К специализированному подвижному составу (СПС) относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова которых приспособлены для перевозки отдельных видов грузов (самосвалы, фургоны, цистерны). Основные преимущества СПС: большая сохранность грузов в процессе перевозки (изотермические фургоны, рефрижераторы, цистерны); более высокая степень механизации процессов погрузки и разгрузки (самосвалы, самопогрузчики, цистерны с самосвальной и пневматической разгрузкой, бункерные кузова с выгрузными транспортерами); возможность перевозки специфических видов грузов (жидких, длинномерных, тяжеловесных и др.); снижение затрат на тару (фургоны); повышение безопасности и улучшение санитарно-гигиенических условий перевозки грузов (цистерны для перевозки химических продуктов и пылевидных грузов).
Применение специализированного подвижного состава вместо универсального не всегда приводит к увеличению производительности и снижению себестоимости перевозок, так как при перевозке ряда грузов снижается полезная грузоподъемность, а также коэффициент использования пробега.
|
|
Классификация СПС в зависимости от перевозимого груза приведена на рис. 6.1.
Рис. 6.1.Классификация сельскохозяйственных специализированных транспортных средств
Автомобили-самосвалы. Наиболее массовыми сельскохозяйственными грузами являются насыпные и навалочные грузы, которые могут загружаться в кузов автомобиля насыпью (навалом) без тары, а разгружаться путем подъема кузова. Такой характер грузов делает особенно рентабельным использование в сельском хозяйстве автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов.
Автомобили-самосвалы семейства ГАЗ-САЗ производятся ОАО «Саранский завод автосамосвалов», который выпускает: автосамосвалы и самосвальное оборудование на шасси ГАЗ и шасси других производителей (табл. 6.5).
Таблица 6.5. Технические характеристики автомобилей-самосвалов САЗ
Технологическая характеристика автомобилей-самосвалов семейства «КамАЗ» представлена в табл. 6.6.
Таблица 6.6. Технические характеристики автомобилей-самосвалов «КамАЗ»
Для перевозки зерна выпускаются самосвалы с боковой разгрузкой — зерновозы (табл. 6.7).
Таблица 6.7. Технические характеристики автомобилей самосвалов-зерновозов
|
|
Автомобили-фургоны. Группа компаний ТД «СоюзАвтоКом» и «Авто-Климат» — один из крупнейших региональных поставщиков автоспецтехники. Компания ООО ТД «СоюзАвтоКом» является официальным дистрибьютором в России компании «Сити Транспорт Групп», которой принадлежит всемирно известный автобусный бренд «ЛАЗ», также является официальным дилером «NAVECO Motors», ОАО Мценский завод «Коммаш», автомобильного завода ОАО «Группа «ГАЗ», «Hyundai» по продажам коммерческого транспорта, является дилером и представителем спецтехники под брендом «Cifa», «Merlo», «ЧЗПТ». Компания ООО «Центртранстехмаш» — это одно из крупнейших предприятий России, занимающееся производством свыше 1000 наименований кузовов-фургонов, устанавливаемых на шасси всех отечественных и многих зарубежных грузовых автомобилей. Компания ООО «ЕвроВэн» является официальным представителем концерна «Carlsen Baltic» в России. Продукция компании «Carlsen Baltic» — это специализированные рефрижераторные фургоны для малотоннажных автомобилей, используемые для перевозки скоропортящихся продуктов и других грузов с ограниченным сроком хранения. Техническая характеристика автомобилей с изотермическими фургонами представлена в табл. 6.8, рефрижераторов — в табл. 6.9.
Таблица 6.8. Технические характеристики автомобилей-фургонов
Таблица 6.9. Технические характеристики рефрижераторов «Carrier»
Компания «МИРтех» производит и продает цыплятовозы с системой компьютерного управления микроклиматом. Цыплятовозы разработаны специально для перевозки суточных цыплят из инкубатора в цех подращивания. Продуманная система обогрева и охлаждения воздуха обеспечивает гарантированные климатические условия для перевозки цыплят при широком диапазоне внешних температур от −40 до 45°C. Объем подачи воздуха — до 12980 м3/ч. Мощность охлаждения — 60 кВт, мощность обогрева 60 кВт. Компания «АгроАвто» поставляет фургоны для перевозки суточных цыплят, утят, гусят, индюшат и другой птицы, фургоны для перевозки инкубационного яйца. Предлагаются к продаже фургоны для перевозки суточных цыплят, живой птицы на убой как отечественного завода-изготовителя «Thermo King», так и импортного (Heering, Van Ravenhorst, Aubineau) вместимостью 12…120 тыс. суточных цыплят и 5…9 тыс. живой птицы. Характеристика цыплятовозов представлена в табл. 6.10.
Таблица 6.10. Технические характеристики цыплятовозов
Транспортное средство для перевозки животных производят в виде грузовика, прицепа или полуприцепа, которое имеет 2—3—4 подъемных или стационарных этажа, оборудованных гидролифтом погрузки, перемещаемым по высоте на каждый этаж, либо комплектуемых наклонной лестницей для загрузки на подъемный этаж. Площадь загрузки — 15…125 м2. Подъемные полы значительно упрощают процесс погрузки-выгрузки и дают возможность использовать одно и то же транспортное средство универсально для комбинированных перевозок поросят и крупного рогатого скота. При перевозке крупного рогатого скота (КРС) пол третьего этажа может опускаться на второй этаж, в результате чего получается два этажа, на которых свободно размещаются крупные животные. Для перевозки поросят существует вариант с пятью этажами и системой отопления. Полуприцеп укомплектован поилками и вентиляторами. Установлен электропривод управления внешними задвижками вентиляции. Транспортное средство внутри изготовлено из материалов, стойких к агрессивной среде эксплуатации. Технические характеристики скотовозов представлены в табл. 6.11.
|
|
Таблица 6.11. Технические характеристики скотовозов
Автомобили-цистерны. Автоцистерны предназначены для перевозки жидкостей и сыпучих материалов. Пищевые цистерны используют для перевозки молока, питьевой воды, кваса, пива, прочих алкогольных и безалкогольных напитков, а также живой рыбы. Они оборудованы специальными емкостями, обладающими качествами, необходимыми для сохранения товарных свойств перевозимого груза.
На заводе спецтехники «НижСпецАвто» производится множество модификаций грузовиков с цистернами для перевозки пищевых жидкостей (табл. 6.12).
Таблица 6.12. Технические характеристики автоцистерн «НижСпецАвто»
Машиностроительный завод «Бецема» предлагает широкий модельный ряд пищевых автоцистерн для транспортировки спирта и спиртосодержащих жидкостей, виноматериалов и молока (молоковозы), муки, зерна и комбикорма. Номинальная полезная вместимость пищевых цистерн БЦМ составляет от 1000 до 32000 л (табл. 6.13).
Таблица 6.13. Технические характеристики цистерн «Бецема»
Машиностроительный завод «ФоксТанк» (FoxTank) Нижегородской области представляет собой площадку для крупноузловой сборки автоцистерн и полуприцепов-цистерн европейского класса. В настоящее время под брендом «FoxTank» выпускаются автоцистерны, прицепы- и полуприцепы-цистерны, предназначенные для перевозки пищевых продуктов: питьевая вода, молоко, растительные масла, спирт, спиртосодержащие жидкости (табл. 6.14).
Таблица 6.14. Технические характеристики цистерн «ФоксТанк»
|
|
Производственная компания «АгроАвто» производит загрузчики сухих кормов ЗСК-10, ЗСК-15, ЗСК-20 и прицепные загрузчики сухих кормов ПЗК-10. Загрузчики сухих кормов ЗСК-10, ЗСК-15, ЗСК-20, ПЗК-10 предназначены для транспортировки и загрузки сухих кормов в наружные бункеры на птицеводческих и животноводческих фермах. Загрузчики также могут использоваться для бестарной перевозки зерна, комбинированного и гранулированного корма, в том числе для загрузки сеялок в посевной период. Загрузчики выпускаются с механическим приводом на автомобильных шасси и в прицепном варианте. Привод выгрузных шнеков осуществляется от коробки отбора мощности автомобиля, подъем и опускание выгрузного шнека — при помощи ручного гидронасоса. Технические характеристики загрузчиков сухих кормов представлены в табл. 6.15.
Таблица 6.15. Технические характеристики загрузчиков сухих кормов
Контейнеровозы и самозагрузчики. На основе разработок Государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства» (ВИМ) создано и на Машиностроительном заводе опытных конструкций (МЗОК) ГНУ «ВИМ» организовано производство мобильной автосистемы (МАС) типа «Мультилифт» для автомобильных шасси КамАЗ, МАЗ (рис. 6.2) и тракторных полуприцепов (рис. 6.3), а также ряда сменных кузовов (адаптеров) для автомобилей и тракторных полуприцепов, оборудованных МАС: бункерами-накопителями разного объема и назначения, кузовами с низким бортом, платформой-эвакуатором, цистерной, бытовками для автомобилей и тракторов.
Рис. 6.2.Автомобиль КамАЗ с мобильной автосистемой МАС-20 Рис. 6.3.Тракторный полуприцеп с МАС
Погрузчики сельскохозяйственного назначения. Свойства сельскохозяйственных грузов и условия их погрузки (разгрузки) различны. Это обусловливает большое разнообразие применяемых погрузочно-разгрузочных машин.
Погрузочно-разгрузочные средства подразделяют на универсальные и специальные.
Универсальные погрузчики предназначены для погрузки (разгрузки) разнообразных грузов. Специальные погрузчики применяют для погрузки (разгрузки) одного или нескольких подобных грузов.
В сельском хозяйстве наиболее распространены универсальные погрузчики постоянного и периодического действия (табл. 6.16).
Таблица 6.16. Технические характеристики сельскохозяйственных погрузчиков
Погрузчик непрерывного действия ПНД-250 предназначен для рыхления и погрузки органических удобрений, органо-минеральных смесей и торфа в высокопроизводительные машины для внесения удобрений и другие транспортные средства. Состоит из рамы, заборного органа, приемного и выгрузного транспортеров, привода рабочих органов и транспортеров, гидросистемы и ходоуменьшителя. При выполнении технологического процесса удобрения, захватываемые фрезой, подаются в левую часть ковша, далее — на приемный транспортер, с него — на выгрузной (поперечный), а затем — в кузов рядом идущего транспортного средства. В случае забивания фрезы срабатывает предохранительная муфта, включается реверс фрезы, и посторонний предмет удаляется.
Погрузчик фронтально-перекидной ПФП-1,2 имеет широкий диапазон применения. В сочетании с ковшом ПФП-1,2 является фронтально-перекидным погрузчиком и служит для погрузки в транспортные средства удобрений, песка и прочих сыпучих материалов. В сочетании с отвалом (отвал входит в комплект оборудования) ПФП-1,2 служит для планировки площадок, засыпки траншей и ям грунтом, расчистки дорог и площадок от снега. Аналогичный по конструкции погрузчик ПФП-2,0 устанавливают на трактор Т-150К.
Погрузчик-экскаватор ПЭ-Ф-1 предназначен для погрузки органических и минеральных удобрений, сыпучих и малосыпучих материалов, штучных затаренных грузов, проведения экскаваторных работ в грунтах первой и второй категорий (жирная глина, суглинок, грунт растительного слоя, лесс, мягкий солончак, чернозем, шлак, щебень и каштановый грунт) в немерзлом состоянии, бульдозерных работ в пределах тягового усилия трактора.
Погрузчик-экскаватор ПЭ-Ф-1А состоит из рамы, колонны, стрелы, сменных рабочих органов (грейфер, экскаваторная лопата, когти, крюк), механизма рабочего органа, домкратов, редуктора, гидравлической системы, подставки, механизма поворота сиденья. В комплект рабочих органов входит также бульдозер, экскаваторная лопата для рытья траншей глубиной до 2,2 м. Угол поворота стрелы — 270°. Радиус погрузочно-разгрузочных работ до — 2,7 м.
Погрузчик монтируемый специальный ПМС-0,8 предназначен для погрузки сельскохозяйственных грузов в транспортные средства, укладки в скирду или под навес рулонов или тюков сена, соломы массой до 800 кг; укладки рулонов льнотресты массой до 400 кг; выполнения планировочных работ. Оборудуется сменными органами: захватом рулонов; захватом льна; ковшами вместимостью 1,0 и 0,6 м3; удлинителем стрелы для погрузки рулонов; траверсой с грузоподъемным крюком; грейфером для погрузки навоза.
Погрузчик рулонов — манипулятор ПРМ-0,4 предназначен для подбора с поля, погрузки на автомобильный транспорт или тракторные прицепы, разгрузки и складирования на площадках или под навесами рулонов льна диаметром не более 1500 мм и высотой не более 1200 мм.
Погрузчик грейферный ПГ-0,2 предназначен для погрузки различных грузов, а также для работы внутри животноводческих ферм и теплиц. Можно использовать для выемки грузов из ям глубиной до 1,5 м. Погрузчик снабжен грейферным ковшом, когтями, ковшом для корнеплодов, крюком, бульдозерной навеской. Угол поворота стрелы — 180°. Грузоподъемность с грейферным ковшом — 200 кг, на крюке — 400 кг.
Манипулятор погрузочный быстросъемный МПУ-Ф-0,5 предназначен для погрузки органических и минеральных удобрений, сыпучих и малосыпучих материалов, штучных затаренных грузов. Может использоваться для погрузки груза как в буксируемый тракторный прицеп, так и в другие транспортные средства и может быстро навешиваться на заднюю навесную систему тракторов классов 0,6…2. Установка и съем манипулятора с трактора производится за 20 мин без применения погрузочно-разгрузочных механизмов. Конструкция погрузчика предусматривает установку удлинителя ВОМ для составления самозагружающегося агрегата с прицепным транспортным средством, имеющим приводные механизмы.
Погрузчик фронтальный ПФ-0,75 (ПКУ-0,8) используется для погрузки сыпучих, малосыпучих и штучных материалов. Рабочие органы: для легковесных сыпучих материалов — ковши вместимостью 0,50 и 0,75 м3, для поддонов и затаренных грузов — вилочный захват, для штучных грузов — крюк.
Погрузчик-экскаватор автономный ПУА-1,0 используется для погрузки органических и минеральных удобрений, силоса, сенажа, штучных и затаренных грузов, а также для бульдозерных и экскаваторных работ с глубиной копания до 2,5 м.
Загрузчик сеялок УЗСА-40 используется для транспортировки и загрузки сеялок зерном или минеральными удобрениями. Его можно использовать для смешивания двух или трех видов минеральных удобрений и одновременной загрузки готовой смесью транспортных средств или сеялок. Загрузчик монтируют на автомобиле ГАЗ-САЗ-3511.
Смеситель-загрузчик СЗУ-20 используется для смешивания на стационаре двух или трех видов минеральных удобрений с одновременной загрузкой смеси в кузова разбрасывателей или транспортные средства. Рабочие органы приводятся от ВОМ трактора тягового класса 1,4 или электродвигателем мощностью 13 кВт.
Загрузчик ЗСВУ-3, монтируемый на шасси автомобиля ГАЗ-3307, используется для загрузки минеральными удобрениями бункера самолета и вертолета. Его можно применять и для загрузки сеялок зерном или туками.
В последние 15…20 лет широкое распространение получили сельскохозяйственные самоходные полноприводные телескопические погрузчики (см. на рис. 5.1 слева) типа «JCB», «Monitou» (в настоящее время подобные погрузчики производит множество зарубежных фирм).
Они оснащены гидравлической трансмиссией, благодаря чему удобны в режимах реверса и не имеют проблем с низкой надежностью фрикционных муфт сцепления, какие бывают у погрузчиков, монтируемых на серийные тракторы.
Управляемыми являются как передние, так и задние колеса (погрузчики способны передвигаться вбок — «крабом»), благодаря чему они весьма маневренны и эффективны, например, в стесненных условиях складов.
Телескопическая стрела длиной до 7 м может комплектоваться множеством быстросъемных (механизатором без выхода из кабины) насадок: вилами для поддонов, крюками различной грузоподъемности, ковшами для сыпучих материалов (типа зерна), ковшами для копания земли, ковшами-аллигаторами и ковшами с фрезой для выемки кормов из хранилищ без сотрясания массивов, бурами-ямокопателями, щетками для очистки площадок и т. д. Промышленность выпускает описанные телескопические погрузчики различных типоразмеров с двигателями различной мощности.
Классификация грузов и дорог
Одна из главных характеристик сельскохозяйственных грузов — изменчивость их механических свойств под воздействием влажности, давления, температуры, продолжительности хранения. С увеличением высоты хранящегося материала возрастает опасность слеживаемости, влажные материалы обладают склонностью к смерзанию и т. д. Многие грузы легко повреждаются. Более всего повреждаются корнеплоды при перевозках навалом. В этом случае потери от повреждения, например, клубней картофеля при погрузочно-разгрузочных работах достигают 16% и более. В дальнейшем при хранении навалом потери увеличиваются еще на 18%.
Классификация грузов по физическим особенностям, условиям выполнения погрузочно-разгрузочных работ и другим признакам приведена на рис. 6.4.
Рис. 6.4. Классификация грузов
Сезонный характер сельскохозяйственного производства вызывает значительные колебания объема транспортных работ в течение года. Анализ объема перевозок грузов показывает, что характер их примерно одинаков для различных почвенно-климатических зон — увеличение в летние месяцы и уменьшение в зимние. Неравномерный характер перевозок в большей степени выражен в хозяйствах зернового направления и в меньшей степени — в хозяйствах мясомолочного направления.
К физико-механическим свойствам сельскохозяйственных грузов относятся также углы естественного откоса, коэффициенты трения, бокового давления и другие, которые влияют на конструкцию кузова и его крепление к раме.
Специфика сельскохозяйственного производства вызывает зачастую также необходимость в неоднократной перевозке одних и тех же грузов, что должно учитываться при планировании работы сельскохозяйственных транспортных средств. Коэффициенты повторности перевозок сельскохозяйственных грузов приведены в табл. 6.17.
Таблица 6.17. Коэффициенты повторности перевозок сельскохозяйственных грузов | |||
Продукт | Коэффициент повторности | Продукт | Коэффициент повторности |
Подсолнечник | 2,1 | Горчица | 2,0 |
Сахарная свекла | 1,5 | Соя | 2,0 |
Картофель | 2,1 | Яйца | 1,2 |
Овощи открытого грунта и бахчевые | 1,4 | Овощи соленые, квашеные, маринованные | 1,5 |
Кормовые корнеплоды | 2,0 | Шерсть | 1,2 |
Силосные культуры | 1,7 | Молочные продукты | 1,2 |
Сено | 1,2 | Горюче-смазочные материалы | 1,5 |
Солома | 1,1 | Органические удобрения | 1,4 |
Мука, крупа, отруби и отходы переработки зерна | 2,1 | Минеральные удобрения | 1,8 |
Лен | 3,8 | Комбикорма | 2,0 |
Скот и птица | 1,3 | Мясная и костная мука | 1,3 |
Молоко | 1,4 | Жом, барда, мезга | 1,3 |
Зеленый корм | 1,0 | Заменитель молока | 1,3 |
Зерновые и зернобобовые (включая кукурузу на зерно) | 2,5 | Кирпич, железобетонные конструкции | 1,0 |
Табак и махорка | 2,0 | Глина, песок | 1,0 |
Кориандр | 2,0 | Пиломатериалы | 1,2 |
Плоды и ягоды | 1,3 | Камень бутовый | 1,4 |
Виноград | 1,3 | Известь строительная | 1,3 |
Ботва свеклы | 1,0 | Торф | 1,4 |
Лес и дрова | 1,4 |
При организации и нормировании транспортных работ грузы, классифицируемые по степени использования номинальной грузоподъемности транспортных средств, характеризуемой коэффициентом использования грузоподъемности (отношение фактической грузоподъемности к номинальной), подразделяются на пять классов:
- 1-й класс — γг ≥ 1;
- 2-й класс — γг = 0,71…0,99;
- 3-й класс — γг = 0,51…0,70;
- 4-й класс — γг = 0,40…0,50;
- 5-й класс γг ≤ 0,50.
При отнесении грузов к тому или иному классу учитывают в первую очередь их объемную массу в т/м3 (табл. 6.18). При данной плотности груза коэффициент использования грузоподъемности зависит от габаритов грузовой платформы или бункера, вида тары:
γст = Fh γ/ q н,
(6.1)
где F — площадь грузовой платформы, м2; h — высота укладки груза, считая от пола платформы, м; γ — плотность груза, т/м3; q н — номинальная грузоподъемность транспортного средства, т.
Таблица 6.18. Классификация грузов в зависимости от их объемной массы | |||
Груз | Объемная масса, т/м3 | Вид упаковки | Класс груза |
Аммофос гранулированный | 1,10 | Насыпью | 1 |
Арбузы | 0,59 | Навалом | 2 |
Барда | 1,10 | — | 1 |
Ботва:
|
|
|
|
Вика-овес (сено) | 0,20 | — | 4 |
Виноград | 0,26 | Решета | 2 |
Гравий гранитный | 1,64 | Навалом | 1 |
Груши | 0,50 | Ящики | 1 |
Живность:
|
| — |
|
Жмыхи подсолнечные | 0,62 | Кипы | 2 |
Жижа навозная | 1,00 | — | 1 |
Жом:
|
|
|
|
Зелень огородная (укроп, петрушка, салат) | 0,25 | Решета, ящики | 2 |
Земля:
|
|
|
|
Зерновая смесь | 0,59 | Насыпью | 1 |
Калий хлористый | 0,84 | Мешки | 1 |
Капуста свежая | 0,35 0,24 | Корзины Навалом | 2 2 |
Картофель | 0,50 0,68 | Мешки Навалом | 1 1 |
Комбикорм | 0,60 0,45 | Мешки Навалом | 2 2 |
Кукуруза:
|
|
|
|
Лен:
|
|
|
|
Машины сельскохозяйственные (мелкие) | 0,40 | Без упаковки | 2 |
Молоко:
|
|
|
|
Морковь | 0,40 0,50 | Кули, ящики Навалом | 2 2 |
Мука сенная | 0,17 | Мешки | 1 |
Мякина | 0,20 | Навалом | 3 |
Навоз:
|
|
|
|
Овес | 0,46 0,45 | Мешки Насыпью | 1 1 |
Огурцы свежие | 0,40 0,58 | Ящики, корзины Навалом | 2 2 |
Отруби | 0,40 | Мешки | 2 |
Подсолнечник семя | 0,42 | Насыпью | 2 |
Помидоры (томаты) | 0,53 | Ящики | 2 |
Просо | 0,79 | Мешки | 1 |
Пшеница озимая | 0,78 | Насыпью | 1 |
Рис | 0,75 | Мешки | 2 |
Рис влажный | 0,85 | Насыпью | 1 |
Рис сухой | 0,55 | Мешки | 2 |
Рожь (зерно) | 0,70 0,72 | Мешки Насыпью | 1 1 |
Свекла | 0,62 | Навалом | 1 |
Селитра аммиачная | 0,95 | Навалом | 1 |
Сено:
|
|
|
|
Силос из траншеи и башен | 0,72 | Навалом | 2 |
Силосная масса свежесрезанная | 0,25 | То же | 3 |
Силос комбинированный | 0,45 | » | 2 |
Солома:
|
|
|
|
Сульфат аммония | 0,84 | Мешки | 1 |
Суперфосфат | 0,98 | Насыпью | 1 |
Тара разная (бидоны, молочные фляги) | 0,05 | Без упаковки | 4 |
Бочки и кадки деревянные | 0,11 | То же | 3 |
Бочки железные | 0,13 | » | 2 |
Корзины | 0,05 | » | 5 |
Мешки льняные джутовые и бумажные | 0,60 | » | 2 |
Ящики | 0,10 | » | 4 |
Торф воздушно-сухой | 0,38 | Навалом | 3 |
Трава клевер свежескошенный | 0,35 | Навалом | 4 |
Удобрения минеральны | 0,82 0,70 | Насыпью Мешки | 1 1 |
Хлопок:
|
|
|
|
Яблоки свежие | 0,37 | Ящики | 1 |
Ячмень | 0,65 | Мешки | 1 |
По трудоемкости погрузки и разгрузки грузы подразделяют на пять групп (чем больше трудоемкость, тем выше номер группы):
- 1-я группа — навалочные сыпучие грузы (сухая земля, песок);
- 2-я — грузы, затаренные в бочках, мешках, кулях (зерно, бобовые, удобрения) и некоторые навалочные (глина, гравий, мерзлая земля);
- 3-я — грузы в ящиках, корзинах, связках, рулонах, тюках (сено, солома), многие навалочные (бобовые, зерно, картофель, овощи, уголь, комбикорм);
- 4-я и 5-я — грузы, неудобные для транспортировки, требующие осторожности при погрузке и разгрузке (бахчевые, фрукты в ящиках, жидкость в стеклянной таре, рассыпные сено и солома, машины, известь и цемент навалом, лесоматериалы, балки длиной более 4 м).
Структура сельскохозяйственных грузов по способу их перевозки приведена в табл. 6.19.
Таблица 6.19. Структура сельскохозяйственных грузов по способу их перевозки | |
Способ перевозки груза | Объем перевозок, % к итогу |
Навалом или насыпью, всего | 81 |
В том числе в специализированных кузовах | 28 |
В различной таре, пакетами, кипами, тюками, всего | 11 |
В том числе в специализированных кузовах | 8 |
Мелкими партиями (масса единовременной отправки до 2 т) | 3 |
Наливом в кузовах-цистернах | 5 |
Всего | 100 |
По срочности и периодичности перевозок различают грузы, подлежащие перевозке в сжатые сроки (продукты урожая в период уборки, подвозка семян к посевным агрегатам) либо скоропортящиеся (молоко, спелые томаты, ягоды); грузы, допускающие перевозку в течение длительного срока.
Дорожные условия определяют производительность транспортных средств, выбор их типа и стоимость перевозок.
Автомобильные дороги общей сети России подразделяются на пять технических категорий (табл. 6.20):
- I и II категории — автомобильные дороги общегосударственного значения, основные магистральные дороги республиканского значения, связывающие между собой важнейшие экономические районы, крупные административные, промышленные и культурные центры России;
- III категория — автомобильные дороги республиканского или областного значения, связывающие экономические и административные районы, промышленные и культурные центры;
- IV и V категории — автомобильные дороги, имеющие, как правило, местное хозяйственное и административное значение.
Таблица 6.20. Классификация дорог по категориям | |
Категория автомобильной дороги | Среднесуточная интенсивность движения в обоих направлениях, количество автомобилей |
|
|
Основными данными дороги являются технические характеристики элементов плана, поперечного и продольного профилей дорог, а также дорожных покрытий.
План дороги. Положение геометрической оси дороги на местности называется ее трассой. Поскольку трасса при обходе препятствий и подъемах на холмах и спусках в понижения меняет свое направление в плане и профиле, она является пространственной линией. Графическое изображение проекции трассы на горизонтальную плоскость, выполненное в уменьшенном масштабе, называется планом трассы.
Расчетные скорости движения. Технические нормативы на элементы плана и профилей дороги разрабатывают и устанавливают с таким расчетом, чтобы обеспечить возможность движения со скоростью не ниже расчетной, удобство пассажиров, безопасность движения и наименьшую себестоимость перевозок, которая тем ниже, чем выше техническая скорость движения. Однако из опыта строительства дорог известно, что с увеличением расчетных скоростей движения резко увеличиваются затраты на сооружение дороги, так как она должна быть более совершенной.
Окончательное решение о расчетной скорости движения принимают на основе определения себестоимости 1 т-км с учетом расходов на строительство дороги и эксплуатацию автомобиля, т. е. дорожной и транспортной составляющих себестоимости перевозок.
Поперечный профиль дороги. Наиболее важными элементами дороги являются проезжая часть и земляное полотно, которое служит основанием для проезжей части, обеспечивая ее устойчивость.
К проезжей части примыкают обочины. Линии, отделяющие обочины от откосов, называются бровками. За пределами земляного полотна могут устраиваться боковые водоотводные канавы (кюветы).
На прямолинейных участках и закруглениях с радиусами кривых 3000 м и более для дорог I категории и с радиусами 2000 м и более — для дорог других категорий проезжую часть устраивают с двускатным поперечным профилем. Вследствие этого при правостороннем движении, принятом в нашей стране, правые колеса автомобиля имеют бо́льшую нагрузку даже при равномерном распределении груза или пассажиров в кузове.
Полоса движения и ширина проезжей части дороги. Ширина дороги, приходящаяся на один движущийся автомобиль, называется полосой движения. Она включает в себя наибольшую допустимую габаритную ширину автомобиля и дополнительные полосы с обеих сторон, необходимые для безопасности движения. Нормами проектирования предусмотрена следующая ширина полосы движения: на дорогах I и II категорий — 3,75 м; III категории — 3,5; IV категории — 3 м.
Число полос движения. Для дорог I категории установлено четыре и более полос движения; для всех остальных категорий дорог, кроме V категории, — две (по одной полосе в каждом направлении); для дорог V категории — одна полоса.
Общая ширина проезжей части. Составляет для дорог I категории 15 м и более; II категории — 7,5; III категории — 7; IV категории — 6 и V категории − 4,5 м.
При планировании и нормировании тракторно-транспортных работ в сельском хозяйстве исходят из трех групп дорожных условий:
- 1-я группа — обычные грунтовые дороги, сухие, в хорошем состоянии, снежные укатанные, дороги с твердым покрытием;
- 2-я — стерня зерновых, песчаные, проселочные, грунтовые дороги, разъезженные и мокрые после дождя, разбитые гравийные и щебенчатые дороги, задернелые почвы в твердом состоянии зимой и летом;
- 3-я — пашня нормальной влажности, пески, поле после корнеплодов, увлажненная задернелая почва, оттаивающая или просыхающая снежная целина при перевозке санями, бездорожье в весеннюю распутицу.
Движение по полю мобильной техники, в том числе и погрузочно-транспортной, неизбежно приводит к вредному воздействию движителей на почву и растения, а следовательно, увеличивает удельные энергозатраты на производство сельскохозяйственной продукции.
Плотность почвы должна достигать определенного оптимального значения в зависимости от ее типа и вида возделываемой культуры. Известно, что плотность суглинистых почв не должна превышать 1,2, а супесчаных — 1,35 г/см3. Если движители машин разрушают структуру и уплотняют почву выше оптимального значения, то растения плохо прорастают и снижается урожайность.
Увеличение мощности двигателей и массы машин приводит к тому, что тяжелая техника стала малопроходимой на влажных почвах с низкой несущей способностью. В дождливые годы на полях остаются колеи глубиной до 300 мм на 20 … 40% площади пашни.
В сухую погоду движители тракторов и автомобилей ухудшают структуру почвы. За счет уплотнения почвы укрупняются ее комки и распыляются поверхностные слои почвы.
Значительный урон плодородию почвы оказывают машины, занятые погрузкой и транспортировкой грузов. Наибольшую степень воздействия на почву и растения оказывают движители автомобилей при выполнении транспортно-технологического процесса поточным способом. В напряженные периоды года в хозяйствах с большим объемом внутрихозяйственных перевозок автомобильный транспорт сохраняет свое значение. Основными автомобилями в сельском хозяйстве являются машины семейства ГАЗ, 70 % из которых — автосамосвалы.
Перевозка груза по поточной технологии производится в весенний и летне-осенний периоды. Весной автомашины доставляют на поле удобрения, семена и клубни картофеля. В летне-осенний период они входят в состав уборочно-транспортных звеньев.
Тяжелые колесные тракторы и автомобили оказывают недопустимое воздействие на почву. Исключение заезда автомобилей на поле позволяет уменьшить вредное воздействие их движителей на почву, если вместо них используются погрузочно-транспортные средства, отвечающие требованиям ГОСТ 26955—86 «Техника сельскохозяйственная мобильная. Нормы воздействия движителей на почву».
Все известные способы снижения вредного воздействия на почву можно разделить на три блока. В первый блок входят способы, позволяющие снизить осевую нагрузку на почву от применяемой техники. Во второй блок входят способы движения по полю с использованием постоянной колеи, повторности проходов и устранения проходов за счет эффекта воздушной подушки. В третий блок входят способы сокращения полевого грузооборота.
Виды маршрутов движения
- 6.3.1. Характеристика маршрутов движения
- 6.3.2. Графики движения транспортных средств
- 6.3.3. План перевозок
- 6.3.4. Комплектование транспортных агрегатов