Феминизм, абьюз и Фрейд: как говорить про «Грозу» с современными школьниками

Составляя современный гид по русской классике, авторы литературного проекта «Полка» удивились, не обнаружив «Грозы» Островского в большинстве рекомендаций экспертов — писателей, филологов и журналистов. Прослушав разговор редакторов «Полки» с участниками Летней школы для учителей литературы, организованной музеем-усадьбой «Ясная Поляна» и Гильдией словесников, мы попытались разобраться, почему эта пьеса не потеряла актуальности и как говорить о ней с подростками.

Катерина — «луч света»?

Из-за привычки рассматривать «Грозу» через призму трактовки критика Николая Добролюбова мы по инерции видим в пьесе лишь одну основную идею — постепенное разрушение безумного купеческого царства, на смену которому приходит новое поколение, не желающее мириться с самодурством и своеволием предшественников.

При этом в самом тексте это совершенно неочевидно, ведь тот самый отживший купеческий мир в итоге торжествует и губит тех, кого можно назвать молодым поколением.

И тут нужно помнить, что в советской школе подход Добролюбова был частью идеологического воспитания. Тогда изучение русской литературы по большей части строилось вокруг тем о классовой борьбе — и ее революционного разрешения. Но можно посмотреть на пьесу через совершенно другую оптику, скорее человеческую, а не общественную.

Если абстрагироваться от трактовки Добролюбова, станет очевидно — характер Катерины полон противоречий, которых критик будто бы не замечает. Существует ли в действительности заявленный конфликт между Катериной и ее социальным окружением? Ведь главная героиня на самом деле больше всех похожа на Кабаниху в своих идеалах: ее девические мечты вполне соответствуют представлениям свекрови о счастье. Разница лишь в том, что там, в девичестве, Катерина добровольно стремится к такой жизни, а попав в семью мужа, где люди друг друга «едят поедом», уже не может разделить принципы Кабанихи — потому что не приемлет методы, которыми эти идеалы насаждаются.

Абьюз в семье Кабанихи — почти что скрепа. Дикой мучает всю семью, и насилие спускается иерархически — Кабаниха мучает невестку

А Варваре при этом говорит: «Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься!» И за это не стыдно ни Варваре, ни Кабанихе. Катерину же, напротив, постоянно подозревают в измене еще до того, как она ее совершает, то есть фактически подталкивают к этому поступку («А вот ты заведешь себе любовника», «Обещай, что на парней не будешь смотреть»).

Катерина искренне относится ко всем ценностям, она нравственна и не может соблюдать правила формально, как Варвара. То есть перед нами скорее не социальный конфликт, а конфликт искреннего человека с неискренними. И главной героине противны не идеалы и принципы свекрови, а то, каким образом эти идеи транслируются, то есть сама ложь и насилие.

Фрейдистская оптика

Возможно, Кабаниха ревнует сына к невестке, потому что после его женитьбы ей стало недоставать внимания и почтения Тихона. Через слова о любви к сыну она оправдывает свое желание командовать и быть главным авторитетом для него: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить». Любовь к сыну в этом случае — это любовь Кабанихи к себе, просто выраженная через отношения с ним. А так как ей достается все меньше внимания, Катерина в какой-то степени становится для Кабанихи соперницей.

Советский режиссер Борис Бабочкин высказал другую теорию. Кабаниха может специально провоцировать Катерину на измену, потому что невестка праведнее ее самой, изменившей когда-то мужу. Кто знает, может быть, между ней и Диким тоже однажды случилась незаконная близость?

Феминизм

Школьники не видят в пьесе социального конфликта, зато видят человеческий. В том числе потому, что патриархат не вполне ушел из нашей жизни — история Катерины многим понятна и знакома если не по собственному опыту, то по историям из медиа. В этом смысле можно предложить школьникам еще один способ посмотреть на сюжет «Грозы»: проанализировать ее с точки зрения феминисткой оптики.

Перед нами история забитой и бесправной женщины. Но именно в разбитом сердце чаще всего зарождается самый ярый протест. При этом мужчины в этой пьесе либо тираны, либо мечтатели (Кулибин), либо безвольные (Борис и Тихон). Катерина — единственная, кто не хочет подчиняться законам косного общества и желает, чтобы ее права соблюдались. Такой взгляд на главную героиню не отменяет концепцию Добролюбова, но позволяет взглянуть на происходящее иначе.

«Ты не бей меня да со вечера»

Как верно заметил когда-то Шерлок Холмс, все самые страшные преступления происходят в обособленных идиллических местах за закрытыми дверями, а вовсе не в городе, который кажется нам клоакой. В этом отношении показательна песня, которую поет Кудряш. По сюжету казак размышляет, когда убить жену, а она умоляет его подождать до ночи:

Уж ты, батюшка, мил сердечный друг!

Ты не бей меня да со вечера,

Ты убей меня со полуночи,

Уж ты дай уснуть малым детушкам,

Малым детушкам, всем ближним соседушкам!

В теории такая история может произойти с жертвами домашнего насилия и сегодня. И об этом тоже можно поговорить с школьниками, обсудить с ними отношение общества к домашнему насилию во времена Островского и сейчас. Важно также разобрать с подростками само устройство быта того времени, рассказать им, как строились тогда семьи, по каким правилам они существовали. Только тогда им станет понятно, что мешало Катерине поступить иначе и самой выйти из замкнутого круга.

Интересно, что при абьюзивном построении отношений тут страдают все, даже агрессоры. Главный из них — Дикой — тоже не хочет идти домой, потому что там война

Также здесь можно поговорить еще и о том, каким образом люди противостоят насилию. Например, отвечают ударом на удар (Варвара избегает наказания, просто соблюдая формальности, — и это всех устраивает) либо, напротив, пытаются быть честными до конца, но жертвуют при этом собой, как Катерина.

«Меня никто не понимает»

Катерина пришла в замкнутый мир Калинова, чтобы реформировать его с помощью любви, но косное общество города противится изменениям. Героиня одинока в поиске личного счастья, она не может остаться в живых просто по законам жанра и совершает самоубийство. Здесь вспоминается судьба «Русалочки» Андерсена, которая превратилась в морскую пену, или шекспировские Ромео и Джульетта, изначально обреченные на смерть. Это чувство непонимания и отчуждения близко каждому подростку, и поэтому с человеческой точки зрения героиня Островского и теперь способна вызвать сочувствие у школьников.

Плюс в пьесе есть еще и поколенческий конфликт — обновление этики предыдущего поколения. Все молодые герои тут хотят чего-то нового, каждый по своему. То есть и там тоже идет процесс той самой новой искренности, знакомый и понятный современной молодежи.

Современный фильм, который в чем-то можно сравнить с «Грозой», — «Догвилль» Ларса фон Триера. И эту параллель тоже можно обсудить на уроке литературы.

Права на материалы с сайта mel.fm принадлежат ООО «МЕЛ» (ОГРН: 1157746946686). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

     Подробнее: https://mel.fm/literatura/1409532-storm_ostrovsky

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: