double arrow

Задание 1. Подготовить эссе в Microsoft Word по тематике дисциплины

1

Знания

Необходимо знать основные понятия, их определения и свойства по следующим темам и входящим в них вопросам:

Тема 1. Государственная политика в информационной сфере

Место курса в системе подготовки юристов.

Понятие и сущность государственной политики в информационной сфере: политика, информационная политика, государственная информационная политика.

Цели государственной информационной политики. Задачи государственной информационной политики. Принципы и направления государственной информационной политики.

 

Литература: основная: [Казиев, 2020: 43-51, 118-126], [Кузнецов и др., 2020: 131-150], [Римский, 2020]; дополнительная: [Геращенко, Печенкина, Храпов, 2012: 59-65], [Мельникова, Абубикерова, 2018: 7-22]. Интернет-ресурсы: [Информационные технологии в юридической деятельности], [Казиев: лекция 15], [Магдилова, Рагимханова: Введение, Лекции 1, 2, 3,4].

Тема 2. Формирование и развитие информационного общества в России

Понятие и характеристики информационного общества. Преимущества и проблемы перехода к информационному обществу.

Проблемы развития информационного общества в России, требующие законодательных решений. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Информационная политика российского государства. Правовое регулирование сферы информационных технологий.

Подходы к информатизации в странах мира. Международные программы информатизации.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.

Итоги федеральной программы «Электронная Россия». Государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)».

 

Литература: основная: [Казиев, 2020: 87-101], [Кузнецов и др., 2020: 151-179], [Римский, 2020]; дополнительная: [Геращенко, Печенкина, Храпов, 2012: 65-91]. Интернет-ресурсы: [Информационные технологии в юридической деятельности], [Казиев: лекции 6, 11, 12], [Государственные программы информатизации].

Тема 3. Государственная политика информатизации органов власти

Актуальность использования информационных технологий в органах государственной власти. Предпосылки и условия внедрения информационных технологий в сферу государственного управления.

Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении. Перспективы и проблемы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления России.

Государственная политика в сфере информационного обеспечения избирательных процессов: основные положения. ГАС «Выборы»: цели создания, система управления и функционирования.

Информационные системы правотворческой деятельности: цели создания, системы управления и функционирования. Информационная система Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Информационная система Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Государственная автоматизированная система «Правосудие»: цели создания, общая характеристика, функции подсистем. Информационные системы Верховного Суда РФ. Информационные системы федеральных судов общей юрисдикции. Информационные системы арбитражных судов. Информационные системы мировой юстиции.

Общие положения информатизации органов прокуратуры. Информационные системы делопроизводства в органах прокуратуры. Информационные системы обеспечения прокурорского надзора и расследования преступлений.

Основные положения информатизации органов внутренних дел. Организационная основа информатизации органов внутренних дел. Информационная инфраструктура органов внутренних дел. Единая информационная система учетов в органах внутренних дел.

 

Литература: основная: [Казиев, 2020: 71-78], [Кузнецов и др., 2020: 180-202, 220-229, 344-357, 359-416], [Римский, 2020]; дополнительная: [Геращенко, Печенкина, Храпов, 2012: 124-143]. Интернет-ресурсы: [Информационные технологии в юридической деятельности], [Магдилова, Рагимханова: Лекции 8, 9].

Тема 4. Электронное правительство

Понятие электронного правительства. Электронное правительство и приоритеты граждан. Соотношение понятий «электронное государство» и «электронное правительство». Процесс перехода к электронному правительству.

Электронное правительство на федеральном, региональном и местном уровне государственного управления США.

Электронное правительство в современной России. Результаты создания «электронного правительства» в России: порталы, сервисы, платформы.

Создание основ электронного правительства в ходе реализации государственной программы "Информационное общество": Единый портал государственных и муниципальных услуг, Единая система межведомственного электронного взаимодействия, Национальная платформа распределенной обработки данных, Единая система идентификации и аутентификации, информационная система головного удостоверяющего центра, другие результаты создания «электронного правительства» в России.

Проблемы реализации «электронного правительства» в России: политические и государственные проблемы, социально-экономические проблемы, технические проблемы.

«Открытое правительство». «Открытые данные» государственного управления.

 

Литература: основная: [Казиев, 2020: 102-117], [Кузнецов и др., 2020: 203-218], [Римский, 2020]; дополнительная: [Мельникова, Абубикерова, 2018: 22-54]. Интернет-ресурсы: [Информационные технологии в юридической деятельности], [Казиев: лекция 13].

Задания, которые необходимо выполнить для допуска к экзамену

Задание 1. Подготовить эссе в Microsoft Word по тематике дисциплины

Необходимо подготовить и сдать в электронном виде преподавателю эссе на одну из следующих тем:

1. Государственная информационная политика Российской Федерации.

2. Информационное общество как понятие и как реальность.

3. Развитие информационного общества в современной России.

4. Развитие информационного общества в странах мира.

5. Международные программы информатизации.

6. Культурно-цивилизационные и национальные модели информационного общества.

7. Содержание и реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

8. Содержание и реализация государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

9. Содержание и реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

10. Развитие цифровой экономики в Российской Федерации.

11. Развитие технологий электронного правительства в Российской Федерации.

12. Международный опыт развития технологий электронного правительства.

13. Электронное правительство и электронная демократия: российский и зарубежный опыт.

14. Международные нормативно-правовые акты в сфере развития электронного правительства.

15. Законодательные и подзаконные акты, регламентирующие деятельность электронного правительства в России.

16. Система законодательства Российской Федерации в информационной сфере.

17. Создание и функционирование Единого портала государственных услуг РФ.

18. Электронные услуги в государственной и коммерческой сферах.

19. Электронный документооборот в органах власти России.

20. Электронный документооборот в частных бизнесах России.

21. Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении.

22. Информационные системы и сервисы обращений граждан и частных бизнесов в органы власти.

23. Создание и ведение электронных архивов в органах власти России.

24. Единая система межведомственного электронного взаимодействия.

25. «Открытое правительство» как доктрина государственного управления и как интернет-ресурс.

26. Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти: сущность и реализация.

27. Современные информационные технологии в обеспечении общественного контроля деятельности органов власти.

28. Краудсорсинг в сфере государственного и муниципального управления: российский опыт.

29. Автоматизированные информационные системы Министерства юстиции РФ.

30. Информационные технологии в законотворчестве.

31. Информатизация судов общей юрисдикции и Судебного департамента.

32. ГАС «Правосудие»: назначение, структура и функционирование.

33. Информатизация органов прокуратуры.

34. Информационные технологии в адвокатуре (в юридических бюро).

35. Автоматизированные системы управления в органах правопорядка.

36. Информационные технологии оперативно-розыскной деятельности.

37. Информационные технологии в нотариате.

38. Перспективы развития информационных технологий по видам юридической деятельности.

39. Информационные технологии как инструмент формирования управленческих решений.

40. Киберпреступность и расследования преступлений в информационной сфере.

 

Целями подготовки эссе являются:

1. углубленное изучение одной из сложных тем дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности»,

2. овладение умениями самостоятельной работы с учебной и научной литературой (в том числе периодикой и диссертационными материалами),

3. получение опыта создания информационного продукта, готового для его представления преподавателям и другим студентам.

Что такое эссе

Слово «эссе» в переводе с французского языка (essai) означает «опыт, очерк, попытка». Это форма представления письменного материала, отличающаяся сочетанием глубины и актуальности рассматриваемой проблемы с простым, искренним, подчеркнуто индивидуальным стилем изложения. Создателем этого литературного жанра считается французский философ-гуманист Мишель Эйкли де Монтень, назвавший свое основное философское произведение «Опыты». Это его сочинение направлено против догматизма в мышлении и проникнуто духом гуманизма и вольнодумства.

В эссе необходимо высказать свое мнение по теме «Понятие информации, ее основные свойства и особенности». При написании эссе желательно выполнить следующие методические требования:

· следует высказываться свободно и открыто, не оглядываясь на авторитеты, устоявшиеся мнения, критично оценивать рассматриваемый материал, указывать на нечетко или непонятно сформулированные позиции, противоречия, замеченные при ознакомлении с тем или иным источником информации. При этом критика должна быть аргументированной и конструктивной;

· в эссе вполне допускается заблуждение, высказывание ошибочной и, даже, заведомо неверной (с общепринятых позиций) точки зрения (как известно, это является одним из условий появления новых и оригинальных идей), но с приведением обоснования и такой точки зрения;

· необходимо высказать именно собственную точку зрения, свое согласие или несогласие с имеющимися позициями и высказываниями по данному вопросу. Эссе не должно быть простым изложением сведений, полученных из лекций или учебников;

· написание эссе должно быть основано на предварительном ознакомлении не менее чем с тремя различными произведениями по данной теме (с указанием их авторов и названий в списке литературы);

· в эссе должны иметь место сопоставление и оценка различных точек зрения по рассматриваемому вопросу (с обязательной ссылкой на названия публикаций и их авторов);

· в эссе должно быть сведено до минимума или исключено дословное переписывание литературных источников, материал должен быть изложен своими словами.

При написании эссе желательно иллюстрировать свои суждения и выводы примерами из различных сфер человеческой деятельности, например, из разработки и использования информационных технологий, производства и продаж товаров, маркетинга, работы банков и обслуживания ими своих клиентов, принятия решений в органах власти и т.п.

Объем эссе, в зависимости от темы, может колебаться от 5 до 30 страниц (полуторный межстрочный интервал, шрифт Times New Roman, размер - 12). Подготовленное эссе с титульным листом, включающим учебное заведение, факультет, направление подготовки, фамилию и имя автора, место и год написания работы, необходимо переслать преподавателю по электронной почте.

Рекомендуемые разделы эссе:

· Содержание. Указываются разделы эссе и страницы начала каждого из них.

· Введение. Описывается постановка задачи эссе – с какой целью и для достижения каких результатов эссе написано. Желательно обосновать значимость выбранной темы для самого студента и его будущей профессиональной деятельности.

· Основное содержание, разделённое на главы. Каждая глава должна быть посвящена одному или нескольким взаимосвязанным вопросам темы эссе. Последовательность глав должна достаточно полно и обоснованно раскрывать содержание эссе.

· Заключение. Описываются основные выводы эссе, обосновывается то, насколько удалось реализовать те цели, с которыми эссе было написано.

· Литература. Приводятся библиографические описания источников сведений, использованных при написании эссе. В тексте эссе приводятся ссылки на эти источники при их цитировании или пересказе содержания.

Примеры оформления ссылок в тексте эссе и в списке литературы:

Ссылки на источники (литературу) в тексте даются в квадратных скобках с указанием автора и года издания, через запятую, а страницу – после двоеточия. Например: [Грошев, 2010: 11]. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 (http://www.internet-law.ru/gosts/gost/44298) и размещается в конце текста в алфавитном порядке, отделяется пустой строкой от текста эссе.

Примеры оформления ссылок на источники:

В тексте:

«Термин информатика происходит от французского слова informatique (объединение слов information — «информация» и automatique— «автоматика»). В англоязычных странах этому термину соответствует синоним Computer Science (компьютерная наука)» [Кудинов, 2011: 5].

«Информатика – комплексная научно-техническая дисциплина, занимающаяся изучением структуры и общих свойств информации, информационных процессов, разработкой на этой основе информационной техники и технологии, а также решением научных и инженерных проблем создания, внедрения и эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной практики» [Малинина].

«Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества – передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее – с использованием радиоволн» [Грошев, 2010: 11].

В списке литературы:

Литература

1. Информатика. Базовый курс: Учебник для вузов. 3-е изд. / под ред. С.В. Симоновича. - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 640 с. URL: https://studfiles.net/preview/1826117/ Ссылка для скачивания: https://studfiles.net/preview/1826117/#1826117

  1. Информатика: Учебник для вузов / А.С. Грошев. – Архангельск, Арханг. гос. техн. ун-т, 2010. – 470 с. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1792661/#1792661
  2. Кудинов Ю. И., Пащенко Ф. Ф. Основы современной информатики: Учебное пособие. 2-е изд., испр. — СПб.: Издательство «Лань», 2011. — 256 с.: ил. URL: http://infsafety.vsuet.ru/informatika_books/217-%20Основы%20современной%20информатики_Кудинов%20Ю.И,%20Пащенко%20Ф.Ф_2011%20-256с.pdf
  3. Малинина Л.А., Лысенко В.В., Беляев М.А. Основы информатики: Учебник для вузов [Электронный ресурс]. URL: http://www.plam.ru/compinet/osnovy_informatiki_uchebnik_dlja_vuzov/ (дата обращения: 03.03.2018).

Критерии оценивания эссе:

· Соответствие содержания эссе заявленной тематике.

· Чёткость композиции и структуры текста эссе.

· Логичность и последовательность изложения материала.

· Умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, обосновывать выводы.

· Наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

· Умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материалы из учебников, учебных пособий, публикаций в Интернете и других источников.

· Умение привлекать актуальные и новые работы по проблеме (материалы сборников научных трудов, научных монографий, статей из научных журналов, тексты действующих законов и инструкций, публикации СМИ и Интернета и т.п.).

· Соблюдение общих требований и требований к оформлению эссе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: