1. Мне нравится:
а) выполнять любую работу, если знаю, что мой труд не пропадет даром;
б) учиться всему новому для того, чтобы достигнуть поставленных в жизни целей;
в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни.
2. Я думаю, что:
а) надо делать все, что поручают, как можно лучше, так как это поможет мне в жизни;
б) своей работой нужно приносить пользу окружающим, тогда и они ответят тем же;
в) можно заниматься чем угодно, если это приближает к достижению поставленных целей.
3. Я люблю:
а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем;
б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено;
в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит радость окружающим.
4. Я считаю, что:
а) главное в любой работе то, что она приносит пользу окружающим;
б) в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем;
в) в жизни главное - это постоянно учиться всему новому.
5. Мне приятно:
а) когда я делаю любую работу так хорошо, как я только это могу;
|
|
б) когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе;
в) выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно.
6. Меня привлекает:
а) процесс приобретения новых знаний и навыков;
б) выполнение любой работы на пределе моих возможностей;
в) процесс той работы, которая приносит явную пользу окружающим.
7. Я уверен в том, что:
а) любая работа интересна тогда, когда она важна и ответственна;
б) любая работа интересна тогда, когда я могу мастерски ее выполнить.
8. Мне нравится:
а) быть мастером своего дела;
б) делать что-то самому, без помощи взрослых;
в) постоянно учиться чему-то новому.
9. Мне интересно:
а) учиться;
б) делать все то, что заметно окружающим;
в) работать.
10. Я думаю, что:
а) было бы лучше, если результаты моей работы всегда были видны окружающим;
б) в любой работе важен результат;
в) необходимо скорее овладеть нужными знаниями и навыками, чтобы можно было самому делать все, что хочется.
11. Мне хочется:
а) заниматься только тем, что мне приятно;
б) любое дело делать как можно лучше, поскольку таким образом можно сделать действительно хорошо;
в) чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так как это поможет мне в будущем.
12. Мне интересно:
а) когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать немногие;
б) когда я обучаюсь делать то, чего не умел раньше;
в) делать те вещи, которые обращают на себя внимание окружающих.
13. Я люблю:
а) делать то, что очень всеми ценится;
б) делать любое дело, если мне не мешают;
в) когда мне есть чем заняться.
14. Мне хочется:
а) выполнить любую работу, так как мне интересен ее результат;
|
|
б) выполнять ту работу, которая приносит пользу;
в) выполнять ту работу, которая мне нравится.
15. Я считаю, что:
а) в любой работе самое интересное — это ее процесс;
б) в любой работе самое интересное — это ее результат;
в) в любой работе самое интересное — это то, насколько она важна для других людей.
16. Мне приятно:
а) учиться всему, что мне потом пригодится в жизни;
б) учиться всему, независимо от того, насколько это нужно;
в) учиться, поскольку нравится сам процесс учения.
17. Меня привлекает:
а) перспектива, которая откроется мне после окончания учебы;
б) в учебе то, что она полезна для меня.
18. Я уверен в том, что:
а) то, чему я научусь, всегда пригодится;
б) мне всегда будет нравиться учиться; в) после учебы я стану нужным человеком.
19. Мне нравится:
а) когда результаты моей работы видны окружающим;
б) когда я выполняю свою работу мастерски, как это могут сделать немногие.
20. Мне интересно:
а) когда я качественно выполняю порученное мне дело;
б) делать все то, что заметно для окружающих;
в) если все знают, что я делаю на своей работе.
Выбранные ответы заносятся в бланк ответов, имеющий следующий вид:
1.1 | 1.2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 |
1а | 4 б | 9в | 10 б | 7а | 8 б |
2в | 5в | 13в | 14а | 14 б | 11а |
13а | 13 б | 15а | 15 б | 15в | 14в |
2,1 | 2,2 | 2.3 | 2,4 | 2,5 | 2,6 |
1 б | 4в | 9а | 10в | 7 б | 8в |
За | 6а | 16в | 12 б | 17 б | 17в |
16а | 16 б | 18 б | 17а | 18в | 18а |
|
| ||||
3,1 | 3,2 | 3,5 | 3,б | ||
1в 2а | 5а 11 б | 7в 19 б | 8а 20а |
4,1 | 4,2 | 4,3 | 4.4 |
2 б | 4а | 3 б | 10а |
Зв | 5 б | 12в | 19а |
11а | 6в | 20в | 20 б |
Далее проводится обработка результатов. Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков 1,1; 1,2; 1,3; 1,4; 1,5; 1,6;
далее 2,1... 2,6, затем 3,1... 3,6 и 4,1... 4,4.
Полученные суммы характеризуют степень выраженности у учащегося отдельных групп мотивов его трудовой деятельности соответственно приведенной выше классификации: 1,1... 1,6—мотивы собственно труда; 2,1... 2,6 — мотивы социальной значимости труда; 3,1... 3,6—мотивы самоутверждения в труде и 4,1... 4,4—-мотивы профессионального мастерства.
Однако поскольку в группах мотивов выделено неодинаковое их количество, постольку мы получаем лишь абсолютные суммы баллов по каждой из групп мотивов, которые нельзя подвергать прямому сравнению друг с другом. Для такого сравнения нам необходимо умножить абсолютные суммы баллов первых групп мотивов (1,1... 1,6 и 2,1... 2,6) на 2, а последующих групп (3,1... 3,6 и 4,1... 4,4) на 3. Полученные суммы имеют одинаковый “вес” баллов и могут сравниваться друг с другом.
Показатели степени развития ведущего мотива профессиональной деятельности у школьников (в баллах):
— от 0 до 6 баллов — развитие отсутствует;
—от 6 до 12 баллов—слабая степень развития;
—от 12 до 18 баллов—средняя степень развития;
—свыше 18 баллов—высокая степень развития.
МЕТОДИКА “ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА”.
Цель: выяснить преобладающий тип темперамента у школьников.
Оборудование: перечень показателей типов темперамента; карандаш (ручка).
ФЛЕГМАТИК
1. Спокойный и хладнокровный.
2. Последователен и обстоятелен в делах.
3. Осторожен и рассудителен,
4. Умеет ждать.
5. Молчалив и не любит попусту болтать.
6. Обладает спокойной размеренной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.
7. Сдержан и терпелив.
8. Доводит начатое дело до конца.
9. Не растрачивает попусту сил.
10. Строго придерживается выработанного распорядка жизни, систематичен в работе.
11. Легко сдерживает порывы.
12. Мало восприимчив к одобрению и порицанию.
13. Незлоблив, проявляет снисходительность в отношении к колкостям в его адрес.
14. Постоянен в своих интересах и отношениях.
15. Медленно включается в работу и переключается с одной работы на другую.
|
|
16. Ровен в отношениях со всеми.
17. Любит аккуратность и порядок во всем.
18. С трудом приспосабливается к новой обстановке.
19. Инертен, малоподвижен, вял.
20. Обладает выдержкой.
САНГВИНИК
1. Весел и жизнерадостен.
2. Энергичен и деловит.
3. Часто не доводит начатое дело до конца.
4. Способен быстро схватывать новое.
5. Неустойчив в интересах и склонностях.
6. Легко переживает неудачи и неприятности.
7. Легко приспосабливается к разным обстоятельствам,
8. Склонен переоценивать себя.
9. С увлечением берется за новое дело.
10. Быстро остывает, если дело перестает интересовать.
11. Быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую.
12. Тяготится однообразием, будничной, кропотливой работой,
13. Общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми для него людьми.
14. Вынослив и работоспособен.
15. Обладает громкой, быстрой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
16. Сохраняет самообладание в неожиданной сложной обстановке.
17. Обладает всегда бодрым настроением.
18. Быстро засыпает и пробуждается.
19. Часто несобран, проявляет поспешность в решениях.
20. Склонен иногда как бы скользить по поверхности, отвлекаться.
ХОЛЕРИК
1. Неусидчив, суетлив.
2. Невыдержан, вспыльчив.
3. Резок и прямолинеен в отношениях с людьми.
4. Нетерпелив.
5. Решителен и инициативен.
6. Упрям.
7. Настойчив в споре.
8. Работает рывками.
9. Склонен к риску.
10. Незлопамятен и необидчив.
11. Обладает быстротой, страстной, но сбивчивой речью.
12. Неуравновешен, склонен к горячности.
13. Агрессивный забияка.
14. Нетерпим к недостаткам.
15. Обладает выразительной мимикой.
16. Способен быстро действовать и решать.
17. Неустанно стремится к новому.
18. Обладает резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчив в достижении поставленных целей.
20. Склонен к резким переменам настроения.
МЕЛАНХОЛИК
1. Стеснителен и застенчив.
2. Теряется в новой обстановке.
3. Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми.
|
|
4. Не верит в свои силы.
5. Легко переносит одиночество.
6. Чувствует подавленность и растерянность при неудачах.
7. Склонен уходить в себя.
8. Быстро утомляется.
9. Обладает слабой, тихой речью.
10. Невольно приспосабливается к характеру собеседника.
11. Впечатлителен до слезливости.
12. Чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию.
13. Предъявляет высокие требования к себе и окружающим.
14. Склонен к мнительности.
15. Болезненно чувствителен, легко раним.
16. Чрезвычайно обидчив.
17. Скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями.
18. Малоактивен и робок.
19. Безропотно покорен.
20. Стремится вызвать сочувствие и помощь окружающих.
ПОРЯДОК ИССЛЕДОВАНИЯ
Учащемуся медленно зачитывается перечень показателей темпераментов. Школьник определяет наличие или отсутствие у себя данного показателя и рядом с номерами 1, 2, 3..., расположенными в столбик, ставит + или —. После этого учитель предлагает сосчитать количество плюсов в каждом из столбиков и сложить их, т.е. получить сумму по всем 4 столбцам.
Представленность того или иного темперамента у школьника можно выразить в процентах по формулам:
Х — холерический темперамент.
С — сангвинический темперамент.
Ф — флегматический темперамент.
М — меланхолический темперамент.
А — общее число плюсов по всем видам.
Ax — число плюсов в паспорте холерика.
Ac — число плюсов в паспорте сангвиника.
Аф — число плюсов в паспорте флегматика.
am — число плюсов в паспорте меланхолика.
Проведя арифметические действия, получим представленность каждого темперамента в процентах.
При 40% и выше — выраженность данного темперамента доминирующая при 30—39% достаточно высокая, при 20—29% — средняя, при 10—19%—малая.