Техническая готовность транспортных средств

При экс­плу­ата­ции сельско­хозяйствен­но­го тран­спор­та не всег­да уда­ет­ся ис­пользо­вать на ли­нии весь парк тех­ни­чес­ки ис­прав­ных тран­спортных средств. Часть тран­спортных средств на­ходит­ся на ТО, в ре­мон­те или в ожи­дании ре­мон­тно-об­слу­жива­ющих воз­действий, не­кото­рая часть под­вижно­го сос­та­ва, бу­дучи тех­ни­чес­ки ис­прав­ной, не вы­пол­ня­ет пе­ревоз­ки по при­чинам ор­га­низа­ци­он­но­го ха­рак­те­ра. По­это­му спи­соч­ный парк тран­спортных средств (А сп) мож­но рас­смат­ри­вать как сум­му ав­то­моби­лей и тран­спортных аг­ре­гатов, на­ходя­щих­ся в экс­плу­ата­ции (А э), тех­ни­чес­ком об­слу­жива­нии и ре­мон­те (А р) и прос­та­ива­ющих по ор­га­низа­ци­он­ным при­чинам (А оп):

A сп = A э + A оп + A р.

(6.16)

Для уче­та ис­пользо­вания пар­ка под­вижно­го сос­та­ва за оп­ре­делен­ный пе­ри­од вре­мени ис­пользу­ют по­каза­тель «ма­шино-день».

Ис­пользо­вание пар­ка под­вижно­го сос­та­ва мож­но оце­нить при по­мощи ко­эф­фи­ци­ен­тов тех­ни­чес­кой го­тов­ности и вы­пус­ка. Ко­эф­фи­ци­ент тех­ни­чес­кой го­тов­ности пар­ка (К тг) яв­ля­ет­ся ос­новным по­каза­телем, ха­рак­те­ризу­ющим го­тов­ность под­вижно­го сос­та­ва к тран­спортной ра­боте, и мо­жет ис­числяться как за один день ра­боты ав­тотран­спортно­го пред­при­ятия, так и за ка­кой-ли­бо дру­гой пе­ри­од (не­делю, ме­сяц, квар­тал, год). Ко­эф­фи­ци­ент тех­ни­чес­кой го­тов­ности пар­ка нап­ря­мую за­висит от уров­ня ор­га­низа­ции, ка­чес­тва вы­пол­не­ния тех­ни­чес­ко­го об­слу­жива­ния и ре­мон­та тех­ни­ки, что поз­во­ля­ет пред­при­ятию быс­тро и ка­чес­твен­но вы­пол­нять гру­зопе­ревоз­ки. Под­держа­ние ис­прав­ности тех­ни­ки, сле­дова­тельно, и по­выше­ние ко­эф­фи­ци­ен­та тех­ни­чес­кой го­тов­ности ав­то­мобильно­го пар­ка в зна­чительной ме­ре за­висят от во­дите­лей и ме­хани­зато­ров. Об­на­руже­ние и свое­вре­мен­ное ус­тра­нение за­мечен­ных не­ис­прав­ностей, соб­лю­дение пра­вил тех­ни­чес­кой экс­плу­ата­ции на­ряду с уме­лым вож­де­ни­ем су­щес­твен­но ска­зыва­ют­ся на по­выше­нии ко­эф­фи­ци­ен­та тех­ни­чес­кой го­тов­ности. Для оп­ре­деле­ния ко­эф­фи­ци­ен­та тех­ни­чес­кой го­тов­ности под­вижно­го сос­та­ва ис­пользу­ют фор­му­лу

(6.17)

где Kт.г — ко­эф­фи­ци­ент тех­ни­чес­кой го­тов­ности под­вижно­го сос­та­ва; Мд.г — ма­шино-дни в го­товом для экс­плу­ата­ции сос­то­янии; Мд.с — спи­соч­ные ма­шино-дни под­вижно­го сос­та­ва в хо­зяйстве.

Ко­эф­фи­ци­ент вы­пус­ка под­вижно­го сос­та­ва мож­но оп­ре­делить по фор­му­ле

(6.18)

где Kв — ко­эф­фи­ци­ент вы­пус­ка под­вижно­го сос­та­ва; Мд.г — чис­ло ма­шино-дней в экс­плу­ата­ции.

Ука­зан­ные по­каза­тели мож­но улуч­шить за счет по­выше­ния уров­ня тех­ни­чес­кой го­тов­ности тран­спортных средств, пос­то­ян­но об­новляя парк под­вижно­го сос­та­ва, свое­вре­мен­но про­водя про­филак­ти­чес­кие и ре­мон­тные ме­роп­ри­ятия.

 

Производительность и сменная выработка

Тран­спортная ра­бота. Тран­спортную ра­боту (гру­зо­обо­рот) оп­ре­деля­ют ко­личес­твом гру­за Q, пе­реве­зен­но­го на оп­ре­делен­ное рас­сто­яние. Гру­зо­обо­рот рас­счи­тыва­ют по фор­му­ле

(6.19)

где Q — тран­спортная ра­бота (гру­зо­обо­рот), т-км; Qi — ко­личес­тво пе­реве­зен­но­го гру­за, т; L г i — рас­сто­яние гру­зопе­ревоз­ки, км.

На­работ­ка тран­спортно­го аг­ре­гата за сме­ну про­пор­ци­ональна гру­зоподъем­ности Q н, про­дол­жи­тельнос­ти сме­ны Т см, тран­спортной ско­рос­ти V т, ко­эф­фи­ци­ен­там ис­пользо­вания гру­зоподъем­ности αст, про­бега αпроб и вре­мени сме­ны Т см, τ. Ее мож­но рас­счи­тывать в тон­но-ки­ломет­рах W см L или в тон­нах W см Q :

(6.20)

(6.21)

где — чис­ло ез­док с гру­зом за сме­ну.

Про­из­во­дительность тран­спортно­го аг­ре­гата оп­ре­деля­ют ко­личес­твом тран­спортной ра­боты, вы­пол­ненной за еди­ницу вре­мени. Ее из­ме­ря­ют в т-км/ч (WL) или в т/ч (WQ):

(6.22)

(6.23)

Так как то

(6.24)

По­каза­тели ис­пользо­вания пог­ру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных аг­ре­гатов. Ос­новной по­каза­тель ра­боты пог­рузчи­ка — про­из­во­дительность за 1 ч смен­но­го вре­мени (т/ч):

W п = k г W прτ,

(6.25)

где W п — про­из­во­дительность за 1 ч смен­но­го вре­мени, т/ч; W пр — рас­четная про­из­во­дительность пог­рузчи­ка (по тех­ни­чес­кой ха­рак­те­рис­ти­ке), т/ч; k г — ко­эф­фи­ци­ент ис­пользо­вания гру­зоподъем­ности пог­рузчи­ка по от­но­шению к гру­зу, для ко­торо­го рас­счи­тана W пр; τ — ко­эф­фи­ци­ент ис­пользо­вания вре­мени сме­ны.

Ко­личес­тво пог­рузчи­ков n п, не­об­хо­димое для пог­рузки оп­ре­делен­но­го ко­личес­тва гру­за Q т, оп­ре­деля­ют из урав­не­ния

(6.26)

Из урав­не­ния (6.26) мож­но оп­ре­делить ча­совую про­пус­кную спо­соб­ность пос­та пог­рузки (ко­личес­тво гру­за, ко­торый мо­гут пог­ру­зить за 1 ч вре­мени сме­ны n п пог­рузчи­ков): Q = W п n п.

 

Определение потребности в транспортных средствах

  • 6.6.1. Ме­хани­зация пог­ру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных ра­бот
  • 6.6.2. Оцен­ка эф­фектив­ности ис­пользо­вания тран­спор­та в сельском хо­зяйстве

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: