Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа по учебному курсу 

«Литературное чтение» 1-4 класс ФГОС НОО

Подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Начального общего образования и составлена на основе программы «Литературное чтение»

Под редакцией Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. для 1-4 классов общеобразовательных

Учреждений. – М.: «Просвещение»

УМК «Школа России»

Базовый уровень

Срок реализации 4 года (2017-2021 г.г)

 

                                                                                                                                                                                  Составитель: Матвиенко Л. Н.

                                                                                                                                                       

 

                                                                                                                                                                                                                 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

(личностные, метапредметные и предметные результаты) по итогам обучения в 1-4 классах                                                                                                                                                                                                                

                                                         

Личностные           Метапредметные Предметные
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, рос­сийский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2)формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относится к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за сноп по ступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литера­турных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.   1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение, способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления ин­формации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуника­тивных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информа­ции в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации ин­формации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать раз­личные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной дея­тельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учетаинтересов сторон и сотрудничества.     1) понимание литературы как явления национальной и мировой литературы, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3)достижение необходимого для продолжения образовании уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения изучающее (смысловое, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении и давать и обосновывать нравственную оценку поступков героем; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Класс

Личностные

Учащиеся научатся:

· с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);

· отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;

· осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;

· проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.

Учащиеся получат возможность научиться:

· на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

· с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;

· осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

· читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;

· принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;

· понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);

· планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);

· контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;

· оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);

· выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;

· фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

· анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

· осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Учащиеся получат возможность научиться:

· сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;

· формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;

· читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

· коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

· коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

· контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

· оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

· оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

· выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

· фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

· выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

· анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

· осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

· осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;

· сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;

· сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);

· определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;

· отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;

· отличать произведения устного народного творчества от других произведений;

· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

· понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.

Учащиеся получат возможность научиться:

· пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

· отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

· понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

· понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

· сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

· создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

· понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

· проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

· соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

· определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);

· понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

· отвечать на вопросы учителя по теме урока;

· создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;

· слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

· под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

· оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

· понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;

· соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;

· оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;

· признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;

· находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;

· готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

· вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

· создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

· оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

· прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

· не конфликтовать, использовать вежливые слова;

· выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

· употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

· оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

· принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

· определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

· оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

· находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

· готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

· воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);

· осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;

· читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;

· читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;

· различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;

· отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

· называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

· различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

· анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

· читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

· читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;

· ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

· просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;

· осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

· распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

· пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

· пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

· восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

· составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

· составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

· сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

· различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);

· отличать прозаический текст от поэтического;

· находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

· называть героев произведения, давать характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

· отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;

· находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);

· использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.

                                                                                                                              2 класс

Личностные

Учащиеся научатся:

· на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

· с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Учащиеся получат возможность научиться:

· понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

· с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях o Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

· самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

· сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

· формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

· читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

· коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

· коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

· контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

· оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

· оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

· выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

· фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

· анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

· осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

· формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

· читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

· составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

· выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

· оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

· определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

· фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

· анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

· фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

· предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

· осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

· пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

· отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

· понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

· сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

· сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

· создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

· понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

· проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

· соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

· определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

· понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Учащиеся получат возможность научиться:

· определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

· анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

· сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

· находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

· самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

· понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

· проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

· предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

· определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

· создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

· сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

· соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

· вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

· создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

· оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

· прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

· не конфликтовать, использовать вежливые слова;

· в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

· употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

· оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

· принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

· определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

· оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

· находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

· готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

· высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

· понимать цель своего высказывания;

· пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

· участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

· создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

· проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

· объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

· отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

· опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

· формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

· определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

· определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

· руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

· объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

· находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

· готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

· озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

· понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

· читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

· ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

· просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;

· осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

· распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

· соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

· понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;

· употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

· наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

· рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

· пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

· осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

· задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

· делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

· осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

· находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями o прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;

· пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

· составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

· пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

· составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

· сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

· творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

· различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

· находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;

· использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

· понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

· определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

· находить в произведении средства художественной выразительности;

· понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

Класс

Личностные

Учащиеся научатся:

· понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

· с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

· самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Учащиеся получат возможность научиться:

· понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

· собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

· составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

· принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

· формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

· читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

· составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

· выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

· оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

· определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

· фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

· анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

· фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

· предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

· осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

· формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

· формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

· читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

· осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

· принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

· выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

· оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

· определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;

· фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

· анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

· фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;

· записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;

· предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

· определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

· анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

· сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

· находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

· самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

· понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

· проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

· предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

· определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

· создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;

· сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

· соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

· находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

· анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

· находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

· сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

· сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

· находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

· сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

· создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

· понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

· предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

· определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

· высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

· понимать цель своего высказывания;

· пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

· участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

· создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

· проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

· объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

· отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

· опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

· формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

· определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

· определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

· руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

· объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

· находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

· готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

· озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Учащиеся получат возможность научиться:

· высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

· формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

· пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

· участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

· создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

· способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

· демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

· предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

· определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

· использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

· отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

· определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

· определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

· оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

· искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

· обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

· находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

· находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;

· самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

· использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

· озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

· осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

· понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

· употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

· наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

· рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

· пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

· самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

· задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

· делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

· находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

· пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

· понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

· выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

· пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

· участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

· формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

· делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

· находить в произведениях средства художественной выразительности;

· готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

· пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

· сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

· писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;

· пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

· сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

· составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

· подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

· писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

· понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

· определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

· понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

· находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

· сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

· определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

· создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Класс

Личностные

Учащиеся научатся:

· понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

· собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

· составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

· принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

· познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

· рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

· находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

· создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

· формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

· читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

· осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

· принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

· выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

· оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

· определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

· фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: