Классификация современных педагогических технологий

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

 

Теоретические основы современных педагогических технологий

Личностно-ориентированная педагогика требует сегодня переосмысления всего педагогического процесса, как обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности. Качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой, развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные её цели.

Придание педагогическому процессу концептуальности, системности, управляемости и результативности становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность современных педагогических технологий. Что способствует планомерному введению в педагогику системно-деятельностного подхода, исключает из практики малоэффективные вербальные способы передачи знаний, мотивирует проектирование технологической цепочки процедур, приемов, форм взаимодействия учителя и учеников в системе «человек-человек», гарантирует образовательные результаты и снижает негативные последствия работы низко квалифицированных педагогов.

В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции:

-педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного


оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р.де Киффер, М. Мейер);

-педагогические технологии как способ, процесс коммуникации, основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса (В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др.);

-педагогические технологии как научное направление, обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер);

-педагогическая технология как многомерное понятие, как многомерный процесс (В.И. Боголюбов, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Е.В. Коротаева, В.Э. Штейнберг, Д. Финн, К. Силбер, П. Митчел, Р. Томас) [8,48]. Педагогические технологии реализуются через организованные педагогом различные виды  деятельности  учащихся: учебную, игровую,

воспитательную, развивающую и т.д.

«Любая деятельность, отмечает В.П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке»[7,406].

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов утверждают, что

«педагогическая технология это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий»[7, с.407].

По  мнению  Б.Т.  Лихачева,  педагогическая  технология  –  это

«совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса»[8,48], определяющая порядок функционирования всех средств, используемых для  достижения

педагогических целей.


Любая педагогическая технология отличается технологичностью, т.е. поэтапностью, пошаговостью, заданных технологией, и выполняемых обучающимися, действий. Различия технологии от методики образования можно рассмотреть в таблице №1 (Вялых В.А., 1995).

 

Таблица 1.



Различия между технологией и методикой образования

№ п/п Методика Технология
1. Совокупность приемов, способов и форм обучения Система приемов, способов и форм обучения
2. Ориентация в основном на результат обучения Ориентация в основном на процесс обучения
3. Индивидуализированная совокупность приемов и способов обучения                                  (передача профессионального                                     опыта затруднена) Менее индивидуализированная система способов и форм обучения (с возможностью передачи и расширения профессионального опыта преподавателя)
4. Доминирование      специфики предмета, акцент на качественное своеобразие учебной информации Доминирование           универсальных связей          предметов,           акцент на целостно-мировоззренческие структуры          образовательной системы
5. Преобладание образовательно- дидактического                                 измерения учебной информации Реализация движения знания от его научно-исследовательского генезиса  к                образовательной экспликации (истолкованию)

Педагогическая технология – не есть нечто застывшее и данное на все времена. Она может совершенствоваться или изменяться в зависимости от меняющихся условий образования.

Г. К. Селевко [2] в структуре педагогической технологии выделяет следующие элементы:

·концепция (философское, психологическое, дидактическое, социально- педагогическое обоснование);

·цели обучения, планируемые результаты обучения;

·содержание обучения;

·средства диагностики текущего состояния обучающихся;

·критерии выбора оптимальных моделей обучения для данных условий;

·набор моделей обучения (методы и формы деятельности учителя и обучающихся)[11].

В основе всех педагогических технологий лежит «идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную личность» [10].

 


Классификация современных педагогических технологий

Целью педагогической технологии является, поиск стратегических путей технологизации обучения и воспитания как важнейшего направления их модернизации и повышения качества за счет внедрения новых прогрессивных идей, образовательных инноваций, нетрадиционных подходов к организации и управлению педагогическими процессами.

Предметом педагогической технологии становится создание педагогических основ прогнозирования, проектирования и внедрения в практику образования, обучения и воспитания новых педагогических систем; определение стратегий управления ими и условий их успешного функционирования.


Однако, акцентуация внимания на характеристике «педагогических технологий» без учета их классификации и целевой направленности, комплекса мер и инновационных подходов введения современных технологий в педагогический процесс не сможет нам дать четкое представление о том, как их использовать на практике.

Согласно Г.К. Селевко [8] педагогические технологии классифицируются по следующим признакам.

1. По характеру содержания образования.

2. По организационным формам.

3. По подходу (отношению) к ребенку.

4. По преобладающему (доминирующему) методу.

5. Проблемные, поисковые.

6. По категории обучающихся.

7. По типу управления познавательной деятельностью.

8. По ведущему фактору психического развития.

9. По ориентации на личностные структуры.

10. По концепции усвоения.

Отбор и введение педагогических технологий в практику обеспечения процессов обучения и воспитания учащихся во многом зависит от понимания педагогом сущности гуманистического (личностно – ориентированного и развивающего) обучения и воспитания.

Примерами современных педагогических технологий в парадигме гуманистической педагогики по Г.К. Селевко [8] могут служить:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

· Педагогика сотрудничества.

· Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили.

· Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.


Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

· Игровые технологии.

· Проблемное обучение.

· Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов).

· Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов).

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

· Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.

· Технологии уровневой дифференциации.

· Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов).

· Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков).

· Технология программированного обучения.

· Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко).

· Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Педагогические   технологии   на   основе   дидактического усовершенствования и реконструирования материала:

· «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов).

· «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов).

· Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев).

· Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович).


Частнопредметные педагогические технологии:

· Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев).

· Технология  совершенствования общеучебных  умений  в начальнойшколе (В.Н. Зайцев).

· Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин).

· Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев).

· Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев).

Альтернативные технологии:

· Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер).

· Технология свободного труда (С.Френе).

· Технология вероятностного образования (А.М.Лобок).

· Технология мастерских.

Природосообразные технологии:

· Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир).

· Технология саморазвития (М.Монтессори).

Технологии развивающего обучения:

· Общие основы технологий развивающего обучения.

· Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

· Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

· Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов).

· Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская).

· Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко).


 

 

Педагогические технологии авторских школ:

· Модель «Русская школа».

· Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский).

· Школа-парк (М.А. Балабан).

· Агрошкола А.А. Католикова.

· Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард).

Наибольший интерес для серы дополнительного образования детей вызывает классификация педагогических технологий на основе парадигмального гуманистического подхода, определенная в ряде научных работ В.Г. Гульчевской [6,55], [5,21], согласно которой педагогические технологии подразделяются на три блока:

- формирующего обучения (объяснительно – иллюстративные);

-развивающего обучения (проблемного обучения, в т.ч. проблемно – модульного);

- личностно – ориентированные (ситуативного обучения), что позволяет педагогам разных уровней готовности к инновационной деятельности апробировать их на практике.

Педагогические технологии формирующего обучения ориентированы на применение в учебном процессе общеобразовательной школы, среди них автор выделяет: технологии программированного обучения; технологии алгометрического обучения; технологии поэтапного формирования умственных действий; технологии модульного и дифференцированного обучения (В.Г. Гульчевская).

Среди педагогических технологий формирующего обучения автором выделяются:

·Технология программированного обучения.

·Технология алгоритмического обучения.


·Технология поэтапного формирования умственных действий.

·Технология модульного, дифференцированного обучения[6,82].

«Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной целью является не столько приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу»[1].

Среди технологий развивающего обучения можно назвать: технологии проблемного обучения, коммуникативно-диалоговые технологии, игровые технологии и технологии развития критического мышления.

Технологии личностно-ориентированного обучения направлены на организацию смыслопоисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся и характеризуются такими чертами, как сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, предоставление ребенку свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения, сотворчество педагога и обучающихся. Примерами таких технологий могут служить имитационно- ситуативное обучение, проектное обучение, обучение в сотрудничестве, технология портфолио»[6,86].

Ориентация педагога в классификации современных педагогических технологиях, знание и соблюдение им алгометрических процедур введения технологий в образовательный процесс позволяет «учащемуся проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме»[12].









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: