IV. Психолого-педагогическая характеристика готовности учащихся

КЛАССОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ.

Возрастной аспект профессионального самоопределения учащихся 10—11 классов характеризуется как период уточнения социально-профессионального статуса. Результатом процесса профессионального самоопределения на этом этапе является готовность к выбору будущей профессии, сферы профессиональной деятельности.

С учащимися 10—11 классов на основе приобретенных ими знаний, опыта на предшествующих этапах обучения осуществляется профориентационная деятельность, предусматривающая следующие

аспекты:

— углубленное изучение учебных и специальных предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности;

— сосредоточивается внимание на формировании профессионально важных качеств в избираемом виде деятельности;

— осуществляется контроль, коррекция профессиональных планов, выявляется степень их обоснованности;

— намечаются пути для самоподготовки к будущей профессиональной деятельности, способы самодиагностики, оценки результатов, достижений;

— формируются основы для социально-профессиональной адаптации старшеклассников: развитие норм, ценностных ориентации, мотивов выбора профессии, профессиональная направленность;

— формируются профессиональные интересы.

Проявлениями критериев сформированности готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников являются:

Когнитивный: степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности учащихся о возможностях получения консультации у специалистов профориентаторов о путях необходимого образования, месте работы; степень информированности учащегося об общих профессионально важных качествах и специальных в данной профессиональной сфере.

Мотивационно-потребностный; характер мотивации и активности учащихся; осознание личной и общественной значимости будущей профессии; связь интересов с ценностными ориентациями; интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.

Деятельностно-практический: способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии; владение основными приемами работы.

Таблица 7.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ КРИТЕРИЕВ СФОРМИРОВАННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ.

 

КРИТЕРИИ

ПОКАЗАТЕЛИ

КОГНИТИВНЫЙ 10 класс 11 класс
  Устойчивые познавательные интересы. Знание своих интересов, способностей Знание общих ПBK, понятие, о специальных П В К. Знание предметной стороны профессиональной деятельности. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
МОТИВАционно-ПОТРЕБностный Мотивы личного благополучия в результате выбора данной профессии. Переживание положительных эмоций и сознательное их возобновление при занятии определенной деятельностью. Социальное самоопределение. Понимание общественной значимости знаний и умений. Присутствие интереса к профессии в системе ценностных ориентации. Потребность сделать определенную деятельность профессиональной, реализовать способности в деятельности.
ДЕЯТЕЛЬностно-ПРАКТИЧЕСКИЙ Наличие достаточно активных усилий при возможности заняться определенной деятельностью. Большая интенсивность внимания, волевых усилий к преодолению трудностей, Самостоятельный поиск возможностей для деятельности, приближенной к реальной-

 

СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

Анкета “Профессиональный интерес”, система тестовых заданий, направленных на выявление степени осведомленности учащихся о содержании той или иной профессиональной деятельности; профессиональные пробы по различным сферам профессиональной деятельности как средство для диагностики и развития ПВК, так и средство для определения уровня сформированности профессиональных интересов учащихся; деловые имитационные (ролевые) игры; практические задания, направленные на разрешение реальных, социально значимых задач данной сферы; система психологических тестов и практикумов, способствующих выявлению и развитию различных индивидуальных особенностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: