Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников
По обществознанию
Класс
Инструкция для учащегося
Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.
Задания разделены на 2 части.
Часть I содержит 8 заданий. В задании 1 нужно установить верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Ответы заносятся в таблицу в «Бланке ответов».
К каждому вопросу задания 2 даны ответы, из которых только 1 правильный. Ваша задача - найти правильный ответ и занести его в «Бланк ответов». В задании 3 нужно установить соответствия и занести ответы в таблицу в «Бланке ответов». В заданиях 4-6, 8 необходимо записать правильные ответы в соответствующих строках «Бланка ответов». В задании 7 нужно заполнить схему в «Бланке ответов».
В части II содержится одно задание творческого характера. Задание 9 выполняется в форме эссе в тонкой тетради 12 листов.
На выполнение всей работы отводится 1 час 30 мин.
|
|
Все ответы необходимо перенести в Бланк ответов!
Часть I
Задание 1. (10 баллов) Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1.1. Народность как исторически сложившаяся общность людей, возникает на основе территориальных соседских связей.
1.2. Основное различие между экологией природы и экологией культуры заключается в принципиальной невосполнимости утраченных памятников культуры.
1.3. Принцип презумпции невиновности не должен соблюдаться при привлечении лица к административной ответственности.
1.4. Полученные обучаемым знания – приоритетный критерий оценки эффективности современного школьного образования.
1.5. Синтез – это метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части.
1.6. Федеративное государство не может быть тоталитарным.
1.7. Отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям.
1.8. Одним из критериев истины является ее соответствие формальной логике.
1.9. Семья и круг личных друзей индивида не входят в систему социального контроля.
1.10. Брачный договор может быть заключен до государственной регистрации заключения брака.
Задание 2. (7 баллов) Выберите правильный ответ и запишите его в таблицу 2.1. Унитарное устройство государства предполагает:
1. наличие двух уровней власти
2. наличие административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью
|
|
3. относительную правовую независимость административных единиц
4. наличие государственной атрибутики у административно-территориальных единиц
2.2. Абсентеизм - это:
1. сознательный отказ избирателей от участия в выборах
2. направление в живописи постмодернизма
3. неосознанная стихийная девиация
4. современное течение в протестантизме
2.3. Целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены, представляет собой такой метод научного познания, как:
1. наблюдение
2. эксперимент
3. анализ
4. аналогия
2.4. Вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей, называется:
1. материальная культура
2. экономическая сфера
3. материальная потребность
4. уровень жизни
2.5. Способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной, называют:
1. равновесной ценой
2. реструктуризацией
3. девальвацией
4. ликвидностью
2.6. Что из перечисленного характеризует общество как систему:
1. постоянное развитие и изменчивость форм
2. длительность исторического существования
3. взаимосвязь сфер общественной жизни
4. сложность прогностической деятельности
2.7. Трактовка свободы как познанной необходимости предполагает:
1. неравенство прав и свобод, обусловленное доступом к знаниям
2. ограничение личной свободы социальными рамками
3. постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний и опыта расширение этих пределов
4. изменение в соотношении внешней и внутренней свободы, связанное с развитием общества и ростом налагаемых на субъекта ограничений
Задание 3. (8 баллов) Установите соответствие:
Между методологическим подходом к определению понятия «культура» и его характеристикой.
подход | характеристика | ||
1 | Аксиологический | А | Понимание культуры как исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженного в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях |
2 | Психоаналитический | Б | Понимание культуры как системы материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за свою историю |
3 | Имагинативный | В | Понимание культуры как узаконенной системы норм, запретов, табу, окружающих человека в обществе, определяющих его жизнь и отделяющих его от собственной животной природы |
4 | Социологический | Г | Понимание культуры как высшего человеческого инстинкта, удовлетворяющего неполноценно реализованные потребности человека с помощью иной, воображаемой реальности, посредством создания иллюзий |
Задание 4. (3 балла) Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.
4.1. Жизнь и здоровье, право свободного передвижения, личная неприкосновенность, достоинство личности
_________________________________________________________________
4.2. Наука, мораль, искусство, философия, религия
_________________________________________________________________
4.3. Земля, трудовые ресурсы, информация, предпринимательские способности
_________________________________________________________________
Задание 5. (5 баллов) Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
Слово «демократия» в переводе с греческого означает «общее дело». В отличие от бесконтрольной власти в условиях тоталитаризма, авторитаризма и унитарного государства, в демократическом государстве власть подконтрольна обществу. Это обеспечивается свободой средств массовой информации, наличием политической оппозиции, активной работой общественных организаций (экологических, правозащитных и др.).
Другим способом ограничения власти является её разделение. «Чтобы не было возможности злоупотребить властью, - писал французский мыслитель Ш. Монтескье, - необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Он имел в виду три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Главная задача разделения властей – исключить монополизацию власти, то есть ее опору на крупные монополии и союзы олигархов.
|
|
Однако в условиях демократии народ не просто «контролёр» власти, он, как записано в конституциях многих стран, её преобразователь.
В тексте Конституции РФ указано, что народовластие может осуществляться как непосредственно (прямая демократия), так и через выборные органы власти (ступенчатая демократия).
Согласно Конституции РФ, народ на выборах непосредственно определяет, кому доверить власть в государстве, и может принимать важнейшие решения в форме референдума – всенародного голосования по наиболее значимым вопросам государственной и общественной жизни.
Большую роль в современном мире играет система, при которой граждане осуществляют своё право на управление государством не лично, а через избранных ими своих представителей. Принципиально важное значение в таком случае придаётся организации и проведению выборов при их непременно соревновательном (не менее пяти кандидатов на место) характере на основе многопартийности, которая позволяет полнее учитывать и выражать интересы различных групп населения.