и налоговый учет» компании «Инфо-Бухгалтер». Программа написана с применением последних разработок в области бухгалтерских программ. Программа предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, при этом программа автоматически формирует все отчетные документы, разработанные в строгом соответствии с требованиями ФНС. Стоимость программы 8800 руб. за одно рабочее место. Сетевая версия на 50 рабочих мест стоит 110000 руб. (88000 руб. по льготной цене) [4]

Возможности системы:

· Учет основных средств и нематериальных активов;

· Упрощенная система налогообложения;

· Учет расчетов с контрагентами;

· Учет косвенных расходов;

· Учет НДС;

· Учет заработной платы, кадров и персонифицированный учет;

· Налоговый учет по налогу на прибыль;

· Учет деятельности, облагаемой ЕНВД;

· Учет доходов и расходов индивидуальных предпринимателей – плательщиков НДФЛ;

· Заключительные операции месяца;

· Учет банковских и кассовых операций (блок “денежные средства”);

· Загрузка классификаторов и курса валют;

· Контроль и исключение ошибочных ситуаций;

· Администрирование (управление доступом к учетным данным);

· Работа с распределенными информационными базами;

· Использование торгового оборудования.

 

 

Галактика

Автоматизация бухгалтерского учета обеспечивается в рамках системы «Галактика ERP». Автоматизацию бухгалтерии выполняет модуль бухгалтерского учета.[5]

Система «Галактика ERP» обеспечивает:

·возможность настройки аналитического учета «под себя», по элементам таблиц данных (организаций, подразделений, материальных ценностей, основных средств и т.д.),

·параллельный бухгалтерский учет по нескольким планам счетов, что позволяет разделять бухгалтерский учет в национальных и международных стандартах, а также отделить налоговый учет от бухгалтерского;

·электронный формат бухгалтерской отчетности — данный формат полностью соответствует подзаконным актам и нормам ведения бухгалтерского учета, а все изменения в законодательстве, касающиеся бухучета, оперативно вносятся в обновления системы;

·автоматизация учета основных фондов, в который входят: учет сложных объектов, расчет амортизации, прогноз сумм амортизационных отчислений и т.д.;

·возможность проведения электронных платежей через систему.

Турбо9 Бухгалтерия

Программа «Турбо9 Бухгалтерия» компании ДИЦ (Долгопрудненский исследовательский центр) обеспечивает возможность ведение автоматизированного бухгалтерского учета для малого, среднего и крупного бизнеса.

Программа работает в 4 редакциях[6]:

·Компакт — однопользовательская редакция Турбо9, в которой можно полноценно вести небольшую бухгалтерию.

·Стандарт — многопользовательская версия, рассчитанная на работу до 10 — 15 рабочих мест.

·Редакция Макс ориентирована на большие предприятия, и количество проводок в ней — до 10 млн.

·Макс64 — 64-разрядная версия редакции Макс не имеет ограничений по количеству мест и по количеству проводок.

Автоматизация участков бухгалтерского учета в программе «Турбо9 Бухгалтерия» обеспечивает:

·учет движение денежных средств;

·начисление и выдача зарплаты, расчет НДФЛ и страховых взносов и персонифицированный учет;

·учет основных средств и нематериальных активов;

·учет товарно-материальных ценностей и услуг;

·учет НДС;

·учет расчетов с контрагентами и подотчетными лицами;

·бухгалтерская отчетность с возможностью сдачи ее в электронном виде.

Стоимость 1 рабочего места редакции Компакт составляет 5700 руб., Стандарт – 12000 руб., Макс – 23000 руб, Макс 64 – 38000 руб.

Все современные бухгалтерские программы основаны на электронном документообороте и обеспечивают:

·Автоматизацию всех участков бухгалтерского учета.

·Ведение синтетического и аналитического учета применительно к потребностям предприятия.

·Настраиваемость: возможность изменять и дополнять план счетов, систему проводок, форм отчетности.

·Возможность автоматической печати первичных (выходных) документов.

·Использование справочников («Валюты, «Сотрудников», «Договоров» и пр.), предназначенных для ведения аналитического учета на счетах. А также ввода различной информации при выписке первичных документов на компьютере.

·Автоматический и ручной ввод бухгалтерских операций.

·Многоуровневый аналитический учет, по любому счету можно вести аналитический учет в необходимых разрезах.

·Использование журналов операций, проводок и документов для удобства просмотра отдельных позиций, зафиксированных в этом журнале.

·Возможность анализа счетов, субсчетов, позиций аналитического учета (субконто).

·Визуальные представления данных в виде графиков и гистограмм.

·Возможности ведения учета в различных денежных натуральных измерителях. В качестве денежных измерителей выступают национальная валюта и произвольный набор иностранных валют.

·Надежная защита учетной информации от несанкционированного доступа.

·Использование встроенного «языка программирования» для составления отчетов произвольной формы.

·Ведение учета для нескольких предприятий.

Отметим, что небольшим компаниям стоит обратить внимание на бесплатные версии бухгалтерских программ. В качестве примера можно привести программу Инфо-Бухгалтер 10.2, включающую блоки: Бухгалтерский учёт и отчётность, Зарплата и кадры, Склад, работы и услуги. Ограничением бесплатной версии программы Инфо-Бухгалтер 10.2 является возможность одновременной обработки до 1000 хозяйственных операций. Каждая операция может иметь практически неограниченное количество проводок. Этого хватит для небольшой бухгалтерии.[7]

Современные тенденции развития систем бухгалтерского учета

К современным тенденциям автоматизации бухгалтерского учета можно отнести возможность ведения бухгалтерии через интернет (интернет-бухгалтерии, онлайн бухгалтерия, электронная бухгалтерия, мобильная бухгалтерия).

Основным достоинством работы в интернет-бухгалтерии является ведение бухгалтерского учета без установки программного обеспечения на компьютер (мобильное устройство). Работа может осуществляться с любого устройства (компьютера, планшета, смарфона и т.д.), подключенного к сети. Безопасность передачи данных обеспечивается с помощью протокола https, поддерживающего шифрование данных, а также системой авторизации (парольной защиты). Возможные риски от аппаратных и программных сбоев, несанкционированного доступа, принимает на себя компания, предоставляющая услуги. Отметим, что у крупных разработчиков такие риски минимальны.

Интернет-бухгалтерия 1С. Работа в программе 1С возможна в режиме тонкого клиента и веб-клиента. Тонкий клиент, в отличии от веб-клиента, требует предварительной установки на компьютере пользователя. Однако, тонкий клиент обеспечивает полную функциональность, веб-клиент не поддерживает некоторые возможности платформы, но позволяет вести бухгалтерию без привязки к рабочему месту.

БухсофтОнлайн. Онлайн модуль «Бухгалтерия» данного сервиса обеспечивает автоматизацию бухгалтерского и налогового учета для организации и ИП. Ведение банка, кассы, покупок, продаж. Автоматическое формирование проводок и автоматическое заполнение книги доходов и расходов. На основании введенных учетных данных возможно автоматическое формирование всей предусмотренной законодательством отчетности.[8] Стоимость подключения к модулю «Бухгалтерия» 2900 руб.

Контур. Бухгалтерия. Простой учет для компаний на УСН, ЕНВД и ООО на ОСНО. Бухгалтерские проводки автоматически создаются на основе первичных документов, которые вы учитываете. Все возможности сервиса соответствуют законодательству.

Возможности Контур. Бухгалтерии:

·Учет по нескольким расчетным счетам

·Оборотно-сальдовая ведомость и акты сверки

·Учет основных средств

·Отслеживание оплат и отгрузок

·Импорт банковской выписки

·Экспорт платежных поручений

·Уплата налога УСН

·Уплата страховых взносов

·Ведение учетной политики

Моё дело. В онлайн-сервисе «Моё дело есть» всё необходимое для работы с бухгалтерией: справочная, учётная системы, отправка отчётности через интернет и консультации экспертов. Программа помогает правильно вести бухгалтерский учёт, рассчитывать налоги (взносы) и уплачивать их точно в срок, а также сдавать электронную отчётность.[9]

Все возможности современной бухгалтерии в одном сервисе:

·система связанных вопросов-ответов

·автозаполнение унифицированных и нетиповых форм документов с примерами и подсказками

·актуальная база нормативно-правовых документов с возможностью отслеживания изменений

·формирование и сдача электронной отчётности

·профессиональные консультации экспертов

 АУБИ Центр. АУБИ Интернет-бухгалтерия позволяет предприятиям и ИП при любой системе налогообложения вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность через Интернет.

Возможности сервиса [10]:

·Использование различных систем налогообложения

·Ведение бухгалтерии, складского учета, торговли, производственного и кадрового учета

·Электронный документооборот с контрагентами, банками и внутри предприятия

·Электронная отчетность в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР

Стоимость тарифа «Стандарт» 1600 р. Тариф обеспечивает неограниченное время работы (24 часа в сутки) и предназначен для тех, кто интенсивно работает в АУБИ

В любой интернет-бухгалтерии доступ обеспечивается через браузер с помощью логина и пароля. Информационная безопасность обеспечивается применением электронной подписи. Формы документов обновляются автоматически – это обеспечивает компания, предоставляющая онлайн сервис. Доступ к сервисам возможен из любой точки мира в любое время. Технические и программные риски берет на себя компания-разработчик. Также эти компании должны предоставлять консультации и техподдержку в реальном времени.

 

 

Контрольные вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: