Работа, без которой остальные усилия не принесут плодов

 

- Каждый раз, сталкиваясь с ситуацией, которая нам не нравится, мы реагируем из главного или второстепенного свойства.

Очень часто ложная личность говорит о свойствах с улыбкой, с юмором.

 

Анна: Мы старались найти свойства каждого из членов группы. Относительно двух человек мы были единогласны: страх у Терезы и самолюбие у Лилы.

 

- Хорошо, оба неверны. Это образ, который они для себя создали, поэтому это то, что наиболее заметно вам.

 

«Лунатизм»,«бродяжничество»

Анна: Мы попытались определить свойства «лунатика» и «бродяги». «Лунатик» не способен сфокусировать свое внимание, он обманывает себя, это эмоциональный тип, он придумывает свои собственные ценности...

 

- Более удачное определение свойств «лунатика»: это своего рода безумие. Безумные люди, заключенные в психиатрические клиники, - это «суперлунатики», они ценят иллюзорные вещи.

 

Пять главных свойств

Одиннадцать второстепенных свойств

Первая группа Вторая группа Третья группа
жадность эгоцентризм «лунатизм» чувство неполноценности
страх желание доминировать «бродяжничество» Зависимость
злоупотребление сексуальной энергией стремление к контролю неэффективность Наивность
самолюбие упрямство лень  
ложь      

 

Например, для сумасшедшего, который решил, что он Наполеон, действительно ценно быть Наполеоном, но он не Наполеон. Это преувеличенное сравнение, карикатура на свойство «лунатика».

Теперь «бродяга». Почему он так называется?

 

Анна: Потому что он перескакивает с одной идеи на другую, у него нет цели...

 

- Да, но это не самый существенный аспект. Кто такой бродяга? Тот, кто утратил ощущение ценности. Он бродит по улицам, и для него ничто не имеет ценности, он не знает, что некоторые вещи более ценны, чем другие.

 

Коринн: Часто трудно определить, какое свойство движущее. Ты видишь страх, например, но за ним может быть самолюбие...

 

- На первом этапе придерживайтесь того, что видимо, и не анализируйте.

 

Коринн: Существует ли тенденция идеализировать наивность?

 

- Нет, существует наивный, глупый идеализм и позитивный идеализм, который движет миром.

 

Коринн: Идеализация человека, например...

 

- Отсутствие проницательности.

 

Чувство неполноценности, страх, зависимость: три свойства, вытекающие одно из другого

Коринн: Моя группа увидела зависимость в страхе принять на себя ответственность, так как это предполагает необходимость спрашивать мнение других людей. Это также связано с чувством неполноценности - вы становитесь зависимыми от кого-то ещё.

 

- Чувство неполноценности, которое удерживает вас от каких-либо действий из страха сделать это плохо, делает вас зависимым. Три свойства, которые связаны друг с другом: чувство неполноценности, страх и зависимость. Чаще всего существуют группы из трёх взаимосвязанных свойств, иногда их число больше.

 

Коринн: Поскольку возбужденность определили как характеристику злоупотребления сексуальной энергией, некоторые формы поведения, которые до этого приписывались самолюбию, вошли в эту категорию, например стремление к убеждению.

 

- Всё это для вас просто теория. Возбужденность относится к проблеме неверно направленной сексуальной энергии. Теперь вы знаете, что эта энергия проявляется чаще, чем вы думаете. Вот всё, что вы должны запомнить.

 

Хуберт: Меня поразил мой недостаток знания людей и наблюдательности. Я знаю многих из них на протяжении двух-трёх лет, и кроме нескольких человек с которыми я близок, которые мне более симпатичны, я практически не знаю их совсем. Даже если я подмечаю что-то, вероятность моей ошибки - 50 процентов. Это дело случая... И мне очень неуютно оттого, что моё понимание себя, несомненно, не намного глубже...

 

Наше знание других людей: очень поверхностное

- Да, но это нормально. Человек может знать других людей лишь поверхностно, поскольку он сам всегда живёт поверхностно. Только когда он сам становится глубже, он начинает различать, что в других людях является лишь внешне видимым, а что находится глубоко внутри и в действительности движет их поступками. Но нельзя стать глубже мгновенно. Вы становитесь глубже, когда выполняете Работу, которая идет вглубь, а это требует истинного знания себя.

 

Коринн: Одна женщина считает, что её главное свойство - ложь, так как она никогда не показывает себя такой, какая она есть, по её словам. Она всегда создаёт образ, и впечатление, которое она производит, полностью расходится с тем, что происходит внутри неё. Но если это действительно так, у нас у всех есть это главное свойство...

 

- Это принцип Гурджиева: «Люди могут только лгать». Но это ничего не говорит о её главном свойстве, потому что человек может лгать из страха, из самолюбия - по очень многим причинам.

 

Когда мы начинаем видеть свойства везде, мы обманываем себя

Когда кто-то из вас считает, что открыл своё главное свойство, и начинает видеть его везде, можете быть уверены - он себя обманывает. Это все оттого, что он начал осознавать существование или важность этого свойства в себе. Он зациклился на нём и не может видеть остальных свойств. И он, конечно, не видит связи между разными свойствами.

Что же касается вас; как только вы почувствуете, что вы одержимы одним свойством, скажите себе, что вы ошиблись. Вы просто осознали это свойство, вот и всё.

 

Филипп: Когда кто-то считает, что открыл своё главное свойство, другие, как правило, видят иное и часто стараются убедить его в том, что он ошибается.

 

Свойства: всегда связаны с глубоким страданием. Возможность развить в себе сострадание...

- Наши усилия привели нас, по крайней мере, к очень позитивному заключению: мы вынуждены воздерживаться от оценки других людей мы не знаем, мы не знаем ничего. Мы видим только поверхностное, и, что самое важное, мы не знаем внутренних страданий других людей. Свойства всегда связаны с глубоким страданием, которое некоторые люди осознают, а большинство, к счастью для них, - нет. Для нас это возможность развивать в себе сострадание, нашу любовь к другим людям, поскольку мы знаем, что все находимся в этой ситуации.

Только поистине развившийся человек, который достиг того самого свойства под названием Любовь, перешагнул пределы внутреннего страдания. И когда он страдает, причины его страданий иные: он больше не страдает о себе - он страдает от несчастий этого мира. У него есть сострадание, форма любви, и природа этого страдания иная, в ней больше нет негативного.

Но вы только начали, и короткая работа, проделанная вами сегодня, должна научить вас терпимости к другим людям, к принятию очевидных различий между внешними проявлениями и пониманием того, что внутри у нас работают одни и те же силы.

 

Каждое свойство: рана в сердце

С.: Вы сказали, что свойства связаны с глубокими страданиями. Кто страдает?

 

- Каждое свойство - это удар по вашей сущности, и от каждого негативного свойства сущность вашего сердца кровоточит.

Каждое свойство - это рана на сердце. Только когда раны заживут, когда вы выйдете за пределы свойства, сможет существовать ваше сердце, сможет существовать Любовь. Вам это хорошо знакомо: если вы прищемили палец дверью, вы продолжаете жить со своей рукой? С чем вы живете? Со своим страданием. Это страдание управляет вашими движениями, оно направляет вашу руку или делает вас нетрудоспособным. Таково ваше состояние сейчас, если мы говорим о сердце: множество ран, и, к счастью, поскольку у вас большое сердце, оно продолжает работать несмотря ни на что.

Мы сказали, что главное свойство - это ось, вокруг которой организуется вся ложная личность, а также и часть личности. Вы начали видеть, что все свойства организуются вокруг друг друга. Когда-нибудь вы увидите, что все они собраны вокруг главного свойства, или вокруг свойства, которое доминирует в данный момент, чтобы обеспечить ему всевозможные оправдания, всевозможные основания для его существования и для создания всех его буферов. Как вы понимаете, в этом заключается роль буферов: они что-то закрывают от вас.

 

Буферы: психологический механизм самоуспокоения...

Остановимся на этой теме. Кто может дать определение буфера? Краткое определение.

 

С.: Механизм самоуспокоения...

 

Это определение, а как вы определите механизм самоуспокоения? Здесь уже два момента: это механистично, то есть функционирует, и это вас успокаивает.

 

С.: Буфер позволяет двум противоречивым частям сосуществовать в нас...

 

- Да. Нечто ложное на поверхности, и что-то еще внутри.

 

 

... не позволяющий нам видеть ситуацию такой, какой она на самом деле является

Моё определение: буфер - это психологический механизм, который не даёт нам увидеть или прожить ситуацию такой, какая она есть, и, следовательно, сопровождает её разного рода оправданиями.

Мишель, расскажи нам свою утреннюю историю...

 

Мишель: Я припарковала свою машину на тротуаре, по-моему, очень хорошо, оставив достаточно места для пешеходов. У входа Раймондо сказал мне, что я должна припарковаться поближе к стене. Начиналась медитация, и я сказала, что сделаю это позже. Я пошла на медитацию, а после медитации переставила машину.

 

Пример оправдания своего эгоизма: «Уважительная причина...»

Что мы здесь видим? Кто может проанализировать ситуацию? Сначала я расскажу вам, что произошло после этого. Я спустился вниз, выглянул из окна, увидел плохо припаркованную машину. Обычно я бы сделал выговор Раймондо или Паскалю, поскольку они ответственны за то, чтобы машины были хорошо припаркованы. Но вместо этого я сказал Раймондо: «Мишель подойдёт к тебе сегодня днем, так как она сегодня работаем в твоей квартире, так вот: запри дверь и, когда она придет за ключом, скажи ей: «Чуть позже, сейчас я занят».

Но в жизни всё происходит по-другому: Раймондо в конце концов оставил дверь незапертой.

Кто может коротко проанализировать то. что произошло утром?

 

С.: Опоздание на медитацию явилось оправданием для внутреннего учитывания Мишель. Она считала, что у нее есть полное право сделать это, у нее было оправдание...

 

- С одной стороны, она хотела прийти в доджо вовремя, а с другой - она плохо припарковалась. Это позволило ей оставить машину плохо припаркованной н не дало кому-то другому выполнить работу, которая была ему поручена. И, следовательно, она поставила свое эго на первое место. У неё были самые веские в мире основания: она шла на медитацию... Уважительная причина! Более того, она не должна была опаздывать. А, кроме того, её машина была не так уж плохо припаркована!.. Она забыла только об одном: она поставила свое эго на первое место и помешала другому человеку выполнить порученную ему работу.

Какой в этой ситуации должна была быть нормальная позиция, коль скоро мы понимаем то, что я сейчас объяснил? Простая позиция... Она встречает Раймондо или Паскаля, который говорит ей, что её машина плохо припаркована, она переставляет машину, затем делает то. что должна делать, без каких-либо внутренних учитываний.

Теперь можно и подумать, какие свойства проявились в этой истории, совершенно механически, и привели к ее внутреннему учитыванию, или даже проще - к мыслям.

 

Механизм, который мешает нам видеть себя такими, какие мы есть...

Буфер определяется как психологический механизм, который не даёт нам увидеть или прожить ситуацию такой, какая она есть. В случае, который мы обсуждаем, Мишель встала в оппозицию и поставила свой эгоизм впереди всего остального. Этот механизм также не даёт нам увидеть, в какой степени мы сами механистичны, и обусловлены ситуацией, другими словами - увидеть себя такими, какие мы есть. Он изобретает самые уважительные причины для того, чтобы делать не то, что нужно.

 

...и создаёт у нас ложный образ самих себя

Кроме того, этот механизм обеспечивает нам постоянство ложного, или вымышленного образа нас самих. На этом примере (для наглядности я сейчас немного утрирую выводы) мы рассматриваем образ человека, который делает нечто хорошее, медитирует, который не опаздывает, контролирует ситуацию, делает то, что должно быт», сделано, и т.д. Мишель делает то, что должно быть сделано, не так ли: она хочет успеть на медитацию... На самом деле она забывает о том, что должно быть сделано в первую очередь!

Буфер позволяет нам поддерживать образ самих себя, который мы сами считаем хорошим, но который всегда ложный и вымышленный. Это механизм, в первую очередь защищающий нашу ложную личность и наш образ самих себя.

 

Обусловленные свойствами: то, как мы воспринимаем себя и мир

Давайте вернёмся к свойствам. Свойство обусловливает наше восприятие мира. Мы воспринимаем мир сквозь призму нашего главного свойства, и мы воспринимаем себя через это свойство.

Вот почему у нас такое неверное представление о своих потребностях. Мы гоняемся за тысячей вещей, веря в то, что получим удовлетворение, как только обретем их, но когда мы их получаем, удовлетворение не приходит, а приходят новые желания. Наше главное свойство вместе с другими доминирующими свойствами влияют на все наши действия, на нашу деятельность. Подумайте над тем, за, чем вы гоняетесь, и вы сможете назвать то свойство, которое стоит за этим. Одно из шестнадцати, не семнадцатое, имя которому - Любовь... Это свойство нельзя попросить, его можно только дарить и принимать. За Любовью гоняться невозможно. А за всеми другими... Вот чем занимается человечество.

 

Работа, без которой все остальные усилия не принесут плодов

Если вы начали понимать, хотя бы чуть-чуть, важность свойств, и особенно вашего главного свойства или того, которое доминирует в настоящее время, вы в состоянии понять, как необходимо человеку на Пути начать поиски своего главного свойства и вступить в настоящую борьбу с тем, что он обнаружил. Без этого вы обрекаете себя на постоянное пребывание на периферии Пути, на поверхности, вы не сможете двигаться вглубь. Это значит, что настоящей работы не произойдет. Если вы нашли доминирующее свойство в себе, это место должно стать приоритетным в вашей борьбе. Если вы не боретесь, вся остальная работа окажется бесплодной. Она не принесет плодов до тех пор, пока вы не начнёте настоящую борьбу.

 

Мишель: Тем не менее, в моей сегодняшней ситуации у меня было впечатление, что я делаю то, что должна делать...

 

- Стоп! Точно так! Вы слышали, что она сказала? У неё было впечатление, что она делает то, что должна делать. Поскольку она видит мир сквозь призму того, кто она есть, сквозь своё свойство. Другой человек мог бы поступить совершенно иначе, и у него сложилось бы такое же впечатление, что и у вас. И кто прав? Но для вас нормально сохранять впечатление, что вы, с вашей точки зрения, поступаете правильно.

 

Мишель: Чтобы не ставить свое эго на первое место, самым простым было бы взять за правило - делать то, о чем просит другой человек...

 

- В этом случае - да. Но вам нужно учиться различать. Пока же вы не обладаете настоящей проницательностью, действуйте таким образом. Каждый раз, когда ситуация проста и у вас есть выбор: поступить так, как вы хотите, или так, как хочет другой человек, - выбирайте то, что хочет другой. Разумеется, речь не идёт о невыполнимых вещах, выбирайте этот подход в простых ситуациях. Так вы начнете настоящую работу. И одновременно наблюдайте, что происходит внутри, и начинайте подмечать, как вы обычно думаете и поступаете. Тогда вы постепенно начнёте действовать слегка по-другому - как правило, немного лучше. В любом случае вы привьете себе способность поступать иначе, не испытывая при этом дискомфорта. Не сразу, конечно, потому что придётся немного побороться.

 

Злоупотребление сексуальной энергией или желание доминировать?

С.: У меня сложности с определением свойства «злоупотребление сексуальной энергией». Жадность, самолюбие, страх - от этих вещей хотелось бы избавиться. Но если определять одно из проявлений свойства «сексуальности» как социальную игру между полами, то я не вижу в этом ничего такого, что должно быть преодолено любой ценой, кроме аспекта «доминирования».

 

- Здесь уже присутствует желание соблазнять. Вы видите ту степень, в которой мы используем секс не ради самого секса, что не является проблемой, а для чего-то другого. Это отклонение. В жизни вами часто манипулируют посредством этого, и вы манипулируете другими, хотя редко осознаете это. Я уже не говорю об извращениях, о гораздо более серьёзных отклонениях, подобных тем, о которых недавно говорилось в СМИ, например насилование детей взрослыми.

 

С.: Я хотел сказать: это настолько присуще природе человека…

 

- Так же как и самолюбие, и ложь, и жадность. Не больше, и не меньше, чем другие свойства. Единственное различие в том, что здесь несколько больше табу, люди не решаются много говорить об этом. Вот и всё.

 

С.: Я не понимаю, как в этой сфере можно бороться...

 

- Вы пока не можете бороться. Вы еще не поняли по-настоящему, что это означает. Так с чем вы собираетесь бороться?

 

С.: С желанием угождать, быть оцененным, с потребностью соблазнять...

 

- Вы говорите о злоупотреблении сексуальной энергией? Я не уверен. Подумайте об этом. Это также может быть желание доминировать над другими людьми.

 

Любое свойство не хуже и не лучше другого

Вы должны понять, что любое свойство не хуже и не лучше другого. Впрочем, ваше восприятие сильно зависит от общества, от обусловленности, в которой вы живете. Если вы живёте среди алчных людей (бизнесменов, банкиров), жадность станет для вас чем-то обычным, вам даже будет непонятно, как можно жить иначе. Если вы окружены соблазнителями, которые тратят большую часть своего времени на соблазнение, вам это будет казаться нормальным. Если вы живете в окружении, в котором вы должны быть первым, лучшим и доказывать это другим - некоторым из вас знаком этот опыт по школе, - для вас дух соревнования, самолюбия, заботы о своём образе будет совершенно нормальным. Давайте посмотрим на все эти свойства под этим углом. Вам всегда будет казаться, что то, что делают люди вокруг вас, - это нормально, а то, что делается где-то ещё, - ненормально. Хотя то, что происходит в вашей ситуации или вашем окружении, не хуже и не лучше того, что происходит в другом месте.

 

Единственное, что лучше, - гармония. Ничего лишнего, всё на своих местах

Вот что мы должны понять. Мы стараемся, чтобы вы поняли гармонию, и ничто не хуже и не лучше другого. Лучше только гармония, или Любовь, всё прочее одинаково. Лжец не хуже, чем самолюб, жадный человек не хуже и не лучше того и другого, у них одна и та же ценность. И невозможно войти в Царствие Небесное с любыми из этих свойств, потому что они толстые, а ворота узкие...

 

С.: У них одинаковая ценность потому; что они все механистичны...

 

- Можно сказать и так. Они все появились из обусловленностей этой жизни или предыдущей, и все они механистичны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: