МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
Им. Н.И. Лобачевского»
Институт экономики и предпринимательства
УТВЕРЖДАЮ
Директор института экономики и
предпринимательства
_________ А.О. Грудзинский
«___» апреля 2020 г.
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Технологической (проектно-технологической)
Направление подготовки
_09.03.03 «Прикладная информатика»_
Профиль подготовки
Прикладная информатика в экономике
Квалификация:
бакалавр
Форма обучения:
очная, заочная
Нижний Новгород 2020
Программа составлена на основании образовательного стандарта ННГУ по направлению 09.03.03 «Прикладная информатика»
СОСТАВИТЕЛИ:
к.э.н., доцент, доцент Долгова Галина Борисовна
_______________
|
|
(подпись)
Заведующий кафедрой __________________ Трифонов Юрий Васильевич
Программа одобрена на заседании методической комиссии института экономики и предпринимательства от 26 марта 2020 года, протокол № 3.
Цель практики
Целями технологической (проектно-технологической) практики бакалавров являются: закрепление теоретических знаний и непосредственное знакомство с имеющимися на предприятии информационными системами, приобретение практических навыков и умений, а также формирование профессиональных компетенций.
Задачами технологической (проектно-технологической) практики являются:
1.Изучение нормативно-методической базы в области информационных технологий. Характеристика методов, средств и технологии проектирования – используемые на объекте практики. |
2.Изучение функциональной структуры ИС (подсистемы, сервисы), информационного, программного, математического и технического обеспечения |
3.Характеристика задачи/сервиса. Описание сложившегося варианта решения одной из экономических задач/сервиса. Участие в выполнении функциональных и технологических процедур. Сбор материала для курсового проекта. |
4.Характеристика объекта. Характеристика задачи/сервиса, выбранной для реализации в ВКР. Описание сложившегося варианта решения задачи/сервиса, выбранной для реализации в ВКР. Участие в выполнении функциональных и технологических процедур. |
5.Определение требований пользователей, выявление недостатков. Изучение аналогов, прототипов, типовых решений. Определение направлений совершенствования. |
6.Моделирование, реинжиниринг в рамках предметной области ВКР. Опробование с использованием симуляторов. Эксперименты на моделях. Описание моделей и экспериментов. Программная реализация. |
|
|
Место практики в структуре образовательной программы
Практика проводится на 3 и 4 курсах на очной и заочной ускоренной форме обучения, на 5 курсе на заочной форме обучения. Базируется на содержании таких дисциплин, как проектирование информационных систем, проектный практикум, базы данных, программная инженерия, информационные системы и технологии.
Вид практики: производственная практика.
Тип практики: технологическая (проектно-технологическая).
Способ проведения: стационарная и выездная.
Форма проведения:
- дискретная практика для очной и заочной ускоренной форм обучения,
- концентрированная практика для заочной формы обучения.
Общая трудоемкость практики составляет:
12 зачетных единиц
432 часа
8 недель.
Прохождение практики предусматривает:
а) Контактную работу и КСР (прием зачета).
б) Иную форму работы студента во время практики ( подразумевается работа во взаимодействии с обучающимися в процессе прохождения учебной практики при выполнении индивидуального задания по практике и подготовке отчета по практике)
Для прохождения практики необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами в процессе обучения на предыдущих курсах.
Прохождение практики необходимо для получения знаний, умений и навыков, формируемых для последующей преддипломной практики и написания выпускной квалификационной работы, а также для применения в профессиональной деятельности.
Место и сроки проведения практики
Продолжительность практики для всех форм обучения составляет 8 недель, сроки проведения в соответствии с учебными планами:
Форма обучения | Курс (семестр) |
очная | 3 курс 5 семестр и 4 курс 7 семестр |
заочная | 5 курс 9 семестр |
заочная ускоренная | 3 курс 6 семестр и 4 курс 7 семестр |
Практика проводится в профильных организациях: франчайзи фирмы «1С», «Парус», ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Базой практики являются также государственные органы РФ, их структурные подразделения, коммерческие организации различных организационно-правовых форм, некоммерческие организации и объединения.
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики
Практика направлена на формирование компетенций и результатов обучения, представленных в таблице 1.
Перечисленные ниже компетенции, формируемые в ходе проведения технологической практики, вырабатываются частично. Полученные обучающимися знания, умения и навыки являются частью планируемых. В результате обучения обучающиеся получают представление о работах, выполняемых на различных стадиях проектирования и эксплуатации ИС; учатся выполнять на практике данные работы и применять на практике знания, полученные при обучении, работать самостоятельно и в команде, а также вырабатывают навыки руководства.
Таблица 1
Формируемые компетенции с указанием кода компетенции | Планируемые результаты обучения при прохождении практики |
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | УК-1.1. Демонстрирует знание принципов сбора, отбора и обобщения информации, базирующихся на системном подходе. УК-1.2. Демонстрирует умениесоотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. УК-1.3. Демонстрирует наличие практического опытаработы с информационными источниками, опыта научного поиска и представления научных результатов. |
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | УК-2.1. Демонстрирует знаниенеобходимых для осуществления профессиональной деятельности правовых норм. УК-2.2. Демонстрирует умение определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, рационально планировать свою деятельность с учетом имеющихся ресурсов и существующих ограничений. УК-2.3. Демонстрирует наличие практического опытаприменения нормативной базы и решения задач в области избранных видовпрофессиональной деятельности. |
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни | УК-6.1. Демонстрирует знаниеосновных принципов самовоспитания и самообразования, профессионального и личностного развития с учетом карьерного роста и требований рынка труда. УК-6.2. Демонстрирует умениепланировать свое рабочее время и время для саморазвития, исходя из сформулированных целей личностного и профессионального развития, условий их достижения, индивидуально-личностных особенностей и тенденций развития области профессиональной деятельности. УК-6.3. Демонстрирует наличие практического опытаполучения образования в рамках дополнительных образовательных программ и самостоятельного изучения литературных источников. |
УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций | УК-8.1. Демонстрирует знаниеоснов безопасности жизнедеятельности, контактных данных служб спасения. УК-8.2. Демонстрирует умениесоздавать безопасные условия реализации профессиональной деятельности, оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях. УК-8.3. Демонстрирует наличие практического опытаподдержания безопасных условий жизнедеятельности. |
ПК-6. Способен составлять технико-экономическое обоснование проектных решений и техническое задание на разработку ИС (ИИС) | ПК-6.1. Способен использовать методики технико-экономического обоснования проектных решений, связанных с созданием ИС (ИИС). ПК-6.2. Способен выполнять технико-экономические расчеты при обосновании проектных решений, составлять техническую документацию на разработку ИС (ИИС). ПК-6.3. Способен составить технико-экономическое обоснование конкретного проектного решения и представить техническую документацию на разработку ИС (ИИС). |
ПК-7. Способен принимать участие в организации ИТ-инфраструктуры и управлении информационной безопасностью | ПК-7.1. Способен использовать основные технологии организации ИТ-инфраструктуры, управления информационной безопасностью. ПК-7.2. Способен разрабатывать организационное обеспечение ИТ-инфраструктуры и информационной безопасности. ПК-7.3. Способен применять навыки составления документации при организации ИТ-инфраструктуры и управления информационной безопасностью. |
ПК-8. Способен разрабатывать лингвистическое, информационное и программное обеспечение ИС (ИИС) и сопровождающую его документацию | ПК-8.1. Способен использоватьсовременные языки и системы программирования, формализмы описания знаний на концептуальном и инфологическом уровнях, требования к технической документации на все виды обеспечения ИС (ИИС). ПК-8.2. Способен применять современные языки и системы программирования, формализмы описания знаний на концептуальном и инфологическом уровнях при разработке лингвистического, информационного и программного обеспечения ИИС и сопровождающей его документации. ПК-8.3. Способен осуществлять разработку лингвистического, информационного и программного обеспечения конкретной ИС (ИИС) и сопровождающей его документации. |
ПК-9. Способен моделировать прикладные (бизнес) процессы и объекты предметной области | ПК-9.1. Способен продемонстрировать знание методических основ моделирования процессов и объектов предметной области. ПК-9.2. Способен применять навыки моделирования прикладных процессов и объектов предметной области при разработке программного обеспечения ИС. ПК-9.3. Способен продемонстрировать наличие практического опыта моделирования процессов и объектов на примере конкретной предметной области. |
Содержание практики
|
|
|
|
Процесс прохождения практики состоит из этапов:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
Технологическая карта
Очная форма обучения:
Таблица 2
Наименование этапа | Содержание этапа | Трудо-емкость (час) | Содержание этапа | Трудо-емкость (час) |
3 курс | 4 курс | |||
Организацион-ный | Проведение организационного собрания с выдачей индивидуального задания и проведение инструктажа руководителем практики | 2 | Проведение организационного собрания с выдачей индивидуального задания и проведение инструктажа руководителем практики | 2 |
Основной | Изучение нормативно-методической базы в области информационных технологий. Характеристика методов, средств и технологии проектирования – используемые на объекте практики. | 40 | Характеристика объекта. Характеристика задачи/сервиса. Описание сложившегося варианта решения задачи/сервиса, выбранной для реализации в ВКР. Участие в выполнении функциональных и технологических процедур. | 86 |
Изучение функциональной структуры ИС (подсистемы, сервисы), информационного, программного, математического и технического обеспечения | 54 | Определение требований пользователей, выявление недостатков. Изучение аналогов, прототипов, типовых решений. Определение направлений совершенствования. | 116 | |
.Сбор материала для курсового проекта. | 8 | Моделирование, реинжиниринг в рамках предметной области ВКР. Опробование с использованием симуляторов. Эксперименты на моделях. Описание моделей и экспериментов. Выводы по результатам работы. Программная реализация. | 116 | |
Заключитель-ный | Формирование и защита отчета по практике | 4 | Формирование и защита отчета по практике | 4 |
Итого: | 108 | 324 |
Всего 432
Заочная ускоренная форма обучения:
Таблица 3.
Наименование этапа | Содержание этапа | Трудо-емкость (час) | Содержание этапа | Трудо-емкость (час) |
3 курс | 4 курс | |||
Организационный | Проведение организационного собрания с выдачей индивидуального задания и проведение инструктажа руководителем практики | 2 | Проведение организационного собрания с выдачей индивидуального задания и проведение инструктажа руководителем практики | 2 |
Основной | Изучение нормативно-методической базы в области информационных технологий. Характеристика объекта. Характеристика методов, средств и технологии проектирования – используемые на объекте практики. | 51 | Характеристика задачи/сервиса. Описание сложившегося варианта решения задачи/сервиса, выбранной для реализации в ВКР. Участие в выполнении функциональных и технологических процедур. | 101 |
Изучение функциональной структуры ИС (подсистемы, сервисы), информационного, программного, математического и технического обеспечения | 54 | Определение требований пользователей, выявление недостатков. Изучение аналогов, прототипов, типовых решений. Определение направлений совершенствования. | 101 | |
Моделирование, реинжиниринг в рамках предметной области ВКР. Опробование с использованием симуляторов. Эксперименты на моделях. Описание моделей и экспериментов. Выводы по результатам работы. Программная реализация. | 119 | |||
Заключительный | Защита отчета по практике | 1 | Защита отчета по практике | 1 |
Итого: | 108 | 324 |
Всего 432
Заочная форма обучения:
Таблица 2
Наименование этапа | Содержание этапа | Трудоемкость (час) |
5 курс | ||
Организационный | Проведение организационного собрания с выдачей индивидуального задания и проведение инструктажа руководителем практики | 2 |
Основной | Изучение нормативно-методической базы в области информационных технологий. Характеристика методов, средств и технологии проектирования – используемые на объекте практики. | 56 |
Изучение функциональной структуры ИС (подсистемы, сервисы), информационного, программного, математического и технического обеспечения | 75 | |
Характеристика задачи/сервиса. Описание сложившегося варианта решения одной из экономических задач/сервиса. Участие в выполнении функциональных и технологических процедур. Сбор материала для курсового проекта. | 75 | |
Характеристика объекта. Характеристика задачи/сервиса. Описание сложившегося варианта решения задачи/сервиса, выбранной для реализации в ВКР. Участие в выполнении функциональных и технологических процедур. | 56 | |
Определение требований пользователей, выявление недостатков. Изучение аналогов, прототипов, типовых решений. Определение направлений совершенствования. | 45 | |
Моделирование, реинжиниринг в рамках предметной области ВКР. Опробование с использованием симуляторов. Эксперименты на моделях. Описание моделей и экспериментов. Выводы по результатам работы. | 55 | |
Программная реализация | 64 | |
Заключительный | Формирование и защита отчета по практике | 4 |
Итого: | 432 |
Форма отчетности
По итогам прохождения технологической (проектно-технологической) практики обучающийся представляет руководителю практики отчетную документацию – письменный отчет.
Пакет документов по каждому из отчетов включает:
1. Письменный отчет с титульным листом (Приложения 1 и 2);
2. Индивидуальное задание на практику (Приложение 3);
5. Совместный рабочий график (Приложение 4);
6. Предписание (Приложение 5).
Кроме того, в электронном виде после защиты отчета на кафедру сдается: отчет с отсканированным титульным листом с подписями и оценкой, предписание (формат pdf).
Формой аттестации по практике являются зачет с оценкой.
По результатам проверки отчетной документации и защиты отчета студентам выставляется оценка.