Рис. 1.1. Изменение размера рисунка

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Материалы, инструменты

И приспособления для ручной вышивки

Цель: ознакомление учащихся с материалами и инструментами для ручной вышивки, правилами их хранения и применения; с прави- лами организации рабочего места и подготовки к вышиванию.

 

Теоретическая часть

1. Организация рабочего места вышивальщицы Правильная организация рабочего места создает условия для вы-

сокой производительности труда, выработки высококачественной про-

дукции и сохранения здоровья и самочувствия работника.

Перед началом любой работы следует оборудовать свое рабочее место. На нем должны присутствовать и удобно располагаться все мате- риалы, инструменты и приспособления, необходимые для выполнения конкретной вышивальной работы.

При вышивке большое значение имеет хорошее освещение. Свет должен падать на работу с левой стороны. Сидеть надо прямо, касаясь спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно составлять не менее 30 см. Оптимальным освещением является рассеянный солнечный свет. При дневном свете все материалы имеют неискаженный цвет. Изделия, выполненные при дневном свете, как правило, характеризуются опти- мальным подбором цветов.

При люминесцентном освещении все материалы также сохраняют свой цвет, но такое освещение является мерцающим, что вредно сказы- вается на зрении человека при длительной работе. Свет ламп накалива- ния оказывает вредное влияние на здоровье в меньшей степени, но цвета материалов в этом свете искажаются, что не позволяет подобрать удачную цветовую гармонию.

Для обеспечения оптимальной рабочей позы сидя требуется стро- го соблюдать соответствие высоты стола высоте стула. Расстояние между рабочей поверхностью стола и сиденьем стула при росте рабо- тающего 155–164 см должно быть 28 см, при росте 165–174 см – 30 см, при росте более 175 см – 31 см.

Условия правильной посадки: грудь свободна;

корпус немного наклонен вперед (корпус должен отстоять от края стола на 10–15 см);

  спина опирается на спинку стула;


 

руки в локтях отодвинуты от корпуса не менее чем на 10 см; ноги на полу или подставке (если рост меньше 164 см); голова немного наклонена.

Круглые пяльцы должны быть хорошо зафиксированы или зажаты между ребрами вышивальщицы и рабочим столом или прикреплены к столу с помощью винта.

Чтобы вышивать быстрее, надо работать двумя руками. Левая рука должна находиться снизу, правая – сверху пялец. Затягивают нитку правой рукой.

Перед началом и по окончании работы следует мыть руки, чтобы материал всегда оставался чистым.

По окончании работы все инструменты и изделие надо убрать на место.

Продолжительность работы подростков не должна превышать трех учебных часов с обязательными 15-минутными перерывами по- сле часа работы.

2. Подготовка к вышиванию

Если материалом для вышивки является ткань, ее стирают, про- сушивают и тщательно отутюживают. Затем определяют точный раз- мер изделия и обрезают излишки, оставляя с каждой стороны при- пуск на закрепление в пяльцы. Край материала обрабатывают от осы- пания петельным швом.

С п о с о б ы п е р е в о д а р и с у н к а н а м а т е р и а л

1. Перевод с помощью копировальной бумаги. На поверхность стола кладут материал, кальку с рисунком, скрепляют их булавками. При этом следят, чтобы не было перекосов ткани. Между калькой и материалом помещают копировальную бумагу глянцевой стороной вниз. Контур узора обводят без нажима простым карандашом. Линии узора не должны быть жирными, иначе материал и нитки в процессе выполнения вышивки могут сильно загрязниться. Прежде чем отколоть от материала рисунок, следует отколоть и приподнять два края копировальной бумаги и кальки и проверить полноту, четкость и аккуратность его перевода. При переводе на материал узоров геометрического характера отметки по узору делают только в местах пересечения горизонтальных и верти- кальных линий рисунка, выполненного на миллиметровой бумаге. На материале получается узор, обозначенный точками. Способ идеален для всех видов тканей, кожи.

2. Перевод с помощью сколка (припорашиванием). Рисунок наносят на кальку. Затем на подстилку из ткани кладут лист кальки с рисунком и с помощью иглы через 2–3 мм прокладывают на кальке


контур вышивального рисунка. Лист кальки с узором от проколов – сколок кладут на ткань для вышивки и прикрепляют к ней в нескольких местах булавками. Из ваты и хлопчатобумажной ткани делают тампон и смачивают его машинным маслом. Протирают тампоном сначала матовую сторону копировальной бумаги, а затем сколок, прикрепленный к ткани. Красящий состав под воздействием тампона пройдет сквозь дырочки кальки на ткань в виде точек и образует рисунок, по которому можно вышивать. Этот способ позволяет избежать искажений рисунка при переводе на ткань, ускорить и облегчить труд. Сколок можно использовать многократно до его полного физического износа. Способ идеален для плотных тканей из натуральных волокон.

3. Перевод с помощью кальки через окно («на просвет»). Кальку с рисунком кладут на стекло, под которым помещена лампа. Поверх нее располагают тонкую ткань, закрепленную в пяльцах. Видимый сквозь ткань контур узора обводят остро отточенным простым карандашом. Способ идеален для тонких прозрачных тканей.

4. Перевод с помощью кальки. Бумагу с рисунком кладут на ткань и прикрепляют к ней крупными стежками по краю. Затем приметы- вают рисунок по контуру к ткани мелкими стежками швом «вперед иголку», после чего бумагу удаляют.

5. Перевод с помощью специального карандаша и утюга. Вы- бранный рисунок переводят на кальку специальным карандашом. Затем кладут кальку так, чтобы переведенный рисунок был обращен к материалу, и горячим утюгом проглаживают кальку. Благодаря такой термической обработке линии рисунка, нанесенные специальным карандашом, отпечатываются на материале.

И з м е н е н и е р а з м е р а р и с у н к а

Увеличить или уменьшить рисунок можно с помощью сетки, кото- рая называется растровой. Сначала готовый рисунок делят на квадраты одинаковой величины, затем на бумаге, предназначенной для перене- сения рисунка, чертят сетку из квадратов большего или меньшего раз- мера. Квадраты нумеруют по горизонтали буквами, по вертикали – цифрами. Затем последовательно из квадрата в квадрат, аккуратно пе- реносят рисунок из исходной сетки в сетку нужного размера (рис. 1.1). Чем мельче сетка, тем точнее будет воспроизведен рисунок.

Еще одним способом увеличения или уменьшения рисунка явля- ется ксерокопирование.





Рис. 1.1. Изменение размера рисунка

З а к р е п л е н и е т к а н и в п я л ь ц а х

В круглых пяльцах рекомендуется вышивать рисунок средней или небольшой площади. Диаметр пялец выбирают таким, чтобы выши- ваемый рисунок целиком разместился в них. Прямоугольные пяльцы лучше использовать для строчевой вышивки, а также для вышивки крупных изделий.

3. Материалы для ручной вышивки

Для ручной вышивки требуются: ткань, трикотаж или кожа, нит- ки, жемчуг, бисер, стеклярус, иглы и др.

Ткань, трикотаж или кожа. Материал выбирают в зависимости от назначения изделия. Для вышивки подойдут однотонные (гладко- крашеные) ткани из натуральных и химических волокон: льняные, шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые, смешанные, искусственные и синтетические. Используют также трикотаж и кожу. Для счетной вышивки удобно использовать специальную ткань – канву, а также крупнозернистое льняное полотно и чесучу. Для выполнения строче- вых работ используют гладкокрашеные ткани полотняного переплете- ния. К таким тканям относят льняное и полульняное полотно, редину, рогожку, шелковое и штапельное полотна. Для вышивок золотом упот- ребляют прочные и плотные материалы: бархат, сукно или кожу. Для свободных швов и вышивок можно использовать любые ткани с плот- ным переплетением ниток: тонкие и толстые, натуральные и искусст- венные, гладкие и с ворсом.

Нитки. Для вышивки применяют различные натуральные, искусст- венные, синтетические и смешанные нитки: ирис, мулине, шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные, льняные (рис. 1.2 в). Все нитки должны быть прочными, их окраска должна быть стойкой, чтобы после увлаж- нения и глажения не оставалось следов на ткани. На тонких тканях вы- шивают в основном мулине и шелком, на плотных – льном, мулине, шерстью, ирисом, шелком, синтетическими нитками. Для строчевой вышивки используют катушечные белые хлопчатобумажные нитки раз- личной плотности.


Лучшие нитки для вышивания цветной гладью – мулине, изготовлен- ное из хлопка лучших сортов. Мулине имеет стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Оно приобретает блеск в результате спе- циальной обработки – мерсеризации. Цветные вышивальные нитки до начала вышивальных работ проверяют на прочность окраски. Если нитки полиняют в горячей воде, то их лучше не использовать.

Для золотого шитья используют золотую или серебряную тонкую проволоку или  золотую скань (шине) – нитку из смеси проволоки и шелковой или льняной нити.

 

     
а б в

Рис. 1.2. Материалы и приспособления для ручной вышивки

Бисер, стеклярус, бусины. Бисером называются мелкие бусины в форме шара или цилиндра с закругленными краями, имеющие сквозные отверстия (рис. 1.2 а). Одна из разновидностей бисера – рубленый бисер, имеющий особую форму – короткой шестигранной призмы. Бисер отличается от бусин малыми размерами: диаметр би- серины не более 2 мм. Стеклярус – бисер цилиндрической формы с нескругленной кромкой. Длина стекляруса бывает разной: от 2 до 8 мм. Бисер и стеклярус изготовляют разных цветов и оттенков из стекла или керамических материалов. Бисер и стеклярус бывают ма- товыми и прозрачными. Матовый бисер, как правило, изготовляется из керамических материалов. Для составления орнаментов, особенно геометрических и счетных, используется миллиметровая бумага.

4. Инструменты и приспособления для ручной вышивки

Для вышивки требуются следующие инструменты и приспособле- ния: набор вышивальных игл, ножницы, проколки, линейка, распа- рыватель, булавки, пяльцы, сантиметровая лента, наперсток, нитков- деватель, подушечки для игл, булавок, простой карандаш. Все инст- рументы и приспособления размещают на рабочем столе (рис. 1.6).

Вышивальные иглы (рис. 1.2 б) должны быть хорошо отшлифован- ными и острыми. Иглы различают по диаметру (толщине) и длине. Они


имеют номера от 1 до 12. Толщину иглы выбирают в зависимости от толщины ниток, плотности и вида обрабатываемого материала, техники вышивания. На материале не должны оставаться следы от прокола иглы.

Для счетных швов и вышивок необходима длинная игла, для свободных швов и вышивок – игла средней длины. Толщина иглы и размер ушка выбираются согласно толщине нитки для вышивания. Игольное ушко должно быть гладким, чтобы нитка легко и свободно входила в него, а в процессе работы не перетиралась и не лохматилась. Ножницы. Для раскроя изделия, подрезки ниток и других ручных операций используют стальные с острыми прямыми или закруглен- ными концами ножницы (рис. 1.3). Каждая вышивальщица должна иметь несколько ножниц: маленькие с прямыми и загнутыми острыми концами, средней величины с загнутыми концами и большие для рас- кроя ткани и других материалов, а также для разрезания ниток. Ножницы всех видов должны иметь хорошо примыкающие друг к дру-

 

гу концы лезвий и быть остро отточены.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: