Концепции современного естествознания

(некоторые формулировки подкорректированы – 11.01.2020)

 

Задача: построить картину мира.

 

Наука в контексте культуры (10 сентября 2019)

Проблема двух культур

1956 г. – Чарльз Сноу

 

Строение нашего мозга (право-левое полушарное деление мозга) лежит в основе разделения на естественнонаучное и гуманитарное <знание> (такие скобки – неточная цитата (старался записывать слово в слово; такие скобки ставил, когда не был уверен, что Буданов произнёс именно это («слово в слово» - скорее, про точность формулировки (я мог сокращать и т.д.))) или переформулированный фрагмент из чужих конспектов – 11.01.2020). Левое полушарие преимущественно отвечает за речь, логику, анализ.

Правое преимущественно отвечает за образность мышления, эмоции, синтез.

 

Чисто инструктированная работа (по регламенту) – только левое полушарие.

 

Современная цивилизация является техногенной – она формируется под воздействием науки и техники.

 

Признаки определёний науки:

· наука – движущая сила прогресса (первая половина ХХ-го века);

· наука – институт по подготовке научных кадров (вторая половина XIX-го века, германский(-ие) университет-(ы), реформы Гумбольта);

· наука – научные сообщества («научные республики»; начало XVII в.);

· наука как эксперимент (эпоха Возрождения);

· наука – теоретическая форма познания (античность; науки о «фюзис» =/= науки о «техно»).

 

О знаниях в древние времена (Древний Вавилон, Египет) принято говорить о преднауке.

Эпоха царств (?; видимо, был какой-то рассказ, который я не записал, либо что-то другое – 11.01.2020)

Единственная возможность инновации – через жречество, поскольку любая власть использует двойные стандарты: одни – для народа, другие – для управления. <- “Управляющее звено должно быть сложнее управляемого объекта». => Сокрытие информации – основа управления.

Инновации в нашем понимании в архаическом обществе невозможно, поскольку критика старого и доказательство совершенства нового невозможны, потому что все практики сакрализованы. Таким образом, инновация маскируется под традицию и является достоянием элиты.

 

Причины возникновения науки в Древней Греции:

1) общепланетарная («осевое время» - время, когда возникают мировые религии, этические и научно-философские традиции) – Лао-цзы и Конфуций в Китае, проповедуют Будда, Зороастр, пророки Израилевы, первые мудрецы Греции (возникновение науки и философии)(даже народ на американском континенте в это время создал календарь)(по теории, общечеловеческое развитие);

2) геополитическая – Греция переходит от родоплеменного строя к системе полисов (морская культура – источник договора) -> диалектика как культура спора, диалога («рацио» становится гражданской доблестью): софистика и философия -> идея личности, идея свободы, идея мудрости и следования этой мудрости;

3) (17 сентября – меня тогда не было, запись из чужого конспекта) миссионерская (пифагорейская) – развитие человеческой души, учения:

А) цифры как аналогия;

Б) противоборство;

В) опора, начало (креативное).

Сенсорный д. (середина XV в.)

Человек в тёплой ванне, затупившиеся сенсоры -> весь негативный опыт из подсознания (кошмары, страхи и т.д.) вываливаются на человека, что приводит к галлюцинациям.

Десакрализация знаний произошла через пифагорейскую школу, через «троечников». Пифагорейцы – в мир. «Троечники» - во власть;

4) Лингвистическая – основа всех языков – финикийский язык. Язык нужен был для записи и торговли. Письменность бывает:

А) <иероглифическая> (картинки);

Б) фонетическая (воспроизведение звуков и речи).

 

 

Краткий очерк истории науки (у меня плохая схема; отправьте, пожалуйста, кто-нибудь (это та схема с транскультурными переносами) – 11.01.2020)

 

Эпоха становления христианства (24 сентября)

Христианство не разрушило Римскую империю, а сохранило её. (Устройство империи означало самоуправление с наместником в провинциях (11.01.2020).) Удержание территории ó уважение к иным культурам -> место в пантеоне для местного бога. Взаимодействие элит (римской и местной) -> «слуга двух господ» (видимо, про наместника – 11.01.2020): интересы империи и интересы периферии. -> Проблемы с армией (?). -> Система становится слишком громоздкой и неуправляемой.

Это естественный процесс распада. (Долгоживущая империя? – Византия.)

 

Эпоха варваров (слуги Рима, императоры)

Две империи <- возможности правления.

Первые христиане в Риме появляются с апостолом Павлом (+Пётр…). Долго катакомбная церковь. К этой церкви прильнули <другие народы> <- космополитизм христианства (11.01.2020). Осуждалось богатство («религия бедных»). Аристократия в Риме примыкала к церкви. К IV в стало много христиан.

Настроение всеобщей коррупции, неразберихи в верхах, распада + мало «хлеба и зрелищ», «триумфов» -> массовая депрессия, утрата смыслов – нет идеологии, нет идеи общего дела. Нужно защитить Рим от варваров – некому.

Константин видел, что лучшие управляющие – христиане. -> Решает сделать христианство государственной идеологией. (Этому предшествовал долгий период гонений.) – Это спасло Восточную и Западную Римские империи. (Папа Римский <- необходимость отсечь самозванцев: Западная. Восточная: император сохранил божественные функции.) На смертном одре принял христианство. Воинов отлучали от церкви на время войны.

Христианство дало идею – идею спасения. Христиане хорошо относились к эллинскому наследию. (<Античные философы – «христиане до Христа».>) Платонизм и неоплатонизм повлияли на христианское мировоззрение.

 

Юлиан Отступник решил вернуться к эллинству. Это повлекло за собой реакцию. Император Юстиниан закрывает Академию Платона. Папа Римский приказал сжечь античные книги («аутодафе» - уничтожение своей истории; такого раньше не было).

Логос – Иисус Христос (остаётся эллинское наследие). София – Премудрость Божия.

В итоге, отказ от предыдущей истории ведёт к исчезновению многих научных знаний. Остаются астрономии, учения Платона (о душе) и Аристотеля (о способе рассуждения). (Платон был более «популярен» в восточной церкви, Аристотель – в западной церкви (в ней развивается теология).) Изучение природы – почти табу (иначе уподобление язычникам). «Подогревалось» всё идеей Второго Пришествия.

НО наука была: логика. Теория аргументации, герменевтика.

Входит в оборот идея бесконечности. (Бесконечность у греков – состояние внутреннего, психологического конфликта.) Идея важна в мыслях о Творце. (Идея о бесконечности опасна. Теологи приготовлялись психологически к исследованиям проблемы бесконечности (11.01.2020).)

В Средние века была разработана теория пределов. Катастрофическое <измерение> («Бог во всём»), апофатическое <измерение> («Бог – не то, не это»; принято в восточной церкви). Теория пределов позволила решить проблему мгновенной скорости. (Потом из этих идей родится математический анализ.)

Также в позднее Средневековье были построены фантастические архитектурные сооружения (что говорит о наличии знаний архитектурного искусства).

Также была алхимия ([подавлялась] (не помню, что означают эти скобки. Вроде бы наоборот – точную цитату – 11.01.2020)).

В итоге, наука <практически> [исчезает].

 

Как наука вернулась?

Церковь становилась на путь завоевания власти. Епископат – духовная власть, епископ – властный титул. Стремились к власти через епископат. -> Богословское образование становится более светским.

Но этого недостаточно (для возвращения науки – 11.01.2020).

Раскопали Помпею (и нашли там сохранившуюся греческую скульптуру – 11.01.2020). (Ведь всё наследие было уничтожено.)

Возвращение к науке – через арабский восток.

 

Магомет – пророк. Пророчествовал без отрицания предшествующих религий (христианства и иудаизма (христиане и иудеи – «люди Книги», не язычники)). До X века христиане относились к мусульманам как к христианским еретикам.

(В VII веке возникает Халифат.) Не уничтожались города (видимо, и библиотеки в них – 11.01.2020).

[Так было до IX века – султан (имя) призвал уничтожить библиотеку при завоевании Каира.]

Научные знания сохранялись.

Аль-Араби – суфий, великий философ (суфизм элитарен). Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина (Авиценна) (проводили научные исследования – 11.01.2020). (Сохранение античного наследия (11.01.2020). НО без скульптуры, театра.) ó Продвижения в астрономии. Алхимия, алгебра.

«Арабская культура - культура-транслятор: бумага китайская, цифры индийские и т.д.» - Но свои алгебра и алхимия.

 

Крестовые походы привели к созданию орденов, которые взаимодействовали с арабской культурой.

Первое, что везли, - пряности. <- В Европе тепло – продукты портятся. Везли также ткани, украшения и книги. Вернулось знание об античности в монастыри.

Возникли первые университеты – подготовка, <основа> Возрождения.

 

Без контакта с арабами не было бы Возрождения. Или оно случилось бы гораздо позже.

 

Offtop Заимствования, контакты случаются постоянно. Например, современная (11.01.2020) экология – с востока («пантеизм»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: