Задание 5. (5 баллов) Исправьте ошибки, допущенные в тексте

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

По обществознанию

Класс

Инструкция для учащегося

Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Задания разделены на 2 части.

Часть I содержит 8 заданий. В задании 1 нужно установить верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Ответы заносятся в таблицу в «Бланке ответов».

К каждому вопросу задания 2 даны ответы, из которых только 1 правильный. Ваша задача - найти правильный ответ и занести его в «Бланк ответов». В задании 3 нужно установить соответствия и занести ответы в таблицу в «Бланке ответов». В заданиях 4-6, 8 необходимо записать правильные ответы в соответствующих строках «Бланка ответов». В задании 7 нужно заполнить схему в «Бланке ответов».

В части II содержится одно задание творческого характера. Задание 9 выполняется в форме эссе в тонкой тетради 12 листов.

На выполнение всей работы отводится 1 час 30 мин.

Все ответы необходимо перенести в Бланк ответов!

Часть I

Задание 1. (10 баллов) Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1.1. Народность как исторически сложившаяся общность людей, возникает на основе территориальных соседских связей.

1.2. Основное различие между экологией природы и экологией культуры заключается в принципиальной невосполнимости утраченных памятников культуры.

1.3. Принцип презумпции невиновности  не должен соблюдаться при привлечении лица к административной ответственности.

1.4. Полученные обучаемым знания – приоритетный критерий оценки эффективности современного школьного образования.

1.5. Синтез – это метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части.

1.6. Федеративное государство не может быть тоталитарным.

1.7. Отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям.

1.8. Одним из критериев истины является ее соответствие формальной логике.

1.9. Семья и круг личных друзей индивида не входят в систему социального контроля.

1.10. Брачный договор может быть заключен до государственной регистрации заключения брака.

Задание 2. (7 баллов) Выберите правильный ответ и запишите его в таблицу 2.1. Унитарное устройство государства предполагает:

1. наличие двух уровней власти

2. наличие административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью

3. относительную правовую независимость административных единиц

4. наличие государственной атрибутики у административно-территориальных единиц

2.2. Абсентеизм - это:

1. сознательный отказ избирателей от участия в выборах

2. направление в живописи постмодернизма

3. неосознанная стихийная девиация

4. современное течение в протестантизме

2.3. Целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены, представляет собой такой метод научного познания, как:

1. наблюдение

2. эксперимент

3. анализ

4. аналогия

2.4. Вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей, называется:

1. материальная культура

2. экономическая сфера

3. материальная потребность

4. уровень жизни

2.5. Способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной, называют:

1. равновесной ценой

2. реструктуризацией

3. девальвацией

4. ликвидностью

2.6. Что из перечисленного характеризует общество как систему:

1. постоянное развитие и изменчивость форм

2. длительность исторического существования

3. взаимосвязь сфер общественной жизни

4. сложность прогностической деятельности

2.7. Трактовка свободы как познанной необходимости предполагает:

1. неравенство прав и свобод, обусловленное доступом к знаниям

2. ограничение личной свободы социальными рамками

3. постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний и опыта расширение этих пределов

4. изменение в соотношении внешней и внутренней свободы, связанное с развитием общества и ростом налагаемых на субъекта ограничений

Задание 3. (8 баллов) Установите соответствие:

Между методологическим подходом к определению понятия «культура» и его характеристикой.

  подход   характеристика
1 Аксиологический А Понимание культуры как исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженного в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях
2 Психоаналитический Б Понимание культуры как системы материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за свою историю
3 Имагинативный В Понимание культуры как узаконенной системы норм, запретов, табу, окружающих человека в обществе, определяющих его жизнь и отделяющих его от собственной животной природы
4 Социологический Г Понимание культуры как высшего человеческого инстинкта, удовлетворяющего неполноценно реализованные потребности человека с помощью иной, воображаемой реальности, посредством создания иллюзий

Задание 4. (3 балла) Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

4.1. Жизнь и здоровье, право свободного передвижения, личная неприкосновенность, достоинство личности                  

_________________________________________________________________

4.2. Наука, мораль, искусство, философия, религия                 

_________________________________________________________________

4.3. Земля, трудовые ресурсы, информация, предпринимательские способности

_________________________________________________________________

Задание 5. (5 баллов) Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Слово «демократия» в переводе с греческого означает «общее дело». В отличие от бесконтрольной власти в условиях тоталитаризма, авторитаризма и унитарного государства, в демократическом государстве власть подконтрольна обществу. Это обеспечивается свободой средств массовой информации, наличием политической оппозиции, активной работой общественных организаций (экологических, правозащитных и др.).

Другим способом ограничения власти является её разделение. «Чтобы не было возможности злоупотребить властью, - писал французский мыслитель Ш. Монтескье, - необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Он имел в виду три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Главная задача разделения властей – исключить монополизацию власти, то есть ее опору на крупные монополии и союзы олигархов.

Однако в условиях демократии народ не просто «контролёр» власти, он, как записано в конституциях многих стран, её преобразователь.

В тексте Конституции РФ указано, что народовластие может осуществляться как непосредственно (прямая демократия), так и через выборные органы власти (ступенчатая демократия).

Согласно Конституции РФ, народ на выборах непосредственно определяет, кому доверить власть в государстве, и может принимать важнейшие решения в форме референдума – всенародного голосования по наиболее значимым вопросам государственной и общественной жизни.

Большую роль в современном мире играет система, при которой граждане осуществляют своё право на управление государством не лично, а через избранных ими своих представителей. Принципиально важное значение в таком случае придаётся организации и проведению выборов при их непременно соревновательном (не менее пяти кандидатов на место) характере на основе многопартийности, которая позволяет полнее учитывать и выражать интересы различных групп населения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: