Проектная деятельность как основа формирования общеучебных умений и навыков

 

Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.

Питер Клайн

Когда я иду на урок, мне всегда хочется подарить детям праздник познания, увидеть блеск и радость в их глазах, помочь преодолеть страх перед новым, неведомым, создать психологический комфорт для каждого ученика, чтобы ему вновь и вновь хотелось возвращаться за парту.

Что такое урок? Каким он должен быть для современных детей? Ведь ученик 21 века отличается от школьников прошлого столетия. Да и образовательные стандарты ставят перед нами новые задачи: формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю рабочих группах, быть открытыми для новых мировых контактов и культурных связей, готовить школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологическом обществе. Это задачи достижения высокого уровня социальной компетенции, социального самоопределения, конкурентоспособности и, следовательно, жизненного успеха.

Основная цель современного образования - научить школьника учиться. Иначе говоря, УЧИТЬ СЕБЯ.

Одним из эффективных средств решения поставленных задач является проектная деятельность.

Под проектом понимается «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета».

Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:

направленность на достижение конкретных целей;

координированное выполнение взаимосвязанных действий;

ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;

в определенной степени неповторимость и уникальность

Проектная деятельность, по мнению психологов, помогает устранить несколько проблемных особенностей детей младшего школьного возраста.

Возрастные особенности: слабость произвольного внимания

Пути решения через проектную деятельность: проектная деятельность позволяет неоднократно включаться в работу и удерживать внимание ребенка.

Возрастные особенности: быстрое утомление при однообразной работе

Пути решения через проектную деятельность: предполагает разнообразные виды деятельности: поиск, продумывание, рисование, общение, письмо и т. д.

Возрастные особенности: младшие школьники любят коллективные занятия, но у них отсутствует навык совместной и самостоятельной деятельности

Пути решения через проектную деятельность: проектная деятельность предполагает работу в паре, группе, коллективе всего класса, формирует коммуникативную компетентность в сотрудничестве.

Возрастные особенности: начало осознания моральных устоев

Пути решения через проектную деятельность: учит быть собеседником, уважать мнение других, помогать товарищам, формируется позитивная самооценка, самоуважение

Такая работа оптимально соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей младшего школьного возраста.

Система проектной деятельности охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность. В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, во внеурочное время (через кружковую работу).

В связи с этим уроки и внеурочные мероприятия планируются с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты проектной деятельности.

С моими учениками, первоклассниками, я начала работу с коллективных игр, которые способствовали формированию коммуникативных компетенций. Затем проводилось несколько тренировочных занятий на формирование умений самостоятельно и совместно принимать решения, на решение творческих задач. Например: дорисуй предмет самостоятельно. Затем аналогичное задание предлагалось группе детей: продолжи рассказ на определенную тему, подбери слова (ассоциации). Еще одно из интересных занятий – это постановка сказки по обозначенным ролям и т.д.

После того, как дети научились немного слушать, слышать своего одноклассника, принимать общее решение, спокойно реагировать на замечания со стороны ребят, мы начали постепенно заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Самым главным было научить ставить перед собой задачи и давать ответы на мотивирующие вопросы. (Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можно это сделать? Что получилось? Что не получилось? Что ещё нужно дополнить?).

Сначала работали над следующими типами проектов:

ознакомительно-ориентировочный (это тип проекта направлен на сбор информации о каком-то объекте);

игровой (это могли быть игровые путешествия с конечным результатом, продуктом).

Затем перешли к исследовательским проектам (сформулирована проблема исследования, осуществлено выдвижение гипотез, сделаны выводы, оформлены результаты). Следующий этап - творческие проекты (в таких проектах следует договориться о планируемых результатах и форме их представления).

В ходе такой работы мы с ребятами подготовили несколько проектов.

Вот самые интересные.

1 класс.

Предмет: Обучение грамоте

Тема: Изучение букв

Проект:

Как я представляю буквы. (Индивидуальная работа, моделирование из пластилина различные буквы, украшение их бисером, бусинками. Результат - выставка работ для родителей)

Записная книжка (создание записной книжки с телефонами одноклассников.)

Предмет: Литературное чтение

Тема: Загадки, считалки, скороговорки

Проект:

Книжка-раскраска «Азбука в загадках». (Составление загадок о любимой букве. Результат – общая книжка-малышка)

2-3 классы.

Предмет: Математика

Тема: Вес

Проект:

Самый легкий пенал. (Исследование предметов из пенала, определение самого легкого: карандаша, ручки и т.д. Результат - сделаны выводы о том, какими ручками и карандашами нужно заполнять пенал. Был собран самый легкий пенал).

Тема: Числа

Проект:

«Математика в загадках» (сборник загадок о числах и геометрических фигурах);

учебный фильм «Тридевятое царство» (мультфильм в программе Flash на изучение таблицы умножения).

Тема: Сборник задач

Проект:

Составление задач по определенной теме с семейным сюжетом. В конце года выбирается самая сложная, самая интересная задача.

3-4 классы.

Предмет: Окружающий мир

Тема: Мир вокруг нас

Проект:

Наш зоопарк.

Проводим несколько экскурсий по зоопарку, работу распределяем по группам: картографы – составление плана зоопарка; экскурсоводы – проведение экскурсий; аналитики - опрос посетителей зоопарка; фотографы – фотографирование, составление монтажа…. Результат – раскраска-путеводитель по зоопарку с описанием животных; вырученные средства с продажи брошюры перечислены на счет для строительства павильона пингвинов и жирафов.)

3-4 классы.

Предмет: Литературное чтение

Тема: Сказка «Гуси-лебеди»

Проект:

Создание мультфильма «Гуси-лебеди»

Тема: Сборники рассказов «Кот, котенок, котище»

Проект:

Групповая работа - придумывание главного героя, его внешнего вида, повадок.

Распределение обязанностей: оформитель, художник, отвечающий за презентацию сборника. Индивидуальная работа - сочинение рассказов. Затем объединение их в один сборник.

Тема: Сборник «Времена года»

Проект:

Стихи, загадки, рассказы о природе сочиняются в течение года по мере наступления следующего месяца.

Презентация сборников проходит в виде защиты своей книги.

2-3 классы.

Предмет: Внеурочные проекты

Тема: Помоги лесу!

Проект:

Переработка бумаги.

(Индивидуальный проект одного из учеников, который перешел в коллективный проект по сбору макулатуры «Спасём леса!» и высадкой молодых кустарников возле школы).

3-4 классы.

Предмет: Внеурочные проекты

Тема: Классная газета «Классный ералаш»

Проект:

Выпуск газеты.

Сменный состав редколлегии. Выбираются темы, распределяются роли: журналисты, фотографы, корреспонденты, издатели, главный редактор.

Работа над проектной деятельностью позволила научить многих ребят работать в группе, в паре, уметь договариваться между собой, приходить к единому выводу. Начала формироваться позитивная самооценка, самоуважение, уважение к своим одноклассникам. Появилась заинтересованность в работе не только такого вида, но и ко всей учебной деятельности. Стало выше качество успеваемости. Ученики активно участвуют в различных конкурсах, интеллектуальных играх. Есть победители районной и городской научно-практической конференции «Мое первое исследование», есть даже победитель международного конкурса «Цифровой ветер». В результате проектной деятельности ребята стали мыслить творчески, более активными; например, заняли первое место в школьном конкурсе «Класс года».

Итак, проектная деятельность помогает ребенку, проявлять индивидуальные творческие способности, облегчает общение, формирует базовые компетенции школьника, развивает духовно-нравственное начало, помогает открывать в ученике новое, а это для нас, педагогов, основная задача. Нельзя не согласиться со словами Н.Д.Гальсковой: «Замечательная черта - постоянно изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».      

Подробнее: https://www.uchportal.ru/publ/31-1-0-10739

 

«Чучело, прости нас»: как помочь детям понять, что такое травля

 

  Скоро 1 сентября, дети после почти полугодового перерыва вернутся за парту. Но школа — это не только учёба. Это ещё и дружба, влюблённость, здоровая конкуренция и, к сожалению, буллинг. Ирина Орлова, руководитель программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи «Детские деревни — SOS» в Великом Новгороде, рассказывает, что такое кинотерапия и как она поможет детям справиться с травлей.

Буллинг — сравнительно новый термин. Во время моей учебы в школе такого понятия не было, хотя сам буллинг — был. Что же это такое? Согласно словарю конфликтолога, буллинг (школьная травля) — это тип социальной агрессии, длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который не способен защитить себя в данной ситуации.

Проведенные нами исследования говорят о том, что примерно 21% школьников, т. е. почти каждый четвёртый (!), испытывает травлю. Травля не оставляет в стороне никого: вовлекаются все — и агрессоры, и жертва, и свидетели. И травмируются в той или иной степени тоже все: и жертва — невозможность выбраться, бессилие, беспомощность, депрессия, и свидетели — не помогли, либо помогли и тоже стали жертвами, и сам агрессор — унижение других ранит и самого травящего, но он не может это почувствовать.

Важно научить ребёнка распознавать травлю и правильно на неё реагировать. Для этого отлично подойдут инструменты кинотерапии — специальным образом организованного процесса просмотра и обсуждения фильма на нужную тему. Фильмов, раскрывающих тему буллинга, много. Например, «Класс» (2007 год), «Говори» (2004 г.), «Клуб «Завтрак» (1985 г.), «Школа» (2010 г.) и так далее. Я предлагаю остановить свой выбор на фильме «Чучело» режиссера Ролана Быкова (1983 г.), который гениально обнажает всю уродливость травли, её разрушительное влияние на всех действующих лиц. Кроме того, фильм несёт глубокий воспитательный смысл, свойственный советскому кинематографу.

«Это всё игра! Мы так играем»

Фильм интересен ещё и тем, что рассказан от лица девочки, пережившей травлю. Мы видим её эмоции, она поясняет мотивы своих поступков. Поэтому фильм доступен и понятен детям. Видим мы и то, какую боль приносит рассказ девочки её дедушке. То есть травля затрагивает и судьбы близких нам людей, которые тоже косвенно включены в ситуацию.

Мне кажется, в фильме гениально передан переход одного вида буллинга в другой: Лене сначала объявляют молчаливый бойкот («Пусть она почувствует наше всеобщее презрение»), который быстро переходит в психологическое и физическое насилие, приносящее агрессорам большее удовольствие и удовлетворение. Одноклассники, как зверя, загоняют её на улице, пугают дома, портят её вещи. Я уверена, если бы в 1983 году был интернет, то в фильме мы бы обязательно увидели яркие примеры кибербуллинга.

Кроме того, в картине показано, как ребята для взрослых и даже для самих себя оправдывают свои поступки: «Это всё игра! Мы так играем». Я уверена, что и в реальной жизни травля многими воспринимается как игра, некий процесс проверки волевых качеств, этап взросления и самоутверждения, который жертве нужно просто перетерпеть, научиться играть по правилам других.

Важно научиться отличать буллинг от конфликта и других видов взаимодействия детей

То, как реагируют взрослые в фильме на травлю, тоже соответствует нашей действительности: кто-то равнодушно отворачивается (как туристы в начале фильма), или, как мама Марины, пытается защитить жертву, но ограничивается замечанием; или спасает, как дедушка Лены, принявший единственно верное, на мой взгляд, решение — уехать.

Школа по сюжету фильма не включена в конфликт: он происходит вне её стен во время осенних каникул. Мне сложно предположить, как повела бы себя Маргарита Ивановна, узнав о буллинге в её классе. В одном я уверена — она бы очень удивилась, т. к. в её представлении дети её класса — пионеры — не способны на такую жестокость. Но сами дети думают иначе: «Мы — детки из клетки, вот кто мы. Нас в зверинце показывать надо».

Фильм можно смотреть по-разному. Можно посмотреть целиком, а потом обсудить общее впечатление и отдельные фрагменты. А можно использовать технику «стоп-кадр», т. е. ставить на паузу в ключевых моментах фильма, задавать ребёнку вопросы на понимание происходящего, предлагать подумать, как будут развиваться события дальше. Часть вопросов относится к собственному опыту ребенка, к тому, как он поступил бы на месте того или иного героя. И эти вопросы мне кажутся самыми ценными.

Итак…

Пауза 1 (1 часть, 12 мин.)

Первая сцена неприкрытой жестокости. Это ещё только начало фильма, ещё ничего не понятно. Какие вопросы можно задать ребёнку:

Как вы думаете, за что подростки избили девочку?

Что могла сделать двенадцатилетняя Лена Бессольцева, чтобы вызвать такую агрессию?

Когда она упала, её начал пинать не один человек, а целая толпа девочек и мальчиков. А вы были когда-либо свидетелями подобной ситуации?

Что вы чувствовали, делали?

Пытались ли помочь или стояли в стороне?

Как вы думаете, что чувствует Лена, которая лежит на асфальте? А ребята?

Как реагируют взрослые? Почему?

Пауза 2 (1 часть, 23 мин. 20 сек.)

Лена — новенькая в классе, учится, участвует в работе трудового десанта. Вопросы для ребенка:

Как её приняли сначала? Как к ней относятся одноклассники сейчас?

Что помогло Лене влиться в школьный коллектив?

Лена — не лидер класса, но и не изгой; у нее появляется друг — Дима Сомов, в классе ей достаточно комфортно. Но почему Лена чувствует себя предателем? Чем она внутренне поступилась для того, чтобы быть принятой в классный коллектив?

Отдельный вопрос для обсуждения — клички в классе (если есть необходимость, этот вопрос можно прояснить детально).

Пауза 3 (1 часть, 39 мин. 20 сек.)

Маргарита Ивановна сообщила в день отъезда в Москву, что 6 класс из-за сорванного урока литературы никуда не едет. Ребята в класс пришли с вещами для поездки. Вопросы для ребенка:

Что они чувствуют сейчас? Они понимают свою вину и ответственность?

Мне кажется, детям, да часто и взрослым, очень сложно признаться себе, что ты был не прав. Гораздо проще найти виноватого. И класс начинает его искать. Как вы думаете, что сейчас произойдет?

Дима Сомов сознается? Или про него расскажут?

А как бы вы поступили на месте Димы? Лены?

Пауза 4. (1 часть, 49 мин. 09 сек.)

«Наш пароль — бойкот предателю», — говорит Миронова. И с этого момента жизнь Лены и всего класса меняется. Бойкот, который Железная Кнопка объявляет Лене Бессольцевой, или игнорирование, это один из вариантов буллинга. В травле всегда несколько сторон: агрессор, жертва, наблюдатели. Вопросы для обсуждения с вашим ребенком:

Кто какую роль берет на себя в классе?

Как можешь описать Миронову?

Кто мог оказаться на месте жертвы?

Кто смог высказать мнение против класса? Как это его характеризует? Что его ждет?

А у тебя была подобная ситуация? Как думаешь, что произойдет дальше?

Пауза 5 (1 часть, 1 час 2 мин.)

Мы видим, что некоторые ребята ушли домой. Но толпа в 11 человек идет за Леной, повторяя слова «Чучело — предатель!». Вопросы для обсуждения:

Почему они не ушли домой, как это сделали многие?

А как бы ты в подобной ситуации поступил: ушел или остался?

Чего они хотят добиться? Почему Лена не выдержала и побежала?

Как понимаешь слова Лены: «Я поняла, что нельзя бежать, когда тебя гонят. Нельзя бежать, даже если их много, даже если они тебя бьют. Никогда нельзя бежать! Выходит, если побежал, значит, ты уже виноват?»?

Пауза 6 (2 часть, 27 мин. 23 сек.)

Сжигание чучела. «Таких как ты нужно сжигать на костре!», — говорит Железная Кнопка. Чучело висит, каждый подходит и подкладывает дров в будущий костер. Это очень символично. Костер в фильме, на мой взгляд, — это символ буллинга, когда каждый распаляет его своими словами и действиями. И чем больше участников, тем ярче пламя и разрушительнее последствия. Каждый, участвующий в травле, несет за нее равную ответственность. Вопросы для обсуждения:

Что чувствует Лена, когда смотрит на горящее чучело?

Возможно, она ощущает, что именно она горит на том костре. Скорее всего, до этого момента она не осознавала серьёзность ситуации, воспринимала это как игру, жестокую, но игру. И надеялась на помощь Димы, её влюбленность оправдывала его трусость. Но именно Дима поджигает её костер.

Что чувствуют ребята в этот момент?

Мне кажется, Миронова понимает, что они переступили грань дозволенного. Она, прячась за одноклассника, повторяет «Это ведь она сама виновата!», тем самым как бы складывая с себя ответственность.

Пауза 5. (2 часть, 40 мин., 30 сек.)

День рождения Димы Сомова. Подстриженная наголо, на День рождения приходит Лена. Мы видим её совершенно другой — дерзкой, смелой, даже жестокой. Как будто вместе с волосами она лишилась детской наивности и доброты, умения прощать. Она в исступлении танцует, смеётся. Зачем Лена пришла туда, где ей не рады? Она ведь не обвиняет Диму, не пытается оправдаться. «Жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди», — говорит Лена. Вопросы для обсуждения:

Как вы понимаете эти слова?

Почему ребята так быстро разошлись?

Миронова впервые называет своих одноклассников хлюпиками — бесхребетными, подчиняющимися мнению большинства. Мне кажется, это очень верное определение. В противовес им Бессольцеву она называет человеком, с которым бы она подружилась, не будь та предателем.

Обсуждение после просмотра

Одноклассники в итоге узнают правду и переключают свою агрессию уже на Диму Сомова. Но он ведь — не чудаковатая новенькая Лена, а один из самых популярных мальчиков в классе, герой, который совсем недавно был в их рядах. Вот так легко толпа может выбрать себе новую жертву. Он встает на подоконник с желанием выпрыгнуть. Вопросы для обсуждения:

Каждый ли человек может справиться с подобным давлением?

Что может произойти?

Ответная агрессия, направленная или вовне, против обидчиков, или на себя. К сожалению, мы знаем много таких печальных примеров. Что мы все можем сделать, чтобы самое страшное не произошло?

Особняком от всех в фильме стоит фигура Васильева. Он с самого начала защищает Лену просто потому, что она девочка, даже если и поступила плохо. Может, он не слишком силен, не слишком красив, но способен рассматривать ситуации не глазами коллектива, а своими собственными. Он набирается храбрости противостоять давлению целого класса. Он единственный из всего класса вызывает у меня уважение.

Как изменилась Лена с начала фильма? Почему она не поддержала бойкот Диме Сомову?

На вопрос, простила ли она его, Лена ответила: «Я была на костре». Как вы понимаете эти слова?

Какой урок извлекли одноклассники из этой истории? А вы?

P. S. Буллинг или травля — это ведь форма насилия над человеком, который оказывается физически или психологически слабее агрессора или толпы. Фильм ярко показывает, что никто из этой ситуации не выйдет таким, каким был до этого. Буллинг — это мина замедленного действия, это проблема, про которую нельзя молчать, на которую никогда нельзя закрывать глаза!

«Детские деревни — SOS» запустили акцию #SOS_ПРОТИВ_БУЛЛИНГА в поддержку детей, которые сталкиваются с буллингом. Акция приурочена к 1 сентября. На сайте и в социальных сетях Вконтакте, Facebook и Instagram, а также здесь, в блоге, будет опубликован полезный контент, который поможет избежать и справиться с буллингом детям, родителям и учителям. Поддержите работу благотворительной организации «Детские деревни — SOS» и помогите детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям из кризисных семей справиться с бедой! Сделать пожертвование можно на сайте благотворительной организации «Детские деревни — SOS».

Права на материалы с сайта mel.fm принадлежат ООО «МЕЛ» (ОГРН: 1157746946686). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Подробнее: https://mel.fm/blog/sos-detskie-derevni/1832-chuchelo-prosti-nas-kak-pomoch-detyam-ponyat-chto-takoye-travlya

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: