Для ритмичной работы транспортных средств и согласования работы погрузочно-разгрузочных средств и подвижного состава при перевозках грузов (особенно массовых) составляют графики движения транспортных средств. Графики составляют на основании схемы маршрута, расстояний между грузопунктами груженого, холостого и нулевого пробегов, а также данных о времени в наряде, простое под погрузкой и выгрузкой и технической скорости транспортных средств.
График (рис. 6.6) строят в координатах «путь — время»: по оси абсцисс в соответствии с принятым масштабом откладывают время в часах или днях, необходимое для загрузки транспорта t n, ездки t e, разгрузки t раз, оформления документов и технического обслуживания t оф, а по оси ординат — путь L в км, пройденный транспортным агрегатом.
Рис. 6.6.График движения
Отложив по оси абсцисс время, затраченное на погрузку, — t n (точка В), далее откладывают время ездки — t е (точка А), а на ординате — расстояние транспортирования L (точка Е). Затем через точки А и Е проводят линии, параллельные осям ординат и абсцисс, которые пересекаются в точке С.
|
|
Наклонная линия ВС отображает движение транспортной единицы на пути L, а каждая точка на ней соответствует данному времени и пройденному пути. Отрезки по оси абсцисс t раз и t оф показывают простои под разгрузкой, при оформлении документов и на ТО. Линия DF представляет собой движение транспортной единицы в обратном направлении, которая строится аналогично линии ВС.
Для определения местонахождения транспорта в любое время необходимо по оси абсцисс отложить время и через конец отрезка провести линию, параллельную оси ординат до пересечения с линией ВС. Далее, через точку пересечения на линии ВС провести прямую, параллельную оси абсцисс, до пересечения с осью ординат. Точка пересечения на оси ординат укажет местонахождение транспортного средства.
График движения транспортных средств на маятниковом маршруте с обратным груженым пробегом показан на рис. 6.7.
Рис. 6.7.График движения на маятниковом маршруте с обратным груженым пробегом
При составлении графика движения на кольцевом маршруте (рис. 6.8) на оси ординат откладывают расстояния условно спрямленного кольца, и поэтому начальные и конечные пункты представляют собой на графике начало и конец движения по кольцу. Следовательно, после завершения ездки, опуская пунктирной линией перпендикуляр на ось абсцисс, видим, что транспортный агрегат оказывается в исходной точке маршрута. В остальном построение графика движения на кольцевом маршруте не отличается от описанного выше способа построения графика на маятниковом маршруте.
|
|
Рис. 6.8.График движения на кольцевом маршруте
Наличие обоснованного и практически построенного графика движения является основанием к составлению расписания движения транспортных средств между погрузочно-разгрузочными точками с постоянным грузопотоком.
Расписание в отличие от графика движения составляется с точным указанием времени отправления и прибытия каждой единицы подвижного состава по всем промежуточным и конечным пунктам.
План перевозок
Грузооборот представляет собой совокупность выполняемых транспортом перевозок различных грузов. Он может быть выражен в тоннах или тонно-километрах. Плановый грузооборот может быть получен, если сложить все грузы, которые намечено перевезти по плану:
(6.2)
где G т — плановый грузооборот, т; Fi — площади, занимаемые разными культурами, га; Ui — урожайность соответствующей i -й культуры, т; G т.yд — масса планируемых перевозок удобрений, т; G т.сем — масса планируемых перевозок семян, т; G т j — масса j -го планируемого для перевозок груза, т.
Если известны расстояния перевозок до конкретных полей, пунктов получения и отправления грузов, можно получить объем транспортных работ:
(6.3)
где Q т.км — объем транспортных работ, т-км; Si, Sk, Sj — соответствующие расстояния перевозок, км.
Грузооборот в сельском хозяйстве отличается большой неравномерностью. Выпадают в отдельные периоды сезона пиковые нагрузки Q max, превышающие в несколько раз среднюю нагрузку Q cp, а в отдельные месяцы грузооборот снижается до минимальной величины Q min. Степень неравномерности грузооборота рассчитывается по формуле
(6.4)
где δ — степень неравномерности грузооборота.
План перевозок грузов служит основой для определения потребностей в транспорте для его реализации. В плане, который оформляется в виде таблицы, содержатся сведения о наименовании перевозимых грузов, календарных сроках выполнения и количестве рабочих дней, объеме перевозок в тонно-километрах, марке транспорта и составе транспортного агрегата, его дневной производительности и количестве потребных транспортных средств для перевозок. При необходимости указываются марки погрузочно-разгрузочных устройств.
На основании данных такой таблицы строится график транспортных работ либо в тоннах, либо в тонно-километрах (рис. 6.9).
Рис. 6.9.График транспортных работ
Часто при планировании расстояния перевозок не могут быть указаны. Тогда график транспортных работ дается в тоннах. За ось абсцисс принимают календарный срок выполнения перевозок, а за ось ординат — объем перевозок в день (в тоннах или тонно-километрах). Единица площади графика — тонно-день или тонно-километр-день. При построении графика сначала помещаются транспортные работы, выполняемые каждый день в течение всего года. Затем работы, строго связанные с технологическими операциями, и лишь потом — работы, связанные с перевозкой несрочных грузов. Если график транспортных работ построен в тоннах перевозимого груза, то на основе его анализа распределяют объем работ по маркам автомобилей и тракторов. После этого с учетом расстояний определяют потребность в каждом виде транспорта в наиболее напряженный период полевого сезона.
|
|