Хотя Пушкин славен не только этим

Одно дело - ругаться матерно (некоторые эмоции иначе не выразишь). Другое дело - матом разговаривать.

Многие полагают, что гопники - это такие пацаны из анекдотичных Шабанов или с могилевского "восьмого-кирпичного". Так вот... нет. В типа нашей, рок-среде таких до фига и трошки. А еще больше тех, кто в гопников играет.

Идут три зеленых девчушки, одна вчерашними "переживаниями" делится: "...А потом дождь как уебал!"

Восьмой (или седьмой?) класс возле гастронома на пивко собирается, одна стильно прикинутая подростчиха кричит на разбредающееся стадо одноклассников: "Ну, вы, уёбки, идете, блядь?!"

Это - не старческое брюзжание, констатация факта. Как поют те же ДаДа, "я тебе не Папа Римский, никакой не гуру". Никого не собираюсь учить жить.

 

В качестве притчи.

Коротко стриженный, недавно отзвонивший своё - студенту в троллейбусе: "Сидел?" Тот отрицательно мотает головой. "Аааааа, - пренебрежительно морщится "опытный". - Значит, не мужик!"

Я, как все тут живущие, от тюрьмы не зарекаюсь. Но, уже писал, что никакой крутости в том, чтобы отправиться на зону, не вижу. Для этого много, да и вообще мозгов не надо.

Ах, уголовная вольница! Ах, я плевал на ваше государство и на его законы! Какая, нах, вольница за каменным забором с "колючкой"? Плевал? Не-а, нарушая УК, попадаешь в жесточайшую - жестче в Государстве не бывает - систему, становишься ее винтиком. Круто? Романтика? Ну-ну. То-то ДаДа ноют за всех таких "романтиков": "Доля - сука-падла-говно..."

 

Хотел бы провести четкую границу, отделить зерна ("простых" человеков) от плевел (сознательно опрощающихся). Вот последних не терплю.

Соратник Шевчука по раннему еще уфимскому ДДТ Вован Сигачев со своей группой Небо и Земля певал в 88-м:

Напрасно вы, социологи, будете спорить со мной

Что чуждое явленье, что такого породить не может наш строй

Облепили гусеницами фраз. На меня не прите, как танк

Вот оно живет среди нас - наш русский, советский панк

 

У него на голове такое, что просто кошмар

Винище пьет, будто молод он, а вовсе не стар

В ужасный фиолетовый цвет он свои покрасил усы

А как дополняют портрет его пиджак, очки и часы

У него в кармане кастет

Это собственный мой дед

 

Нет зубов, торчат гнилые, ему на это плевать

Куда там зарубежным ругаться, как вспомнит он русскую мать

Не приемлет красивых слов, буянит и пьет вино

Из всех культурных основ признает одно домино

Плевать хотел на весь свет

Это собственный мой дед

 

Американские, а за ними и английские и прочие панки бунтовали (и изредка еще) против квадратно-гнездовых предков, с их расписанной по минутам от рождения до смерти серой жизнью; с их уютненькими гнёздышками-камерами; прилизанными волосиками; чистенькими костюмчиками; аккуратненькими портфельчиками; золочеными дорогими часиками; приторно-слащавой лицемерной манерой поведения и такой же лицемерно-заинтересованной манерой общаться; фальшивой религией, скрывающей отсутствие веры во что бы то ни было; против системы, ваяющей из вчерашних бунтарей сегодняшних предков-шнурков... Против подавляющего (во всех смыслах) большинства! Орали "fuck you!" в красную лоснящуюся от довольства рожу мира.

А у нас? Половина электората - панки по жизни.

Эпатировать, разговаривая по-матушке? Ты им - "аааааааа, пошли вы все на хуй"! Ааааа... никто не слышит, потому что со всех сторон несется "науй-бля-сдец-тфаюяць-ниибацца-ца-ца-ца..."

Протестовать против навязываемых оков лживо-христианской морали? Так про нее тутошнюю сказано: "А что касается морали, то на неё давно насрали".

Эпатировать прическами, шмотьем - общим бомжеватым видом? Так, полгорода по виду - натуральные бомжи! Ладно, не по-христиански! Но ты в зеркало давно смотрел? Гопник? Нет?

Эге, в таких условиях опрощаться, прикидываться асоциальным - это солидаризироваться с большинством. Не выделяться - растворяться, становиться этим большинством. В таких условиях надо не разговаривать через "бля", а бороться за чистоту языка аки истинный пурист и пуританин. Ну, если имя тебе "панк", гы.

 

...А еще я не верю, что бывает "доля-сука-падла-говно". Вообще не люблю слова "доля" (если не про музыку). Долю каждый себе сам выбирает.

Вот, кое-кто в восторге от краснозвездного "Я люблю тебя, нахуй!" Типа самое искренее и трогательное выражение эмоций. Хотите, я вам один вещь скажу?

Девчо, которое "дождьбляуебал", которое её бойфрэнд угаворивает "Ялюблютебянахуй", скоро, как пишут в протоколе, "за совместным распитием спиртных напитков", дождется от любимого сковородкой по морде. А что, по-вашему, принца? Только и исключительно - "принца на белом коне". Но уж не под алыми парусами.

 

Моралите, хехе, закончил. Опять о ДаДа.

 

Не сказать, чтобы мне у "наших Рамонес" ничего не нравилось. Отнюдь. Нравится:

- саунд бас-гитары и сама манера игры бассиста

- голос - правильный, "панковский"

- песенка "По синему", фиг знает, за что

- в песенке "Есть основание" - отмашка "Пошел!" и - о! - кусок, который следом

- "Зеленка" - х.з. за что, может, за то, что лирика, или за то, что похоже на ХЗ

- "Бери бабка ружье" и "Все свободны" - за угар в припевах

- "Трубка мира" - прикольная, "песенка настоящего ковбойца"; а кусок "Не ругался, не стрелял и никого не фачил. Просто голову поднял и офигел: кругом апачи!" - мой любимый

- "Самородок" - за офигенный драйв

- "Марья Ивановна" - "марихуана - пять лет за полстакана" - нормальный кривой панк-регги

- "Давно такого не было" - за то лучшее, что было... в раннем "Пилоте"; я б с этой песенки непременно начинал концерт

- "Без пятнадцати четыре" (начало - битловская "облади-облада"?) - моя любимая: "Карманы прямо-таки стонут: положи прямо сейчас на пивас, на Бога-сына-ганджубас!"

- "Любите вспоминайте" - и правда прёт!

 

Видите, сколько хорошего. Добавить? Добавлю: "20 см" мне понравился больше, чем "На морозе", а "ДСПГ", вроде, лучше "отмороза", но хуже "сантиметров".

 

Чтоб виднелась у текста некая структура, подсуммируем.

 

Старая и уважаемая брестская группа, с моей точки зрения, как раз и относится к тому, что я выше обозвал гоп- или говно-панк. Бытописание экзистенции городских пролетариев. Малевание картин разрухи. Которая (по пр. Преображенскому) проистекла в городах и головах за девяносто лет ссанья где попало.

И это не плохо и не хорошо. Это так.

Быть или не быть?

Я, родившийся в рабочем районе выходец из мидлкласса, всю жизнь учился НЕ БЫТЬ гопником.

Помните, в начале я говорил, что панк у каждого свой? Я люблю панк-рок. Свой. И не люблю гоп-панк. К нему у меня никогда и ничего не лежало, не лежит и лежать не будет. Или не стояло? Но никакой драйв не положит и не поставит. Я как дышал неровно к ГО, Инструкции, Соломенным Енотам, Чернозему, Адаптации, Передвижным Хиросимам, так по-прежнему неравнодушен - к панк-революционерам. В разных их ипостасях.

"Рвутся целки от любви в интересах революции" - вещала самойловская Агата. Возможно, сейчас на дворе - "время рвать целки". Но я не люблю моды делать это напоказ. Предпочитаю, когда рвут если не душу, так башню.

 

ЧАСТЬ 27.

- Слишком много ответственности - это так же плохо, как слишком мало ответственности.

РНО (Роскошь нечеловеческого общения)

 

ув) А как ты считаешь, для чего эти парни учились дуть в свои дудки? Для чего учились петь? А? Не для того, наверное, чтобы просто показывать, как они хорошо владеют инструментами. Или как здорово держат квадрат, ритм и всякое прочее, вовремя вступают... Вся эта ерунда может заинтересовать только какого-нибудь чистоплюя, закончившего музыкальный колледж. Для него это что-то вроде кроссворда, с которым он может повозиться, чтобы разгадать. Но музыканту, который дует в трубу, нет до этого никакого дела. Его не волнует, какую оценку ему поставит какой-нибудь там профессор!

Кен КИЗИ dixit.

 

Ну, о кроссвордах и чистоплюях?

 

ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ - 2009 "ВСЕМ ДОВОЛЕН"

- Название "Петля пристрастия" - говно.

- Такие тексты нужно петь только под страхом смерти. Да и под страхом лучше крикнуть: "Умираю, но не пою!"

- Петля Пристрастия - та же Кассиопея, только в профиль.

А теперь об этих и других новостях подробнее.

 

Ахтунг! Этот текст сгенерирован не в состоянии припадка, как кому-то может захотеться. Он, не побоюсь слова, плод не одного внимательного прослушивания и не одного дня размышлений.

Автор песен, собранных под этой обложкой, мне заочно симпатичен. Творения его - нет. Разногласия наши принципиальны и непримиримы.

 

Что в имени мне их?

Названия бывают всякие. Умные, глупые, пафосные, беспонтовые, "говорящие" и "молчаливые". Это - либо бессмысленно, либо претенциозно. Помните: как вы лодку назовете, так она и поплывет? Это капитан Врунгель.

Вот ТАК она и плывет, ПеПря. Как назвали.

А еще, помните: они погибли, потому что меняли название своего корабля? Это Стивенсон.

У лидера ПеПри Ильи Черепко был и есть другой коллектив - Кассиопея. Вот и получилась Петля Кассиопеи. Которая всё туже затягивается на горле самого Ильи. Но это, Бог бы с ним. Теперь ведь и на горле слушателей.

 

Странно полагать, что, если вместо клавишей опустить пальцы на струны, получится нечто ПРИНЦИПИАЛЬНО иное.

Наивно полагать, что под струны ты будешь петь принципиально иначе, чем под клавиши. Уши Автора не помещаются в шляпу, торчат.

И не надо вешать уже на мои уши, что "в Кассиопее Черепко поет очевидно не своим голосом, в Петле Пристрастия - своим". Голос ОДИН, "интонации" - принципиальны ли? Не говорите мне, что ПеПря и Кассиопея - два лица Ильи-Януса. Одно! Просто, помните, есть анфас, профиль, "три четверти"...

 

ПеПря вызвала мое любопытство не вчера. Скажем, позавчера. Не поленился, нашел в сетке выложенный недрогнувшей пиратской рукой сборник разносолов - "2001-2008". Тот вызвал очень-очень противоречивые чувства, но любопытство подогрел. Появившийся альбом вначале довел противоречия в моем нутре до кипения. Но затем расставил всё по местам и примирил меня с самим собой (но не с альбомом!)

 

Чтобы поговорить о музыкальной составляющей ПеПри, вначале придется остановиться... на текстовой. Никакого противоречия: музыка группы - сложноподчиненное предложение. Сложна, потому что подчинена организации массива текста. Так что о текстах.

Вот типичный примерчик - "Дышать и смотреть".

 

без тебя я нежилой

только ты не приходи

ко мне

чтобы не

произошло

я сам выберусь

а тебе повредит

плотный теплообмен

с человеком, который

не может вернуть ничего

погрузи меня в бассейн

где колеблется цемент

по рукам, по ногам, по зубам

так меня, так

только нос и глаза мне оставь

чтобы я мог дышать и смотреть на тебя

но если ты великодушна

то учти, что это гиблое дело

и прими во внимание

Бог чего-то мне не дал

если ты великодушна

пеняй на себя

за такое будет плохо

что бы там ни стряслось

соблюдай дистанцию

я заражен, есть такая болезнь

причинение боли ближнему

мое чувство ритма

подлежит сомнению

как и все мои повадки

разрушительные образы

и чудо-убежденья

и вообще-то я не злой

но я не добрый

я не нежный

я с собою даже толком

не умею разобраться

и не мускулы с афиши

и не "долина кукол"

для меня желанья женщин

механизм необъяснимый

я прошу принять на веру

вышесказанное мной

не реагируй на мой вой

но я все-таки хотел бы

чтоб ты помучалась со мной

дышать и смотреть

без тебя - нежилой

 

Вот ЭТО некий рецензент назвал "простые и прицельные слова"!

Простые? Выражаясь словами самого Ильи, из другой песни: ЭТО ЧТО ЗА ХЕРНЯ, ЭТО ЧТО, БЛЯДЬ, ЗА ХИТРОСПЛЕТЕНИЕ?! Я свои-то вирши не терплю за перегруженность всяческими аллюзиями, метафорами, гиперболами и прочими тварями. А уж посторонние терпеть... Шутка. Но это же пытка. Как у Насреддина, с помощью палки и веревки. Веревка - текст. Палка - музыка.

 

Придется повториться. Каждому тексту ПЕСНИ - рок-, поп-, блатняк-, авторской - положен свой предел! Именно песни, поскольку для печатного текста - в бумажном или электронном виде - предел как раз не положен.

Попробуйте поспорить: на концерте воспринять то, о чем поет ПеПря, совершенно нереально. Но и слушая альбом, - легко ли?! А коли нелегко, нахер они вообще нужны, тексты?

 

Идеальные рок-тексты создал Иван Семенович Барков. Вроде

Стая воробушков к югу промчалась

Знать, надоело говно им клевать

Вон, на березе ворона усралась

Ну и природа, йоптфаюмать

Или

Шелхуйпохуюнашелхуйнахую...

 

Ладно, и это шутка. Я, кстати, не думаю, что рок-текст должен быть ПРЕДЕЛЬНО прост. Но уж ПРЕДЕЛЬНО СЛОЖЕН он не должен быть определенно. А тексты Ильи стремятся к этому, последнему пределу.

Да, это поэзия. Не спорьте. Но не всякую поэзию нужно, а главное можно петь. Да и не всякая поэзия хороша.

Однажды мой друг пафосно, но, по-моему, достаточно точно сформулировал суть поэзии: уложить в четыре строки Вселенную. Мне это тогда (да и сейчас) виделось не слишком близким. Потому что ооочень жаль, когда классное, захватывающее тебя и твой дух произведение быстро заканчивается. Остается обида на автора. Поэтому я всегда, каюсь, больше любил прозу. Но сути это не меняет.

Идеальное стихотворение - именно таково - коротко, объемно, глубоко. Авторы хокку-танка были правы, э?

Правда, Илья мне на это уже возразил в одной из песен:

 

Что лучше с сердцем или без

Придумано так

От сердца вся грусть

А вырежут - не поживешь

Да вообще идеального нету

На земле идеального нету

Есть тяга к стилету

Есть курс на финальный привал

Идеального нету

Есть догадка, что я

Сам себя наебал

.....................

Есть вход по билету

Смотреть на полнейший провал

Идеального нету

Очень-очень давно

Кто-то всех наебал

 

Соглашусь с тем, что Илья сказал - о себе. И продолжу свою череду возражений.

Такое количество наворотов в текстах говорит о том, что автор либо не может, либо не хочет доходчиво и кратко выражать свои мысли, либо мыслей нет вовсе. В первом случае он - косноязычен и... плох. Во втором - это понты и гордыня, заведомая ориентация на элитарность и багэмность. Вновь автор - нехорош. А о третьем и говорить не стоит.

 

Предвижу, что кто-то скажет (да, уже говорят!), что тексты ПеПри просятся, чтобы растащить их на цитаты. Например, "отсутствие люка для выхода к юности - радостный повод поржать". Или "неловко быть раненным в жопу в мире пляшущих людей". Или "есть такая болезнь - причинение боли ближнему". Но, как и в случае с Тайландом, я с такой постановкой вопроса в корне не согласен. Хоть и с точностью до наоборот.

Не поспоришь, ударные фразы есть и у Тайланда, где всё простенько и глуповато, и у Петли, где всё сложно и заумненько. Но это НЕ цитаты. Цитаты - это когда над горным массивом гордо возвышаются пики. А тут фразы - крохотные островки в болоте. А? Ухо просто-напросто радуется - найти в куче нечто "знакомое", за что можно было бы облегченно зацепиться, чтобы не потонуть.

 

Теперь можно бочком подобраться к музыке, вернее сказать, аккомпанементу.

 

Некий рецензент восторженно написал, что почти все песни с этого альбома "можно петь под гитару, горланить в компании, залившись чем-нибудь дешевым и беспроигрышным". И не только в компании, но и в подземных переходах.

Вновь оборотимся к приведенному выше "Дышать и смотреть".

Думаю, заметно, что мне ритмическая разбивка этого текста далась с изрядным трудом. Его лучше вообще было записать не в столбец, а в одну строку (и можно без хлеба - знаков препинания).

Ты, читатель, на самом деле можешь горланить ТАКОЕ под гитару?! Только не ври! Если можешь, я снимаю с лысины накладку и кланяюсь тебе в пояс. Как готов сделать то же самое пред лицом Ильи. Нет, написать такое можно, бывает и сложнее. Но СПЕТЬ!

"Сыграть", по-моему, вытекает именно из "спеть". Пение - всему голова. Пением Илья расставляет все точки, запятые, восклицательные-вопросительные и прочие знаки препинания. Остается все эти знаки преобразовать в аккорды в частности и саунд в целом.

Преобразовали. Саунд получился вполне современным. Причем - сравниваю с услышанной сборкой - стал более агрессивным.

 

ПеПрю повадились поминать через запятую с Joy Division (как современное "производное" - Interpol'ом). На мой взгляд, это абсолютно надуманное сравнение, основанное, догадываюсь, на поведении франтмэна на сцене. Музыкально же эти вещи разнятся очень сильно. Еще их сравнивают с КИНО, что так же неправомочно.

КИНО некогда журнал "КонтрКультУРа" назвал "мужественный попс". В принципе, можно согласиться. И под ту же марку подвести... JD (учитывая последующий опыт оставшейся в живых троицы New Order). Вот у этих групп саунд - веревка, обвивающая тебя, петля, затягивающаяся на горле в "экстремальных" местах... А саунд ПеПри - херовая местная машина на ухабах херовой местной дороги. Ну или, если эта метафора вам ближе, - мешок с бочонками из капитал-х(у)ита "Ваше лото". Трясет, шкомутает, колотит слушающего - дай Боже! Вытряхивает всю душу. Может и до приступа рвоты довести. Одно слово - "инди" (лысый смайлик).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: