Методика расчета ИРЧП для субъектов РФ

СПбГУЭФ

Кафедра Региональной экономики и природопользования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для проведения семинарских занятий

По курсу «Методы регионоведческих исследований»

Д.э.н. Л.Э.Лимонов

Санкт-Петербург

Г.


Методические рекомендации подготовлены в соответствии с программой курса «Методы регионоведческих исследований» и предназначены для студентов 4 курса специальности «Регионоведение». В них изложены материалы четырех семинарских занятий по курсу, в которых рассматриваются методы региональных экономических исследований, предложены задания к семинарским занятиям для освоения этих методов и приведены примеры применения этих методов к анализу регионального развития.

Предложенные варианты семинарских заданий нацелены на освоение студентами методов исследования регионального развития и региональных различий, на развитие у студентов аналитических навыков, а также навыков работы с государственной статистикой по социально-экономическим показателям субъектов Российской Федерации.

Задания и примеры составлены на основе данных Федеральной службы государственной статистики.


Оглавление

Тема 1: Индекс развития человеческого потенциала и его компоненты 5

Методология. 5

Задание. 9

Пример. 18

Тема 2: Анализ открытости экономики региона.. 24

Методология. 24

Задание. 25

Пример. 25

Тема 3: Типологии регионов.. 41

Методология. 41

Задание. 43

Пример. 51

Тема 4: Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-share analysis) 53

Методология. 53

Задание. 56

Пример. 61

Аннотированный перечень тем для подготовки докладов и рефератов по курсу «Методы регионоведческих исследований». 65

Литература по курсу «Методы регионоведческих исследований» 71


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В настоящих методических рекомендациях рассмотрены вопросы применения методов региональных экономических исследований. При этом подробно изложены следующие вопросы:

- методология региональных экономических исследований;

- применение статистических методов при решении конкретных задач регионального экономического анализа.

Методы региональных экономических исследований постоянно развиваются и широко используются в практике прогнозирования и территориального планирования.

При подготовке методических рекомендаций использовались обширные материалы по темам семинарских занятий, а также практический опыт применения методов региональных экономических исследований автором при работе над документами социально-экономического планирования, стратегиями развития субъектов Российской Федерации.

Методические рекомендации демонстрируют практическую значимость методов региональных экономических исследований и нацелены на приобретение студентами навыков применения этих методов при решении задач регионального экономического анализа.


 

Тема 1: Индекс развития человеческого потенциала и его компоненты

Методология

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и с этого же года используется Организацией Объединенных Наций в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала. В числе главных составляющих этого индекса: ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; уровень образованности населения и реальный душевой валовой внутренний продукт (ВВП). Взятые вместе, они отражают три основных качества развития страны: здоровая жизнь, обеспечивающая долголетие населения, достигнутый уровень образования и достойный человека материальный достаток.

Индекс составляется с отставанием в два года, поэтому ИРЧП, опубликованный в докладе ООН за 2009 г., относится к 2007 г.

Максимально возможное значение ИРЧП – 1, минимальное – 0.

ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40,000 долларов США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, или учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. В 2009 г. ближе всего к этому показателю находилась Норвегия, ИРЧП которой равнялся 0,971 (отчет 2009 г.).

ИРЧП в СССР составлял 0,920 (26 место в мире). В 2009 г. Россия занимает 71 место в списке с ИРЧП равным 0,817 (что является довольно высоким показателем, но при этом этот индекс в России на 2009 г. хуже, чем, например, в Беларуси — 68 место). Индекс стал падать в начале 90-х гг. из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 г. Россия занимала 52 место, в1995 г. — 114, в 2004 г.— 57, в 2005 г.— 62 с индексом 0,795, в 2006 г..— 65 с индексом 0,797, в 2007 г.— 67 место с индексом 0,802. От своих соседей по таблице Россия отличается низкой продолжительностью жизни и чуть снизившимся уровнем образования.

 

Рисунок 1.1. - Мировая карта ИРЧП членов ООН за 2009 г. (данные 2007 г.). [1]

Страны разделены по основным категориям:

§ очень высокий уровень (больше 0,900);

§ высокий уровень (от 0,800 до 0,899);

§ средний уровень (от 0,500 до 0,799);

§ низкий уровень (меньше 0,500).





Методика расчета ИРЧП для субъектов РФ

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) состоит из трех равнозначных составляющих:

  • дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;
  • образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет (с весом в 1/3);
  • долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

Для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения:

§ продолжительность предстоящей жизни при рождении — 25 и 85 лет;

§ грамотность взрослого населения — 0% и 100%;

§ совокупная доля учащихся среди детей и молодежи — 0% и 100%;

§ реальный ВВП на душу населения (ППС) — 100 и 40 тыс. долл.

Частные индексы рассчитываются по следующей формуле[2]:

Индекс дохода рассчитывается несколько иначе, в нем используется десятичный логарифм реального душевого дохода в соответствии с принципом убывающей полезности дохода:

Таким образом, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой среднее арифметическое от трёх следующих показателей[3]:

§ Индекс продолжительности жизни = ;

§ Индекс образования = ;

o Индекс грамотности взрослого населения (ALI) = ;

o Индекс совокупной доли учащихся (GEI) = ;

§ GDP Index =  

 

LE — Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

ALR — Уровень грамотности взрослого населения в процентах;

CGER — Совокупная доля учащихся;

GDPpc — ВВП на душу населения при ППС в долларах США.

 

При расчете индекса дохода для субъектов РФ вводятся дополнительные процедуры:

§ корректировка (пропорциональное увеличение) валового регионального продукта (ВРП) каждого субъекта РФ на нераспределяемую часть ВВП страны (например, в 2002 г. суммарный ВРП страны составил 87,7% ВВП);

§ корректировка ВРП на внутрироссийские различия в ценах путем деления на коэффициент стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений, публикуемый Росстатом;

§ пересчет в доллары США по паритету покупательной способности (ППС) для данного года.

Применение методики к расчету ИРЧП регионов Российской Федерации имеет ряд погрешностей. Самая очевидная — относительная достоверность показателя ВРП, особенно в регионах с высокой долей теневой экономики и экономики во внутренних оффшорах. Еще одна проблема связана с тем, что регионы — более открытые экономические системы по сравнению со странами. На уровне стран основная часть дохода потребляется там же, где производится, а в регионах производство и потребление сильно различаются, так как значительная часть произведенного ВРП (и при этом разная по регионам) экспортируется в другие регионы и за границу, а также перераспределяется государством. В региональных индексах измеряется производство ВРП, а не потребление, тем самым искажается реальное экономическое положение населения. Возможная альтернатива для измерения — показатели фактического конечного потребления домашних хозяйств системы национальных счетов, хотя и они имеют свои региональные искажения. Кроме того, необходимо сохранить при измерениях единую методику, применяемую в международных сопоставлениях.
Задание

1. Используя данные Федеральной службы государственной статистики, представленные в таблице 1.2, рассчитать индекс продолжительности жизни по субъектам Российской Федерации за 1998 и 2008 гг.

2.  Сравнить регионы по динамике индекса продолжительности жизни.

3. Предложить группировку регионов по индексу продолжительности жизни за 2008 г. Дать соответствующее типологическое название каждой группе. Результаты представить в таблице 1.1.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: