К неценовым факторам спроса относят следующие:
Первый фактор: наличие товаров-заменителей (субститутов). В этом случае при росте цены на товар-заменитель спрос на данный товар будет расти и, наоборот: при снижении цены на товар-заменитель спрос на данный товар будет падать. К парам товаров-заменителей обычно относят: мясо говядины - мясо курятины; рыба минтай - рыба камбала и т.п.
Второй фактор: наличие товаров-дополнителей (комплементов). Действие данного фактора проявляется в следующем: если цена товар-комплемент растет, то спрос на данный товар будет падать, и, наоборот: если цена на товар-комплемент будет снижаться, то спрос на данный товар будет расти. Такие пары товаров: магнитофон и аудиокассеты, шариковые ручки и стержни и др.
Третий фактор: изменение доходов покупателей.
Чтобы рассмотреть действие этого фактора, все товары делят на две группы: нормальные товары (масло, изделия из кожи и т.д.) и низшие товары (маргарин, изделия из кожзаменителя и т.д.). Это не означает, что низшие товары - низкого качества (типичная ошибка). Ведь, маргарин бывает высшего сорта.
|
|
Действие этого фактора проявляется в следующем: чем выше доходы населения, тем выше спрос на нормальные товары и ниже спрос на низшие товары. Также верно обратное действие: чем ниже доходы, тем больше спрос на низшие товары и меньше спрос на нормальные товары.
Четвертый фактор: ценовые ожидания покупателей, т.е. прогнозы покупателей на счет изменения цен в будущем периоде.
Р
D1 D0 D2
«--» «+»
Р
0 Q
Q1 Q0 Q2