Пожалуйста: панк-рок - продолжение рок-н-ролла другими средствами. И его квинтэссенция

А что ж за "политика"?

Нуууууу... рокенролл - музыка бунта. Ладно, так ржать-то! Аж мне тут слышно.

Не, на самом деле, когда-то рокенролл был и праздник, и досуг, и фишка, объединявшая подобных и отделявшая своих от чужих. Но был и формой протеста детей против отцов, их образа жизни, мысли, веры.

Другое дело, дети-семена сильно разнились.

Одни "выросли в рабочих районах". У других, как у Джима Моррисона, "папа был главнокомандующим ВМС США в Европе".

Одни и в среднюю школу не доходили. Другие, как Джим Моррисон, отучились в университете Лос-Анджелеса.

Одни позаканчивали "консерватории". Другие, как Джим Моррисон, писали песни, не зная нот и не умея ни на чем играть...

 

Однажды "рок-эраунд-зе-клок" да "блю-сьюд-шуз" доэволюционировали до рок-опер и симфонических произведений... Комбо-квартеты превратились в септеты, нонеты и просто оркестры (Electric Light).

Однако LSD потребляли не все. Кое-кто попивал пивасик, а то и водочку.

Не всех устраивали многочасовые камлания и медитации. Хотелось "a walk on the wild side", драйву животного, газку.

Кого-то все эти "flower power" да "peace-and-love" раздражали безмерно. Хотелось не peace, не подставлять вторую щеку обидчику, а надавать ему peaceдюлей (или хотя бы пенделей).

Кому-то философии, буддизмы-синтоизмы, были до задницы, хотелось просто танцевать... "Мы будем делать то, что мы захотим. А сейчас мы хотим танцевать!"

Вот они, эти разные "кто-то", взяли в ручки "полена" и стали новым андеграундом. В противовес прочим разным волосатым, к тому моменту обожаемым и любимым, стадионным и официальным.

 

Конечно, началось в Америце - в Нью-Йорке да Детройте: Англия идейки тибрила, доводила до ума-моды-коммерции-абсурда.

Конечно, их было немного. Игги Поп со Stooges, Ramones, New York Dolls, Heartbreakers, Ричард Хелл c Woidoids, Том Верлен с Television, Dead Boys, Blondie, Патти Смит примазалась, МС5 причислили...

Если отвлечься от приколовшихся, от богемы, которая всегда налетает на пикантное, как мухи на овно, в основном это были расpeaceдяи-двоечники. Городская гопота. Игги едва доучился в школе. Хелл с Верленом не доучились, сбежали в Нью-Йорк. Дебби Херри-Блонди, ненавидевшая уроки, работала официанткой...

Соответственно, и слушали тот, американский прото-панк в основном "униженные и оскорбленные" - на все Штаты набралась горстка, которую вполне вмещал клуб CBGB.

И тут (к) панку подкрался Макларен. Посмотрел на Хелла, на Верлена, все дела и просек: "То, что не продается в "колонии", можно продать в метрополии!"

Народец устал смотреть на музыкантов, как на небожителей, снизу вверх. А тут - на! - "секспистолзы". Хабах! Граница между городом и деревней, той и этой сторонами сцены - стёрта. Как писала советская пресса: чтобы музыканты играли не лучше слушателей - те ведь тоже пощипывают гитарки.

В Америке бунт катился к закату, к воцарению яппи. Панк-рокеры большинством воспринимались как кучка прикольных уродцев.

В Англии, напротив, всё приближалось к точке кипения. Панк-рокеры стали голосом поколения.

 

Панков в стране туманов и окрестностях нашлось поболе, чем в Америке, хотя были они несколько другие. Тоже, конечно, расpeaceдяи. Но не только по жизни, но и "поневоле". Ну, которой охота - пуще. И в основном это была не городская гопота, а средний класс... Да и панк-рокеры - те еще!

Конечно, были и такие как Дэйв Вэньен (Damned), который сменил на панк-прикид робу... могильщика! Но были и другие.

Даже "выходцы из низов" Джон Лайдон и Сид Вишес (Sex Pistols) познакомились... в художественном колледже Хэкни. А их коллега по группе, ответственный почти за всю музыку Глен Мэтлок и вовсе был студентом колледжа искусств им. Св.Мартина.

Хью Корнуэлл (Stranglers) - выпускник Бристольского университета, три года преподавал в школе, занимался научной работой. Его соратник по "душителям" Джет Блэк был владельцем крупной пивоварни. На верхних этажах его магазина Jackpot размещались оффисы пивного предприятия, в подвале - цех по производству мороженого.

Т.В.Смит (Adverts) еще в школе побеждал на национальных поэтических конкурсах, снимал сюрреалистические фильмы, учился в художественной школе в Байдфорде.

Пит Шелли и Ховард Девото (Buzzcocks) были студентами Манчестерского технологического института.

Адам Ант (Adam and the Ants) учился в известном художественном колледже Хорсни на факультете графического дизайна.

Стинг (Police) был преподавателем английского языка и литературы.

Джо Страммер (Clash) - пожалуй, самый авторитетный и популярный по обе стороны океана пункер - выходец из семьи дипломата, учился в закрытой частной школе...

 

В принципе, можно и дальше кратко излагать историю панка-рока, новой волны. Но есть ли смысл? Нет. Каждый желающий может проштудировать ее сам. Книга Легза МакНила "Please Kill Me", например, пусть изданная с кучей ошибок, продается даже в Могилеве. Не говоря уже про творения всяких макларенов и вивьен-вествудов.

 

Ближе к делу. Суть - в том, что практически изначально всех панк-рокеров можно было смело разделить на неравные, но могучие "кучки".

- Одни были панками по жизни, панк-рок был для них естественным состоянием.

- Другие примазались к движухе, увлекшись новым звуком, новой модой, новыми рыночными отношениями.

- Третьи избрали панк-рок своим оружием - психологическим, эстетическим, политическим...

Конечно, это упрощенный взгляд. Но почему б от него не оттолкнуться? Тем более, в принципе, положение вещей - и сейчас таково.

 

Оборотившись на Союз нерушимый, но порушенный, заметим: панк-рок достаточно долго был не "нормой жизни", а концепцией ее осмысления. Первый отечественный панк - Андрей "Свинья" Панов - больше похож на Страммера, чем на Хелла. Происходил из семьи известного балетмейстера. И хоть не страдал любовью к советской школе, но был вполне начитанным и наслушанным.

Впрочем, кого только у нас к панкам не причисляли! В Питере, например, где рокеры первыми увлеклись новой волной, - и Аквариум образца 80-го, и Алису, и Аукцион...

Москва также подтянула выводок ребятишек, которые не имели к тру-панкам никакого отношения. Например, известных концептуалистов ДК (про "мухоморов" помолчу). Да и Звуки Му, которых кое-кто считает первой отечественной панк-группой, выходцами из низов назвать можно ооооочень условно.

Сибирь ответила на вызов времени злыми молодыми (и в основном образованными) людьми, которые панк-роком лупили по прогнившей и разваливающейся системе...

Но одновременно со сквозняком свободы, которым потянуло при Горби, к панкам-"оружейникам" стали присоединяться и прочие из моей вышеприведенной классификации. Застрельщиком опять-таки и естественно выступила Москва с ее "рок-лабораторией". Властям было выгодно, чтобы рокеры не распевали "песни протеста", а дурковали. Вот и появились позеры вроде Ва-Банка да гоп-панки (если хотите, говно-панки) вроде Чуда-Юда.

 

Само собой, Летов сотоварищи изрядно "загадили" мозги подрастающему поколению. В правильном, как по мне, направлении. Но панк-революционеров в процессе сворачивания перестроечной революции и превращения ее в контрреволюцию агрессивного построения недоразвитого капитализма стало гораздо меньше, чем панк-гопарей. Что мы имеем сейчас? Босый хой! Сплошные яйцы фаберже да разных расцветок плесень.

Ну и Бог с ними. Я не санэпидстанция - бороться с плесенью. Придвинемся поплотнее к объекту рассмотрения?

 

Суть своего творческого метода ДаДа описали сами: не хуй было делать, а пёрло - п.здец всему!

Прёт хлопцев не по-детски. Говорят, давеча на фесте под Могилевом брестчане наголо "сбрили" питерских ПТВП. Верю: не уследишь - их энергетика может оторвать подмётку. Так что меня не удивляет народная любовь к ДаДа. Каждый их концерт типа - радость в дом, гы. Претензии мои, питающие нелюбовь к группе, лежат в другой плоскости.

 

"Пиздец", я не боюсь этого слова", - поют ДаДа.

Я тоже не боюсь этого слова. Да и других. Хотя, может, и надо бы. Слово убить может ("злые языки - хуже пистолета"). Но не боюсь. Сам порой отвожу душу. Правда, не освоил, каюсь, даже "малый морской узел". Да и себе двенадцатилетнему в скАчках по матери уступаю даже не корпус, все десять. Но считаю употребление нецензурной лексики естественным и даже нормальным. В конце концов, если Пушкину было можно, почему нам нельзя?!

А Пушкину было мооооожно! Вот, к примеру, цитата из письма Александра Сергеевича другу Олегу Соболевскому:

"Безалаберный! Ты ничего не пишешь мне о 2100 рублях, мною тебе должных, а пишешь о M-me Керн, которую с помощью Божией я на днях уёб".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: