Педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей

Структура содержания личностно-ориентированного образования в сфере дополнительного образования детей, по мнению В.Г. Гульчевской, должна включать обязательные компоненты[6,17]:

- аксиологический: введение обучающихся в мир ценностей, оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентиров, личностных смыслов;

- когнитивный: знания как результат познания действительности и отражения свойств вещей, предметов и явлений, освоения научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере, знания и способов научной деятельности, принятия норм общественных отношений к различным явлениям жизни;

- личностно-деятельностный: практический опыт осуществления способов деятельности: образовательной, интеллектуальной, познавательной, трудовой, общественной, художественной, ценностно-ориентационной, коммуникативной на уровне компетенций человека культуры;

- опыт творческой деятельности, обеспечивающий готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности;

- индивидуальный личностный опыт: познание себя, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, формирование личностной жизненной позиции.

Конструируя содержание образования, педагог дополнительного образования соединяет в своей деятельности процессы:

- обеспечения внутренних условий (потребностей, способностей, установок) для развития своего "Я", через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, защиты и самоосуществления;


-создания адекватных внешних условий (среды общения, творческой деятельности, комфортного психологического состояния для саморазвития ребенка);

-организации детского сообщества (особого субъекта образования), скрепленного совместной деятельностью и общением [3,67].

Выбор технологии организации педагогом дополнительного образования образовательной деятельности через проведение занятия во многом зависит от того, насколько педагогическая технология субъектно воспринимается и идентифицируется педагогом, насколько она отвечает его личностным качествам и психологическим характеристикам, насколько педагог имеет представление о назначении технологии и тех формах и методах при которых реализация технологии на занятии будет наиболее эффективна и оптимально затратна по времени.

Таким образом, наиболее широкое применение в сфере дополнительного образования детей сегодня, получают развивающие и личностно - ориентированные педагогические технологии.

Среди педагогических технологий развивающего обучения можно выделить – игровые технологии, такие, как:

- Игры - ситуации.

- Сюжетные игры.

- Игры-драматизации.

- Игры-имитации реальной деятельности.

- Состязательные игры.

- Коммуникативные игры (диалоги, дискуссии).

- Игры-процессы (моделирующие проявление способностей, личностных качеств в несюжетных играх) [Гульчевская В.Г., 1993], [6,87].

Игровая технология обеспечивает личностную мотивационную вклю- ченность каждого обучающегося, что значительно повышает результатив- ность данной формы образовательного взаимодействия. У обучающихся фор-

мируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать при-


чинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои зна- ния обосновывать собственную точку зрения генерировать новые идеи, что повышает продуктивность их творческой и интеллектуальной деятельности.

Коммуникативно-диалоговые технологии считаются наиболее разработанными и применяемыми на практике в сфере дополнительного образования детей, это:

- проблемная дискуссия;

- дискуссия-диалог;

- межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»);

- дискуссия с игровым моделированием;

- направленный диалог;

- дискуссия на основе обмена мнениями в формах: «Круглый стол», «За- седание  экспертной  группы»,  «Симпозиум»,  «Конференция»,

«Дебаты»[6,88].

Наиболее эффективной среди коммуникативно – диалоговых техноло- гий, реализуемых в сфере дополнительного образования детей является тех- нология «Дебаты».

Технология проблемного обучения основана на теоретических положениях американского философа Дж. Дьюи. Систематизаторами этого обучения в России стали И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин.

Под технологиями проблемного обучения понимается такая ор- ганизация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.

Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения:

- создание проблемных ситуаций;

- обучение детей в процессе решения проблем;

- сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.


Технология проведения занятия в соответствии с теорией проблемного обучения состоит в следующем:

- ознакомление воспитанников с планом занятия и постановка пробле-


мы;


 

 

- дробление проблемы на отдельные задачи;

- выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного мате-


риала;

- анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых воспитанники открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.

Для большинства педагогов дополнительного образования этот вид развивающей педагогической технологии остается недоступным ввиду слабой готовности к осуществлению инновационной деятельности.

Среди педагогических технологий личностно-ориентированного обучения наиболее широкое распространение в сфере дополнительного образования детей получили технологии проектного обучения, обучения в сотрудничестве и технология портфолио.

«Проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора» [4,121].

Ученые С.И. Краснов, Р.Г. Каменский выделяют три типа проектов:

-исследовательские - преобразуют пространство духовной культуры;

-социальные – преобразуют материальный мир и отношения между людьми;

-образовательные - преобразуют сознание отдельного человека.


Все три типа проектов успешно реализуются как в образовательном про- цессе образовательных организаций дополнительного образования детей, так и социальных практиках.

«Обучение в сотрудничестве (или обучение в малых группах, обучение в команде) - это одна из наиболее эффективных технологий личностно- ориентированного образования, так как при обучении на ее основе создаются условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки, для

осуществления учебной соответствующем  его деятельности каждым индивидуальным учеником на особенностям, уровне, опыту,
интересам»[6,93].      

Групповой диалог порождает потребность в выдвижении собственных суждений, актуализации имеющихся знаний и опыта обучающихся, способствует формированию навыков конструктивного взаимодействия, культуры общения, согласование и принятие ответственных решений.

А.В. Хуторской считает, что ученическое портфолио является альтернативой «формализованному контролю образовательных результатов учащихся»[9].

Существенное значение технология портфолио придает планированию и самооцениванию обучающимся своих образовательных результатов. Портфолио достижений представляет собой коллекцию работ, целью которых является демонстрация образовательных достижений обучающегося. Такой портфолио может стать альтернативным по отношению к традиционным формам и способом оценивания образовательного результата. В этом случае портфолио помогает педагогу дополнительного образования:

-проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе получения образования;

-оценить образовательные достижения с использованием других форм контроля.


Отдельное место в данной категории занимают технологии воспитания, здоровьесберегающие и информационные технологии реализации образовательной деятельности.

Технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов) находит широкое применение в деятельности многих детских объединений образовательных организаций дополнительного образования детей, через такие формы организации групповой деятельности обучающихся, как КТД (коллективно-творческое дело).

Различия методик организации общественно-значимого дела от технологии организации личностно – ориентированных коллективно – творческих дел представлены в таблице № 2.

Таблица 2.

 

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: