Методика подготовки и проведения вечерней свечи

Цель: проанализировать прошедший день - что было хоро­шего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на завтрашний день.

Свечу желательно проводить ежедневно или 1 раз в 2-3 дня. Для вечерней свечи существуют правила:

1. Дети должны быть заранее настроены и готовы к свече.

2. Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

3. Дети и вожатые должны выполнять законы:

• Когда говорит один - все молчат.

• Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие по­ступки.

• Закон свободного микрофона.

• Всё сказанное на свече не должно «выноситься» за ее пре­делы.

• Свеча - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.

• Через центр круга переходить нельзя.

Свеча - это коллективное обсуждение прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотноше­ний. Главное в обсуждении - содержание.

Педагогический смысл свечи - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, вос­питать в них культуру общения - научить искусству разговора.

«Свеча» - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На свече идут самые важные разговоры о делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни. Свеча - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла. Вечерняя свеча идет 15-20 минут. Старайтесь не огра­ничиваться одной формой, подключайте свое творчество.

Варианты вечерней свечи могут быть следующие:

1. Говорят желающие.

2. Один человек говорит, затем передает «свободный микро­фон», кому пожелает.

3. Вожатый (воспитатель) передает «свободный микрофон» кому пожелает.

Формы вечерней свечи:

1. Белые и черные камни, которые вы собрали на прогулке, могут быть символом хорошего и плохого.

2. Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, ка­ким был прошедший день.

3. Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, го­ворите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И пом­ните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых со­ставляется целый узор.

4. На этом вечере говорят: «Спасибо» одному человеку из от­ряда, уточняя за что. Такой анализ эффективно проводить по­сле эмоционального спада.

5. «Прогноз погоды». Выразить словами или условными зна­ками состояние своей души.

6. Прерванная интересная история. Если ваши дети перевоз­буждены, вы можете рассказать интересную историю и пре­рваться на самом интересном месте. Расскажу, если... (успо­коитесь или в следующий раз).

7. «Шляпа». Написать вопросы, которые накопились за не­сколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не совсем хороших (о каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.

8. «Шляпа», «Ромашка», «Листочки». Иногда детям трудно на­чать разговор о себе, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п.

9. «Конфеты». Подходит для первой свечи. Вы предлагаете всем детям взять столько конфет, сколько они захотят. Сколько конфет - столько предложений вы должны рассказать о себе.

10. «Ниточки». Перед началом свечи детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной длины 10-30 см. Во время обсуждения каждый ребенок нама­тывает ее на палец, высказывая свое мнение. Таким образом, выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

11. «Дерево». В отрядном уголке вы можете поместить ство­лы деревьев без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждой вечерней свечи на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми-самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам, и они ее за это благодарят и т.п.

«Конверт откровений». На предложенных листочках бу­маги до начала свечи дети пишут по просьбе вожатого вол­нующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Полу­чивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает.

Первую свечу проводят вожатые. Педагогическая задача свечи в первые дни смены - научить ребят правилам пове­дения и выступления на свече, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каж­дый прожитый в лагере день. Первые дни детей переполняют впечатления. У них появляется потребность поделиться тем, что запомнилось, что понравилось.

Начать первую свечу можно либо с песни, либо с легенды, рассказа, притчи. Вожатый (воспитатель) объясняет ребя­там законы свечи, а затем проводит знакомство, используя талисман-игрушку, значок, часы, «свободный микрофон». Тот, у кого в руках окажется этот предмет, может высказываться, после чего талисман нужно передать, пока он вновь не вер­нется к ведущему. Знакомство лучше начать с самого веду­щего, что позволит создать теплую, доверительную атмос­феру. Постарайтесь действительно искренне, кратко расска­зать о себе без излишних подробностей, но не ограничиваясь стандартными фразами. После чего передайте «микрофон» ребенку. Важно, чтобы на этой свече, по возможности, выска­зались все; если ребенку очень трудно - задавайте вопросы, интересуйтесь, но не сильно настаивайте.

Обращайте внимание на детей
во время свечи - это ваша первая диагностика!

К концу смены, если вы хорошо постараетесь, дети полюбят свечу и будут особенно тщательно готовиться к ним. На про­щальной свече каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать свободный микрофон. Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать мнение о себе. В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде, на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад.

 

 

Вечерний орлятский круг

Во многих лагерях существует традиции орлятского круга. Суть состоит в том, что после последней песни на дискотеке все ребята одного отряда встают в орлятский круг, и каждый рассказывает свои впечатления о прожитом дне. А все начи­налось с одной интересной легенды...

В былые времена, в старинные годы... Давным-давно... Жили на берегу моря люди. Это было племя красивых и сильных людей, любящих жизнь и красоту, любящих друг друга... Но ни­что не длится долго. Пришла война. Пришла необходимость всем мужчинам уйти воевать. А как же любимые женщины, матери, сестры, дочери? Не забрать их с собою... И тогда все мужчины, чтобы не мерзли их любимые, сложили посреди пещеры свои горящие сердца. И ушли... Ушли воевать, за­щищать свой дом, свои семьи. Сердца горели ровным и те­плым огнем. Но ворвался злой ветер, и начал тушить сердца мужские. И тогда женщины, дочери, матери, сестры встали в круг вокруг горящих сердец и загородили их от ветра. Долго они простояли, но защитили сердца от ветра. А когда мужчи­ны вернулись домой, то были встречены своими любимыми.

И вот с тех пор повелась традиция - вставать в круг, который и назвали впоследствии «Орлятским». Встают в этот круг только самые близкие друзья. Встают не просто так. Встают, чтобы поговорить, пообщаться. Сказать друг другу что-то са­мое сокровенное, самое важное.

Слева друг и справа друг,

Чуть качнулся Орлятский круг.

Тут лишь о главном услышишь слова.

Руки в размахе крыльев орла:

Справа на плечи, а слева на пояс.

Тихо звучит о серьезный твой голос.

Круг неразрывный нельзя разорвать.

В центр, лишь прощаясь, можно ступать.

 

Эти правила объясняются очень просто: правая рука лежит на плече соседа справа, чтобы ты знал, что в трудную минуту ты всегда можешь опереться на своего друга. Левая рука лежит на поясе соседа слева, чтобы твой друг всегда был уверен в твоей поддержке. Когда хочешь выйти из круга, или войти в него, то дождись окончания разговора или песни и сделай это так осторожно, чтобы злой ветер не смог ворваться в круг и затушить горящие Орлятские сердца, лежащие в центре круга. Потому и нельзя топтаться в центре: кто же ходит по сердцам?!

Вечерний орлятский круг начинается краткого с подведения итогов дня (дается слово кратко высказаться по впечатлени­ям дня 2-3 детям, последним высказывается вожатый), пла­нов на завтра, и краткого обсуждения проблем в отряде по правилам и традициям «Орлятского круга». Везде они немно­го разные (они могут формироваться по мере надобности), например, такие:

• Традиция петь песни в кругу.

• Нельзя разрывать круг, входить и выходить из круга во время обсуждения или песни.

• Разговаривать во время песни.

• В орлятском кругу награждают и подводят итоги.

• До окончания орлятского круга центр круга не переходят.

• Говорит в круге одновременно только один.

• Закон свободного микрофона.

• В кругу не занимаются склоками. Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.

• Все сказанное в орлятском кругу не должно «выноситься» за его пределы.

Далее поются песни под гитару или без нее (при этом круг немного раскачивается) или играют в спокойные игры в кругу.

Создание атмосферы при помощи песен:

• Настроение ко сну - начиная со спокойных, но веселых пе­сен плавно переходить к грустным и тихим песням.

• Настроение на работу (например, обсуждение оргвопро­сов) - начиная с веселых бодрых песен перейти к бодрым и серьезным.

• Настроение к свечке - начиная со спокойных веселых пе­сен перейти к серьезным, но не грустным песням.

• Общий принцип создания настроения песнями - начинать с тех песен, которые соответствуют настоящему настрое­нию отряда, переходя к песням, соответствующим необ­ходимому настроению отряда.

И последняя песня (из серии «День закончен, спать пора») всегда «Вечерняя Орлятская»:

Разговоры еле слышны,

А над лагерем сумерек тень.

В круговерти забот не заметили мы,

Как был прожит еще один день.

Только скажем правду в глаза,

Не тая на душе обид.

Промелькнет и утихнет в сердцах гроза,

Станет крепче дружбы гранит.

Греет нас единства тепло,

Все теснее орлятский круг.

Если надо помочь, если вдруг тяжело,

Помни: каждый - твой верный друг.

Разговоры еле слышны,

А над лагерем сумерек тень.

В круговерти забот не заметили мы,

Как был прожит еще один день.

 

А потом все вместе, тихо-тихо говорят друг другу «сонную» речевку:

 

День отшумел, и ночью объятый лагерь зовёт нас уснуть.

Доброй вам ночи, девчата (это говорят мальчики).

Спите спокойно, ребята (а это говорят девочки).

Завтра нам снова в путь (а это - все вместе).

 

После этого отряд укладывается спать.

Иногда по завершению заключительной речевки орлятского круга вожатые добавляют фенечки-традиции отряда для де­тей, например:

• все участники круга стремятся к центру, где соединяют методом наложения правые руки и хором произносят: «Спокойной ночи»;

• можно устроить ритуал загадывания на свечу (Дети за­гадывают желание и дружно задувают свечу, можно рас­сказать детям, что если после отбоя не разговаривать, то желание обязательно сбудется.)

Несколько дополнительных рекомендаций...

1. Обычно, если не регулировать построение Орлятского круга, то вожатые оказываются по «экватору», деля отряд на мальчиков и девочек. Конечно, принудительно ставить в Ор- лятском круге мальчик-девочка-мальчик-девочка - не стоит. Но искусственно слегка перемешивать круг по половому при­знаку просто необходимо.

2. Иногда в центр круга ставят свечку.

3. Иногда непосредственно перед Орлятским кругом, если в этом есть необходимость, проводятся подходящие игры- ледоколы типа «Гомеостат» (на снятие психологического ба­рьера) или релакс-игры типа «Божья коровка» (если нужно успокоить ребят). Можно дать детям покричать разные кри­чалки, чтобы они выплеснули энергию, накричались, а потом провести с ними какие-нибудь успокаивающие игры типа «Рисуем на ладошках. Игра выполняется в парах. Ребята за­крывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пы­тается передать его второму, поглаживая его ладонями (на­пример: море, ветер, двое под фонарем).

4. Вначале или в процессе круга можно провести игру «Им­пульс» (или под другим названием «Волна») - дети в кругу берутся за руки и по цепочке начинают передавать легкое пожатие от одного к другому, до тех пор, пока к каждому не вернется пожатие. Или в другом варианте - пока импульс не вернется к тому, кто первым пустил волну. Можно даже засечь время прохождения волной круга, а динамику развития отме­чать в уголке или просто запоминать.

5. Аналогично на ритмику, как вариант - можно хлопок в ладо­ши и по кругу с постепенным ускорением ритма, собьются - заново, и так 3 раза.

6. «Хрюк по кругу». То же, что и выше, только заменяем на иное действие (например - кашлянуть, хрюкнуть, икнуть и т.д.) это оживит данную перекличку.

7. «Улыбка по кругу». Каждый должен повернуться к партнеру и улыбнуться ему. Улыбка передается по кругу. Когда круг за­вершен, передается поклон друг другу по кругу, но уже в об­ратную сторону.

8. При обсуждении прошедшего дня в круге переходить на не­гатив вожатому не рекомендуется, круг - место единения, все претензии к конкретным детям вне круга, в круге максимум что можно - это высказать свое сожаление в общей форме по какому-то обсуждаемому вопросу.

На Орлятском круге должны быть сказаны все самые те­плые, самые важные и нужные слова.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: