СПбГУЭФ
Кафедра Региональной экономики и природопользования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для проведения семинарских занятий
По курсу «Методы регионоведческих исследований»
Д.э.н. Л.Э.Лимонов
Санкт-Петербург
Г.
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с программой курса «Методы регионоведческих исследований» и предназначены для студентов 4 курса специальности «Регионоведение». В них изложены материалы четырех семинарских занятий по курсу, в которых рассматриваются методы региональных экономических исследований, предложены задания к семинарским занятиям для освоения этих методов и приведены примеры применения этих методов к анализу регионального развития.
Предложенные варианты семинарских заданий нацелены на освоение студентами методов исследования регионального развития и региональных различий, на развитие у студентов аналитических навыков, а также навыков работы с государственной статистикой по социально-экономическим показателям субъектов Российской Федерации.
|
|
Задания и примеры составлены на основе данных Федеральной службы государственной статистики.
Оглавление
Тема 1: Индекс развития человеческого потенциала и его компоненты 5
Методология. 5
Задание. 9
Пример. 18
Тема 2: Анализ открытости экономики региона.. 24
Методология. 24
Задание. 25
Пример. 25
Тема 3: Типологии регионов.. 41
Методология. 41
Задание. 43
Пример. 51
Тема 4: Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-share analysis) 53
Методология. 53
Задание. 56
Пример. 61
Аннотированный перечень тем для подготовки докладов и рефератов по курсу «Методы регионоведческих исследований». 65
Литература по курсу «Методы регионоведческих исследований» 71
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В настоящих методических рекомендациях рассмотрены вопросы применения методов региональных экономических исследований. При этом подробно изложены следующие вопросы:
- методология региональных экономических исследований;
- применение статистических методов при решении конкретных задач регионального экономического анализа.
Методы региональных экономических исследований постоянно развиваются и широко используются в практике прогнозирования и территориального планирования.
При подготовке методических рекомендаций использовались обширные материалы по темам семинарских занятий, а также практический опыт применения методов региональных экономических исследований автором при работе над документами социально-экономического планирования, стратегиями развития субъектов Российской Федерации.
|
|
Методические рекомендации демонстрируют практическую значимость методов региональных экономических исследований и нацелены на приобретение студентами навыков применения этих методов при решении задач регионального экономического анализа.
Тема 1: Индекс развития человеческого потенциала и его компоненты
Методология
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и с этого же года используется Организацией Объединенных Наций в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала. В числе главных составляющих этого индекса: ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; уровень образованности населения и реальный душевой валовой внутренний продукт (ВВП). Взятые вместе, они отражают три основных качества развития страны: здоровая жизнь, обеспечивающая долголетие населения, достигнутый уровень образования и достойный человека материальный достаток.
Индекс составляется с отставанием в два года, поэтому ИРЧП, опубликованный в докладе ООН за 2009 г., относится к 2007 г.
Максимально возможное значение ИРЧП – 1, минимальное – 0.
ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40,000 долларов США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, или учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. В 2009 г. ближе всего к этому показателю находилась Норвегия, ИРЧП которой равнялся 0,971 (отчет 2009 г.).
ИРЧП в СССР составлял 0,920 (26 место в мире). В 2009 г. Россия занимает 71 место в списке с ИРЧП равным 0,817 (что является довольно высоким показателем, но при этом этот индекс в России на 2009 г. хуже, чем, например, в Беларуси — 68 место). Индекс стал падать в начале 90-х гг. из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 г. Россия занимала 52 место, в1995 г. — 114, в 2004 г.— 57, в 2005 г.— 62 с индексом 0,795, в 2006 г..— 65 с индексом 0,797, в 2007 г.— 67 место с индексом 0,802. От своих соседей по таблице Россия отличается низкой продолжительностью жизни и чуть снизившимся уровнем образования.
Рисунок 1.1. - Мировая карта ИРЧП членов ООН за 2009 г. (данные 2007 г.). [1]
Страны разделены по основным категориям:
§ очень высокий уровень (больше 0,900);
§ высокий уровень (от 0,800 до 0,899);
§ средний уровень (от 0,500 до 0,799);
§ низкий уровень (меньше 0,500).
Методика расчета ИРЧП для субъектов РФ
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) состоит из трех равнозначных составляющих:
- дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;
- образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет (с весом в 1/3);
- долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).
Для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения:
§ продолжительность предстоящей жизни при рождении — 25 и 85 лет;
§ грамотность взрослого населения — 0% и 100%;
§ совокупная доля учащихся среди детей и молодежи — 0% и 100%;
§ реальный ВВП на душу населения (ППС) — 100 и 40 тыс. долл.
Частные индексы рассчитываются по следующей формуле[2]:
Индекс дохода рассчитывается несколько иначе, в нем используется десятичный логарифм реального душевого дохода в соответствии с принципом убывающей полезности дохода:
Таким образом, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой среднее арифметическое от трёх следующих показателей[3]:
|
|
§ Индекс продолжительности жизни = ;
§ Индекс образования = ;
o Индекс грамотности взрослого населения (ALI) = ;
o Индекс совокупной доли учащихся (GEI) = ;
§ GDP Index =
LE — Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
ALR — Уровень грамотности взрослого населения в процентах;
CGER — Совокупная доля учащихся;
GDPpc — ВВП на душу населения при ППС в долларах США.
При расчете индекса дохода для субъектов РФ вводятся дополнительные процедуры:
§ корректировка (пропорциональное увеличение) валового регионального продукта (ВРП) каждого субъекта РФ на нераспределяемую часть ВВП страны (например, в 2002 г. суммарный ВРП страны составил 87,7% ВВП);
§ корректировка ВРП на внутрироссийские различия в ценах путем деления на коэффициент стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений, публикуемый Росстатом;
§ пересчет в доллары США по паритету покупательной способности (ППС) для данного года.
Применение методики к расчету ИРЧП регионов Российской Федерации имеет ряд погрешностей. Самая очевидная — относительная достоверность показателя ВРП, особенно в регионах с высокой долей теневой экономики и экономики во внутренних оффшорах. Еще одна проблема связана с тем, что регионы — более открытые экономические системы по сравнению со странами. На уровне стран основная часть дохода потребляется там же, где производится, а в регионах производство и потребление сильно различаются, так как значительная часть произведенного ВРП (и при этом разная по регионам) экспортируется в другие регионы и за границу, а также перераспределяется государством. В региональных индексах измеряется производство ВРП, а не потребление, тем самым искажается реальное экономическое положение населения. Возможная альтернатива для измерения — показатели фактического конечного потребления домашних хозяйств системы национальных счетов, хотя и они имеют свои региональные искажения. Кроме того, необходимо сохранить при измерениях единую методику, применяемую в международных сопоставлениях.
Задание
|
|
1. Используя данные Федеральной службы государственной статистики, представленные в таблице 1.2, рассчитать индекс продолжительности жизни по субъектам Российской Федерации за 1998 и 2008 гг.
2. Сравнить регионы по динамике индекса продолжительности жизни.
3. Предложить группировку регионов по индексу продолжительности жизни за 2008 г. Дать соответствующее типологическое название каждой группе. Результаты представить в таблице 1.1.