Технология программированного обучениявозникла в начале 50-х годов, когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность усвоения учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации.
Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.
Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы.
В России эту технологию разрабатывал В.П. Беспалько, который выделил основные принципы организации обучения, а также определил виды обучающих программ:
-линейные программы (последовательно сменяющиеся небольшие блоки информации с контрольными заданиями);
|
|
-разветвленные программы (в случае затруднения обучаемому предоставляется дополнительная информация, которая позволит выполнить контрольное задание и дать правильный ответ);
-адаптивные программы (предоставляют возможность обучаемому выбирать уровень сложности учебного материала и изменить его по мере усвоения);
-комбинированные (включают фрагменты всех предыдущих программ).
Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:
-информационный блок;
-тестово-информационный блок (проверка усвоенного);
-коррекционно-информационный блок;
-проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);
-блок проверки и коррекции.
Все темы повторяют вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение (П. Ю. Цявиене, Трамп, М.Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.
Модуль - это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.
Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Содержание обучения представляется в законченных блоках; каждый ученик получает от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужный материал; обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что дает ему возможность осознать себя в процессе выполнения деятельности.
|
|
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
В условиях дополнительного образования детей сегодня существует реальная возможность отвести каждому ребенку необходимое для усвоения учебного материала время: скомплектовать уровневые группы, или организовать внутри группы работу по индивидуальным планам.
Игровые технологии
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Различают следующие классификации педагогических игр:
-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Основные принципы игровых технологий:
-природо – и культуросообразность;
-умение моделировать, драматизировать;
-свобода деятельности;
-эмоциональная приподнятость;
-равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.
В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, "Моделирование случаев из жизни", "Стихийное бедствие", "Путешествие во времени" и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.
Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.
Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.
Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
· Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).
· Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
· Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).