Русская правда (создание, редакции, содержание, значение)

 

Как и у других народов у восточных славян складывалось обычное право. По мере возникновения государственных образований некоторые обычаи отмирали, другие наоборот закреплялись и стали уже обеспечиваться силой молодого государства. Когда в 911 г. Князем Олегом был заключен договор Руси с Византийской Империей, в нем упоминался «закон русский». Вероятнее всего под ним подразумевались правовые обычаи восточных славян, хотя существует предположение, что это был некий письменный сборник законов Руси недошедший до нашего времени.

В 972 г. Великим Князем Святославом был заключен договор с Византией, в котором также упоминались некоторые правовые нормы, например, кровная месть, наказания за преступления, порядок регистрации товаров и сделок.

В 988 г. произошло официальное крещение Руси: Великий Князь Киевский Владимир принял христианство и объявил его государственной религией. Многие христианские нормы частично стали источниками права, прежде всего, Прохирон изданный в 879 г. в Византийской Империи. Он стал наиболее авторитетный источник права в средневековых православных странах, в том числе и в Киевской Руси.

Великий Князь Владимир I утвердил Церковный устав, в котором содержались нормы брачно-семейного права, устанавливались наказания за преступления против церкви, нравственности и семьи.

Крупнейшим памятником права Древней Руси является Русская Правда. Она была обнаружена русским историком князем В.Н. Татищевым в 1738 г. среди летописей, а также в различных, более поздних юридических сборниках. В настоящее время известно более ста списков Русской Правды, которые представлены в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые обычно как КП, ПП и СП).

Древнейшей редакцией (составлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст. 1 – 18), Правды Ярославичей (ст. 19 – 41), Покона вирного (ст. 42), Урока мостников (ст. 43).

Пространная редакция, возникла не ранее 1113 г. и связана с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст. 1 – 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53 – 121).

Сокращенная редакция появилась в середине XIII – XIV вв. из переработанной Пространной редакции и была распространена в основном в Северо-Восточной Руси.

Основными источниками Русской правды были: обычное право восточнославянских племен, решения судов, княжеские уставы, упоминание о которых находится в отдельных списках Правды. Также частично использовалось византийское право, воспринятое более всего Пространною Правдою.

Русская Правда являлась официальным законодательным актом, принятым светской, государственной властью. Русскую Правду можно определить как кодекс частного права – все ее субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает.

Краткая Правда почти не содержит норм, касающихся гражданского права: из 69 статей списка лишь 5 статей, посвященных этой отрасли. В Пространной Правде гражданскому праву уделено значительно больше внимания.

Собственник по Русской правде имел право распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его защиты от посягательств. Объектами права собственности выступает значительный круг вещей – земля, скот, лошади, одежда, сельскохозяйственный инвентарь и многое другое.

Статьи Пространной правды устанавливают штрафы за нарушение земельной или бортной межи, причем не сказано, чья эта межа: крестьянина, общины или боярина. Значительная сумма штрафа за это показывает высокий уровень правовой защиты собственника.

Собственность, ее содержание и различные виды владения пока еще не имели специальных обобщенных терминов, однако на практике законодатель различал право собственности и владение.

Собственник имел право на возврат своего имущества их чужого незаконного владения на основе установленной процедуры. За причиненный вред назначалось возмещение. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства.

Субъектами права собственности могли быть только свободные люди. Доверившие имущество рабам и холопам (для торговых операций и т.д.) несли в случае причинения убытков или истребления вещи ответственность перед третьими лицами в полном объеме, то есть, законодатель понимал, что право собственности определяется волей самого собственника.

Древнерусское право знало ряд форм земельной собственности: семейно-индивидуальную, общинную, княжескую (государственную).

Обязательства по Русской Правде возникали из причинения вреда и из договоров. При этом взыскание обращалось не только на имущество, но и на саму личность должника.

Русская Правда знает несколько видов договоров, при этом различается форма их совершения, способы взыскания за нарушения и т.д. В договоре займа объектом по закону могут выступать не только деньги, но и продукты (хлеб, мед). Были возможны три вида займа: обычный, бытовой заем; заем совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями); заем с самозакладом (закупничество). В зависимости от срока займа предусматривались различные виды процентов (рез).

В Русской Правде упоминались договоры купли-продажи, хранения (поклажи). Передача на хранение товаров или имущества (поклажа) происходит без свидетелей (ст. 49 ПП).

Русская Правда знает также договор личного найма: наем тиуна (слуги) или ключника. Если человек нанимался без оформления специального договора, то он автоматически становился холопом, т.е. личнозависимым слугой.

Вероятно, что на практике существовало значительно больше видов договоров (мены, дарения и т.д.), но молодое государство не стремилось регламентировать все гражданско-правовые сделки.

Порядок заключения договоров по Русской Правде был простым. Обычно применялась устная форма с совершением определенных обрядов; обвязывание рук (т.е. обязательство), рукобития и т.п. В некоторых случаях требовались свидетели – послухи. Однако уже зарождалась и письменная форма заключения договора, так, например, о недвижимости.

Русская Правда знает также специальный договор займа между купцами, когда кредит предоставлялся для увеличения торгового оборота. Эта сделка основывалась на доверии, она не требовала присутствия послухов. В случае спора вопрос решался очистительной присягой кредитора (ст. 48 ПП.).

По древнерусскому праву можно выделить три вида банкротства: – случайное (должнику представляла кредиторами отсрочка в платеже); – неосторожное (на усмотрение кредиторов должнику либо представлялась отсрочка в платеже, либо его продавали в рабство); – злостное банкротство (влекло продажу должника в рабство).

Семейное право в Древней Руси первоначально развивалось на основе обычаев; например, существовало многоженство. Но с введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права, заимствованные из Византийской Империи: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, наказания за внебрачные связи, низкий брачный возраст (12 – 13 лет для невесты и 14 – 15 лет для жениха). Обязательным условием брака стало венчание, которое происходило в церкви.

Русская правда предусматривает передачу наследства как по завещанию (по «ряду»), так и без завещания, по закону («без ряда», по обычаю), а при необходимости и установление опеки. При наследовании по закону, преимущество имели сыновья умершего. Один из сыновей, обычно младший получал двор отца, что объясняется тем, что именно он, как правило, содержал престарелых родителей.

У бояр и дружинников наследовать землю могли и незамужние дочери, у крестьян (смердов) при отсутствии сыновей, надел поступал к верви или государству. Таким образом, земля в любом случае оставалась в общине.

Незаконные дети прав наследования не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с нею получали свободу. Закон нигде не говорит о наследовании мужа после жены, равно как и жена не имеет таких прав, однако вдова имела право управлять общим хозяйством до того, пока оно не будет разделено между детьми.

В ст. 103 ПП говорится, что часть имущества, выделенная матери, принадлежит только ей, а не детям. Мать в праве распоряжаться своим имуществом. Если она умрет, не оставив распоряжения («без языка»), то имущество идет к тому из детей, с кем она жила и кто ее кормил.

Частный характер права наиболее сильно проявился в сфере уголовного права. Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», то есть причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Таким образом, законодатель еще не осознает общественной опасности преступления. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась только в качестве физического лица, а не как олицетворение государства.

Объектами преступления по Русской Правде были личность и имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление и окончательное преступление. Закон намечал понятие соучастия, но еще не разделял ролей соучастников.

Субъектами преступления были все физические лица, но исключая рабов. О возрастном цензе для субъектов преступления Русская Правда ничего не сообщает. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность. Четко разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не существовало, но законодатель уже знал понятие рецидива, то есть повторности преступления.

К преступлениям против имущества по Русской Правде относились разбой, кража («татьба»), уничтожение чужого имущества, угон, поджог, конокрадство, злостная неуплата долга. Выделялись различные виды татьбы: кража из закрытых помещений, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов. Строго охраняя частную собственность, закон разрешал безнаказанное убийство вора, застигнутого ночью в доме или дворе во время татьбы.

Как преступление расценивалось незаконное пользование чужим имуществом (самовольная езда на коне, укрывательство беглых холопов, присвоение утерянного коня, оружия, одежды).

Древнейшей формой наказания по Краткой правде являлась месть злоумышленнику со стороны потерпевшего или его родственников, но более поздними редакциями Русской Правды она отменяется.

Высшей мерой наказания в Пространной Правде являлся «поток и разграбление», назначаемый только в трех случаях, — за убийство в разбое (ст. 7 ПП), поджог (ст. 83 ПП) и конокрадство (ст. 35 ПП). Это наказание подразумевало конфискацию имущества в пользу общины и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», то есть в рабство, либо изгнание из общины.

Следующим по тяжести видом наказания была «вира» — штраф, который назначался только за убийство и поступал в княжескую казну. Родственникам убитого уплачивалось «головничество», равное вире. Вира могла быть одинарная (40 гривен) за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен) за убийство «княжеского мужа» (ст.19, 22 КП, ст. 3 ПП). Такая разница объясняется тем, что княжеские мужи (вирники, мечники, тиуны), часто являясь великокняжескими холопами, выполняли административно-финансовые функции и, следовательно, довольно часто рисковали жизнью. Поэтому, совершенно естественно, что государство стремилось обеспечить законодательную защиту своих служащих. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались «полувиры» (20 гривен – ст. 27, 88 ПП).

Существовал также особый вид виры – «дикая» или «повальная», которая налагалась на всю общину. Русская Правда устанавливает порядок выплаты вервью дикой виры. Дикая вира (возможно, от слова «дикий» – чужой, то есть вира за чужую вину) — штраф, который платят сообща члены верви за убийство, происшедшее на ее территории, когда убийца неизвестен или вервь не хочет его выдавать. Законом установлено, что вервь имеет право платить дикую виру в рассрочку. Размеры виры – 40 и 80 гривен – очень значительные суммы, равные стоимости стада из 50 и 100 коров, которые составляли, вероятно, немалую часть собственности, принадлежавшей членам общины в целом. Государство было согласно с выплатой дикой виры в рассрочку для сохранения существования такого коллектива и его финансовой способности.

Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом («продажей»), размер которого зависел от тяжести обиды (1, 3, 12 гривен). Продажа поступала в казну, а потерпевший получал «урок» – денежное вознаграждение, равное продаже, а также возмещение ущерба (стоимость похищенного или стоимость лечения).

По уголовным и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются инициаторами всех процессуальных действий. При этом обе стороны в процессе даже назывались одинаково – истцами.

Русская Правда определяет две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела — гонение следа и свод.

Гонение следа — это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривает специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник. Если след привел в селение, ответственность несла община. Если след терялся на дороге, то на этом поиск прекращался.

При необходимости потерпевший прибегал к закличу, то есть объявлял на торговой площади о пропаже, в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например, купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т. е. указать лицо, у которого он приобрел вещь. При этом требуются показания двух свидетелей или мытника — сборщика торговых пошлин.

Русская Правда предусматривала определенную систему доказательств. Среди них главное место занимали показания свидетелей: видоков и послухов. Видоки — это свидетели, в современном смысле слова очевидцы факта. Послухи более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец, люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто давали характеристику той или иной стороне в процессе.

Впрочем, Русская Правда не всегда выдерживает четкое различие между послухами и видоками. В применении свидетельских показаний появляется элемент формализма. Так, по некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля заключения договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием и т.д.).

Когда не хватало иных доказательств, применялся «божий суд»: испытания водой, железом или судебный поединок. Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения.

Особым видом доказательства была присяга — «рота». Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по незначительным делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие.

В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения.

В Русской Правде указаны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо — вирник приезжал в дом осужденного с многочисленной свитой и терпеливо ждал уплаты виры, получая каждый день обильное натуральное содержание. В силу этого осужденному выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных гостей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: