Нет права народов на самоопределение

История Российского государства

75 420 подписчиков

Вы подписаны

Что декабристы хотели сделать с кавказцами

Декабристов до сих пор принято считать демократами. Но в наше время слово «демократ» означает признание равенства всех людей в правах и уважение к народному выбору. Этого равноправия и уважения в идеологии декабристов нет.

Характерным примером служит радикальная программа «Южного общества» декабристов – написанная Павлом Пестелем «Русская правда». Её называют проектом конституции будущей России. На самом деле она, скорее, обоснование тех революционных перемен, которые какая-то (впрочем, значительная) часть декабристов хотела произвести после захвата власти.

Кадр из фильма "Союз спасения". В Роли Павла Пестеля Павел Прилучный.

Взгляды Пестеля на народ и власть

О том, что Пестель отвергал такое основополагающее для всякого демократа положение, как равенство всех перед законом, свидетельствует уже второй параграф введения к его «Русской правде»:

«… Разделяются члены общества на повелевающих и повинующихся. Сие разделение неизбежно потому, что происходит от природы человеческой, а следовательно везде существует и существовать должно. На естественном сём разделении основано различие в обязанностях и правах тех и других».

Совещание членов тайного общества.

Нет права народов на самоопределение

Соответственно, и народы, по Пестелю, не равны в своих естественных правах. Одни народы, что называется, равнее прочих. Есть «право народности» и «право благоудобства».

«Народы, подвластные большому государству и происходящие не от господствующего в оном, но от других племён, – писал Пестель в первом параграфе первой главы «Русской правды» — «О земельном пространстве государства», – желают всегда для себя независимости и отдельного политического существования, утверждаясь на праве составлять особые государства и называя оное правом народности. С другой же стороны стремится всякое большое государство к установлению границ, крепких естественным положением и сильных естественными оплотами, … и чтобы силы маленьких народов, его окружающих, умножали силы собственные его, а не другого какого-либо соседственного большого государства». Это государственное право Пестель назвал правом благоудобства.

«Сии два противоположные желания, – продолжал революционер-философ, – …имеют, однако же, оба свои ограничения и во взаимных отношениях своих имеют случаи, когда одно другому уступать должно… Право народности существует… для тех только народов, которые, пользуясь оным, имеют возможность оное сохранить».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: