Формирование и развитие Древнерусского государства в IX – XI вв

Славяне проживали на огромной территории всей Восточной Европы, в связи с чем произошло их разделение на восточных, западных и южных славян. Древнерусская народность сложилась на территории, населенной восточными славянами.

Социальную элиту славянских племен составляли военные вожди, служители религиозных культов (волхвы) и старейшины родов, входивших в племя.

Постепенно славянские племена объединяются в союзы, во главе с выборными военными вождями. Именно вожди получали основную часть военной добычи и даров, поступавших от побежденных племен. Но большую часть этих средств они передавали воинам своего отряда – дружинникам.

Постепенно военный вождь союза племен превратился в князя, чья власть передавалась по наследству, а его дружинники становились его советниками и помощниками. По мере углубления социальной дифференциации в союзах славянских племен все больше усиливается власть князя, что привело к образованию первых государств. Этот процесс занял период VII – IX вв.

В VIII в. началось образование древнейших восточнославянских государств (Ладога, Артания, Куявия, Славия) – предшественников Киевской Руси. Местонахождение Артании (Артаба) достоверно неизвестно, но, скорее всего это район Рязани; Куявия (Куяба) вероятно Киев; Ладога и Славия – территория Новгородской земли.

Кривичи, словени, чудь и меря (славянские и финно-угорские племена) в 862 г. пригласили – варяжского конунга (князя) Рюрика.

Независимо от того, кто являлись «варяги» (а на этот счет существует несколько мнений среди историков), важен сам факт приглашения Рюрика на княжение. Это означает, что, во-первых, было куда приглашать – древнерусское государство, по крайней мере, в Новгороде уже существовало. Во-вторых, правящая элита новгородских племен сумела пожертвовать своими эгоистичными интересами ради общегосударственных интересов. В-третьих, уровень социально-политического сознания большинства новгородских жителей был очень высок, если решение политической элиты о призвании Рюрика было принято практически без борьбы.

В 882 г. Новгородский князь Олег (родственник Рюрика, опекун его сына Игоря) захватил Киев, что согласно летописи стало началом образования Русского государства, контролировавшего основную часть великого торгового пути «из варяг в греки». В результате объединения Новгорода и Киева сложилось Древнерусское государство (Киевская Русь) в виде своеобразной федерации племенных княжеств. Во главе ее стоял Великий Князь Киевский, принявший титул «Какан», уравнивавший его с могущественнейшим правителем в Восточной Европе – Хазарским Каганом.

Власть Великого Князя Киевского основывалась с одной стороны на авторитете прежнего племенного вождя; с другой – на военной силе его дружины. За обеспечение внутреннего правопорядка и внешней безопасности правитель собирал с населения налог, размер которого не был четко определен.

Первоначально дружина была отрядом профессиональных воинов князя, но постепенно в ней выделяются три группы: 1) аристократическая прослойка, состоявшая из родственников Великого князя, представителей восточнославянской и иноземной племенной знати; 2) бояре («мужи») – наиболее опытные воины, приближенные к князю, а затем и их потомки; 3) младшая дружина («отроки») – военные слуги князя или бывшие дружинники подвластных князей.

В 912 – 945 гг. Великим князем Киевским был Игорь Рюрикович (ум. в 945 г.), ставший правителем Руси после смерти своего родственника и воспитателя Олега. В 913 г. он подчинил Киеву племена древлян и уличей.

В 944 г. Великим Князем Игорем был заключен договор Руси с Византией, в котором были перечислены послы от племенных князей и княгинь, что доказывает существование местных княжеских династий.

По мере укрепления центральной власти, Великие князья Киевские Рюриковичи (Игорь Рюрикович, его вдова Ольга, Святослав Игоревич) постепенно ликвидировали местные княжества, а их правители либо вошли в число великокняжеских бояр, либо были истреблены. Местное управление стали осуществлять представители Великого Князя из числа его родственников или бояр.

Игорь Рюрикович погиб в результате восстания древлян возмущенных попыткой второго сбора налога в 945 г. После его смерти Княгиня Ольга (вдова Игоря) провела первую на Руси налоговую реформу, установив точный размер налога (урок) и места его сбора (погосты); податной единицей стал двор.

В 980 – 1015 гг. Великим Князем Киевским был Владимир I Святославович (ум. в 1015 г.), победивший в междоусобной борьбе своих старших братьев. Он в 988 г. принял православие, провозгласив его государственной религией; ввел «десятину» – сбор в пользу церкви в размере 10 % доходов; провел налоговую реформу, установив в качестве податной единицы «плуг» (определенное количество пахотной земли). Полностью исчезли местные племенные княжеские династии.

Великокняжеская власть и в центре и на местах опиралась на военные образования, руководимые тысяцкими, сотниками и десятниками. При Владимире Святославовиче Киевская Русь вступила в пору расцвета, став одним из самых могущественных государств Европы.

Главой Древнерусского государства являлся Великий Князь Киевский. Ему принадлежала высшая законодательная власть и исполнительная власть, он был главнокомандующим и верховным судьей. В ведении Великого Князя находились также внешнеполитические отношения.

Престол (стол) Великого Князя замещался в порядке наследования, либо по принципу «старшинства в ряду» – старшему брату, либо по принципу «отчины» путем передачи власти старшему сыну (то есть по старшинству в семье).

Первоначально в Киевской Руси действовала «десятичная» система управления, основанная на прежней военной организации. Территориальным понятием (округом) являлась «тысяча», во главе с тысяцким. Он был руководителем вооруженных сил округа, осуществлял административную, судебную и финансовую власть. Тысячи делились на сотни во главе с сотскими (сотниками), а из местных жителей избирались десятские.

Постепенно, примерно в первой половине XI в. стала складываться дворцово-вотчинная система управления. Она состояла из придворных чинов: дворского (дворецкого), который ведал всем двором Великого Князя; конюшего, управляющего княжеской конницей; стольничего; чашечного и др., которые стали выполнять общегосударственные поручения Князя, выходившие за пределы их обязанностей при дворе. На этой основе стал формироваться весь центральный государственный аппарат: уже нет различия между органами государственного управления и управления личными делами Великого Князя. Всякий кто ведал какой-нибудь отраслью великокняжеского хозяйства или был просто княжеским слугой, мог осуществлять и государственные функции.

По мере усиления великокняжеской власти усложнилась и структура государственного аппарата. Наиболее близкие к князю бояре входили в Совет при Великом Князе, который играл значительную роль в управлении государства. Состав Совета не был постоянным, а его компетенция нигде четко не определялась. В него входили старшие дружинники, церковные иерархи и представители городов («старцы градские»). Советом рассматривались вопросы законодательства, управления, финансов, внешней политики. Постепенно Совет при Великом Князе становится относительно постоянным государственным органом, и в дальнейшем он стал основой будущей Боярской Думы.

Важную роль в управлении играло вече – общее собрание горожан. Первое упоминание в русских летописях о созыве вече (в Белгороде), как органа городского самоуправления относится к 997 г., но вероятно они собирались и раньше. На вече учитывались мнения широких слоев городского поселения. Как правило, оно состояло из взрослых жителей города, но на нем могли присутствовать и жители пригородов. Оно было верховным органом власти города, избирало должностных лиц, заведовало финансами, обсуждало законодательство. Вече большинства городов являлись органом местного самоуправления, но киевское вече кроме решения местных вопросов, рассматривало и общегосударственные проблемы. Оно могло оказывать реальное влияние на деятельность Великого Князя Киевского.

Органом местного крестьянского самоуправления была территориальная община – вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы (распределение земельных наделов), административно-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Высшим органом верви являлся сход всех домохозяев, а текущей деятельностью руководил избираемый сходом староста.

Для укрепления власти на местах Великий Князь назначал местную администрацию в лице своих наместников. В городах направлял посадников, а в сельскую местность – волостелей, которые ведали административными и судебными делами. Под началом посадников долгое время были тысяцкие – остаток архаичной десятичной системы. Ведению посадника подлежала и прилегающая сельская округа. Посадник был представителем Великого Князя, с прибытием последнего в тот или иной город власть посадника прерывалась. Как правило, Князья назначали посадников из числа бояр. Так, Великий Князь Владимир «избрал мужа добры, смысленны и храбры, и раздал им грады». Посадникам были подчинены тиуны, вирники (сборщики вир), мечники, земцы, (судебные исполнители), мостники, городники, подъездные и другие. Судебная власть не была отделена от администрации и осуществлялась одними и теми же органами.

В тоже время старшие дружинники (бояре) получали за службу землю, превращая ее в наследственные владения (вотчины), обзаводились собственными дружинникам (детьми боярскими). От правящих князей бояре или монастыри получали так называемые иммунитетные права, т.е. освобождение от власти местных государственных органов и соответственно право управления, суда, взимания налогов в своих владениях. Они закреплялись в специальных княжеских грамотах. Тогда землевладельцы в собственных владениях сами создавали органы управления и назначали должностных лиц. В иммунитетных вотчинах судебную власть осуществляли сами землевладельцы.

В результате на Руси стали оформляться отношения сюзеренитета-вассалитета, которые ставили всех землевладельцев в положение служилых людей при Великом князе, чьей главной обязанностью стало несение военной или административной службы.

Между Киевскими и местными князьями составлялись межкняжеские договоры (крестоцеловальные грамоты). В них регулировались взаимные права и обязанности (главным образом военные и экономические), предусматривалась ответственность за нарушение договора.

В результате возник новый орган общегосударственного значения – съезд князей. Четкой регламентации деятельности съездов не было. Она зависела от конкретных условий, а состав участников определялся политическими задачами. Обычно на съезде вместе с князьями присутствовали высшие церковные иерархи (митрополит, епископы), бояре, богатые горожане. Такой состав позволял выносить достаточно авторитетные решения.

По инициативе Князя Владимира Мономаха в 1097 г. в г. Любече прошел общерусский съезд князей, где был установлен новый принцип организации власти на Руси: «Кождо да держит отчину свою». В результате Киевская Русь перестала быть единым владением всего княжеского дома Рюриковичей, а стала объединением отдельных «отчин», наследственных владений ветвей княжеской династии. Установление этого принципа юридически закрепляло политическую раздробленность, разделение Русской земли на отдельные княжества. Власть Великого Князя Киевского становилась все более номинальной, и вскоре он стал всего лишь «первым среди равных». Отношения между князьями стали регулироваться существующими обычаями и заключавшимися соглашениями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: