Контрольная работа по литературе 10 класс
Полугодие
1 вариант
1. Укажите определение реализма.
1) продуктивный творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального в мире (так называемое двоемирие) и их противоборство как основы развития бытия и безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность.
2) художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII — начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
3) художественный метод, согласно которому задача литературы и искусства состоит в изображении жизни как она есть в образах, соответствующих явлениям самой жизни, создаваемых посредством приемов типизации фактов действительности.
4) непродуктивный творческий метод и литературное направление эпохи Просвещения, в котором вместо классического культа разума утверждался культ чувства; представители этого направления исходили из положения об изначальной доброте человека и призывал развивать эту доброту с помощью обращения к природе и гуманного воспитания.
2. Укажите фамилии писателей-реалистов.
1) Карамзин Н.М.
2) Стендаль
3) Толстой Л.Н.
4) Чехов А.П.
5) Державин Г.Р.
6) Оноре де Бальзак
3. Соотнесите писателя (поэта) и его годы жизни.
Ф.И. Тютчев | 1823 – 1886 гг. |
А.Н. Островский | 1812 – 1891 гг. |
И.А. Гончаров | 1820 – 1892 гг. |
А.А. Фет | 1803 – 1873 гг. |
И.С. Тургенев | 1821 – 1877 гг. |
Н.А. Некрасов | 1818 – 1883 гг. |
4. В каком литературном жанре написано произведение «Отцы и дети»?
1) рассказ
2) повесть
3) роман
4) эпопея
5. И. С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа». Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?
«… О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»
1) социальный
2) философский
3) психологический
4) романтический
6. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.
Герой романа | Предметно-бытовая деталь |
А) Василий Иванович Базаров Б) Павел Петрович Кирсанов В) Николай Петрович Кирсанов Г) Евгений Базаров | 1) серебряная пепельница в форме лаптя 2) томик стихов А. С. Пушкина 3) клетчатый балахон с кистями 4) вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом 5) карточка с загнутыми углами и с именем на одной стороне по-французски, а на другой – славянскою вязью |
А) | Б) | В) | Г) |
7. Установите соответствие между персонажами романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и их дальнейшей судьбой.
Персонажи | Дальнейшая судьба |
А) Василий Иванович Б) Евгений Базаров В) Аркадий Кирсанов | 1) заразится тифом во время вскрытия умершего больного 2) найдёт счастье в браке и в помещичьей жизни 3) отправится доживать свои дни за границу 4) будет тихо коротать свой век в поместье |
А) | Б) | В) |
1.
8. Что позволило Н.Г. Чернышевскому, несмотря на двойную цензуру, опубликовать роман «Что делать?»? Укажите неправильное утверждение.
1) Необычная композиция
2) Использование эзопова языка
3) Был подкуплен один из охранников в Петропавловской крепости
4) Отдавал для цензуры произведение частями
9. В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» есть такие слова: «Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли». О ком эти слова в романе?
10. Дайте комментарий предложенным ниже именам и понятиям, связанным жизнью и творчеством И.А. Гончарова.
Трегубов | |
«Подснежник» | |
Адмирал Е.В. Путятин | |
«Мильон терзаний» |
11. Чей это портрет (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)?
«Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темными, ровно окаймляющими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой.» | |
«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно.» | |
«Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил.» |
12. Установите соответствие между персонажами романа И.А. Гончарова «Обломов» и их дальнейшей судьбой.
|
А) | Б) | В) |
13. Укажите литературоведческий термин на основе его определения.
__________________ – в сценическом диалоге ответная фраза партнера, последние слова персонажа, за которыми следует текст другого действующего лица.
14. В пьесе А.Н. Островского многие герои говорят о воле и неволе. Определите, кому принадлежат слова, указанные ниже.
«Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» | |
«А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям.» | |
«Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе.» | |
«Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» |
15. Тихон Кабанов говорит матери: «Да когда же я, маменька, не переносил от вас?» Как называется вопрос, в котором содержится скрытое утверждение?
16. Как называются фамилии, характеризующие персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую его черту (Дикой, Кабанова)?
17. В стихотворении «О, как убийственно мы любим…» Ф.И. Тютчева настроение лирического героя передается с помощью образных определений ("буйная слепота", "горючая влага"). Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения.
18. Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» Ф.И. Тютчева.
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
19. В первой строфе стихотворения «Silentium!» Ф.И. Тютчев создает поэтический образ, используя прием уподобления («как звезды в ночи»). Назовите вид тропа.
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
20. Укажите термин, которым обозначается созвучие концов стихотворных строк, являющееся важным средством организации стиха (Стихотворение А.А. Фета «Это утро, радость эта…»)
Это утро, радость эта,
Это мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
21. Установите соответствие между тремя персонажами, принадлежащими к крестьянскому миру, и их поступками. Укажите автора, жанр и название произведения.
Персонажи | Поступки |
А) Ермил Гирин Б) Дед Савелий В) Яким Нагой | 1) вынес из пожара лубочные картинки 2) произнёс гневную отповедь в адрес князя Утятина 3) расправился с ненавистным управляющим Фогелем 4) при поддержке простого люда купил сиротскую мельницу |
А) | Б) | В) |
22. Укажите из приведённого списка стихотворений Н.А. Некрасова только те, в которых звучит тема тяжелой судьбы женщины. Какое стихотворение стало программным в этой теме? Назовите его.
1) «Вчерашний день часу в шестом...»
2) «Размышления у парадного подъезда»
3) «В дороге»
4) «Элегия»
5) «В полном разгаре страда деревенская...»
23. Прочитайте фрагмент стихотворения Н.А. Некрасова. Укажите название стихотворения, его тематику.
Крестьянина я отдал в повара,
Он удался; хороший повар — счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью;
Он взял да утопился: дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
24. Выполните задание на выбор. (Объем работы 10 – 12 предложений.)
a) Объясните, о какой особенности двух поэм идёт речь: «Через четверть века после «Мёртвых душ» так же, как они, была недосказана смертью другая русская поэма – некрасовское «Кому на Руси жить хорошо» … Далеко разошлись и по замыслу, и по силе, и по темпераменту, и даже по пламенной стихии художников обе поэмы. Но есть в них обеих, кроме даже близкой загадки, что-то общее, что-то никому, кроме нас, непонятное, что-то безмерное, что-то безоглядно наше…» (И.Ф. Анненский)
b) Литературовед А. И. Журавлёва назвала «Грозу» «не трагедией любви, а трагедией совести». Почему?