Содержание учебного предмета (102 часа)

Классы

Базовый уровень

 

Киров

2020



УДК 372.8

ББК 74.268.3 (2 Рос – 4 Ки)

Р 13

Печатается по решению научно-методического совета
КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»

 

Авторы-составители:

Кошурникова Т.В., к.ф.н., доцент кафедры предметных областей ИРО Кировской области,

Работинская М.А., учитель русского языка и литературы КОГОАУ «Экономико-правовой лицей» г. Кирова

 

Рецензенты:

Рылова А.С., к.п.н., доцент кафедры предметных  КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»,

Иконникова Е.В., заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с УИОП № 51 г. Кирова

 

Р 13 Рабочая программа по предмету «Литература» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования. 10-11 классы / авт.-сост. Т.В. Кошурникова, М.А. Работинская,  ИРО Кировской области. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2020. – 209 с. – (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»)

 

 

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, с учётом Примерной основной образовательной программой среднего общего образования и авторской программы по предмету «Литература» для 10-11 кл. под редакцией В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева. Базовый уровень (издательство «Просвещение» г. Москва).

Программа может быть использована педагогом в качестве основы при составлении собственной рабочей программы. Учитель может внести изменения, исходя из уровня подготовки обучающихся и возможностей образовательной организации.

 

 

 

 

 

© ИРО Кировской области, 2020

© Коллектив авторов, 2020


Содержание

 


Введение. 4

 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 10-11 классах. 7

 Содержание учебного предмета в 10 классе. 8   

 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.. 23

Содержание учебного предмета в 11 классе…………………………24

 

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы…………………………………44

 

Приложения к рабочей программе. 47

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование
курса «Литература» 10 класса..47 

Приложение 2. Итоговые контрольные работы по литературе
в 10 классе. 103

Приложение 3. Календарно-тематическое планирование курса

"Литература"11класса……………………………………………. 113

Приложение 4. Итоговые контрольные работы по литературе

 в 11 классе………………………………………………………  194

 

  Рекомендуемая литература. 208


  Введение

 Рабочая программа по учебному предмету «Литература», предметная область «Русский язык и литература», составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), с учётом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования и авторской программы по литературе для 10-11 классов под редакцией В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева. Базовый уровень (издательство «Просвещение» г. Москва).

Планируемые результаты в рабочей программе «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» включены из Примерной основной образовательной программы среднего общего образования.

Содержание учебного предмета в рабочей программе включено из авторской программы по литературе, так как требований к содержанию учебного предмета в ФГОС СОО не предусмотрено.

Программа рассчитана на 102 часа в каждом классе   (3 урока в неделю).

 

 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

 в 10-11 классах

 

 В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования рабочая программа по литературе для 10-11 классов (базовый уровень) направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Требования к предметным результатам освоения базового курса предмета «Литература»   должны отражать:

1) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

2) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

3) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

4) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

5) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

6) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

7) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

8) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

В результате изучения учебного предмета «Литература» на  уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

-использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

-давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,    

-выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

-анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в

художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

· анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом);

- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/ или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т. П.);

- осуществлять следующую продуктивную деятельность:

- давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произ-ведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

-выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

-анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

-анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

- о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

- об историко-культурном подходе в литературоведении;

- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.







Класс

  Содержание учебного предмета (102 часа)

 

Названия темы Основное содержание
1  Введение. Становление и развитие реализма в русской литературе     XIX века   Русская литература XIX века на этапе становления реализма как литературного направления. Своеобразие становления реализма в русской литературе в контексте европейского литературного процесса и общекультурного развития европейских стран. Национальное своеобразие русского реализма, стремящегося к широте изображения жизни в общенациональном ракурсе, шекспировской полноте постижения человеческих характеров, христианскому гуманизму в оценке окружающего мира. Эволюция русского реализма от первых десятилетий XIX века к 1840-м годам и ко второй половине века: от пушкинского универсализма к индивидуальным стилям писателей 1860-1870-х годов, от образцовых статей В. Г. Белинского к нескольким направлениям в литературной критике, отстаивающим противоположные общественные и эстетические позиции. Теория литературы: историко-литературный процесс, романтизм и реализм как литературные направления.
2 Становление реализма как направления в    европейской литературе    XIX века          Формирование и развитие реализма в зарубежной прозе XIX века. Творчество наиболее крупных представителей этого литературного направления: Стендаля, Бальзака, Диккенса. Стендаль.Обзор жизни и творчества писателя. Герой-индивидуалист в романе Стендаля «Красное и чёрное». Судьба личности в контексте масштабных исторических событий в романе «Пармская обитель». Оноре де Бальзак.Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Замысел «Человеческой комедии». Социально-психологический анализ современного общества в романах «Евгения Гранде» и «Отец Горио», новелле «Гобсек». Значение романов Бальзака для развития русской литературы. Чарльз Диккенс.Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Гуманистический пафос прозы Диккенса. «Рождественская песнь в прозе».Рождественские повести Диккенса. Религиозно-философская основа произведений, утверждающих способность человека к нравственному возрождению. Роман «Домби и сын». Мастерство писателя, соединившего психологизм и социальную проблематику, жёсткую критику буржуазного общества и горячую веру в человека. Теория литературы:реализм как литературное направление
3  Иван Сергеевич Тургенев      Становление писателя, формирование его убеждений. Важнейшие особенности мироощущения писателя, его умение прочувствовать красоту преходящих мгновений, «уловить современность в её преходящих образах». «Записки охотника». Творческая история цикла, его художественное своеобразие. Повести «Муму» и «Постоялый двор». Роман «Рудин» — произведение, в котором выразился трагизм поколения 1840-х годов, приверженцев философского идеализма, мало знакомых с практической жизнью. Повести о трагическом смысле любви и природы: «Поездка в Полесье», «Фауст», «Ася». Роман «Дворянское гнездо». Проблематика романа, роль любовного сюжета в художественном мире произведения. Образ Лизы Калитиной в контексте традиций русской литературы. Роман «Накануне». Образы Инсарова и Елены, цена жизненного выбора героев. Особенности тургеневского романа. Сложность общественно-политической позиции Тургенева, его стремление снять противоречия и крайности непримиримых общественных течений 1860—1870-х годов. Разрыв с «Современником», значение споров о романе «Накануне» в современной Тургеневу критике. Роман «Отцы и дети».Творческая история романа, этапы работы Тургенева над произведением о поколении нигилистов, прототипы образа Евгения Базарова. Трагический характер конфликта, в котором «обе сторо- ны до известной степени правы». Споры Базарова с Павлом Петровичем, сильные и слабые стороны в позициях каждой из конфликтующих сторон. Базаров и Аркадий. Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание героя любовью, его мировоззренческий кризис. Базаров под крышей родительского дома. Второй круг жизненных странствий Базарова. Противоречивые стороны натуры героя, рост его личности, одиночество Базарова среди противников и мнимых единомышленников. Трагическое разрешение центральной коллизии романа. Авторское отношение к герою. «Отцы и дети» в русской критике. Творческий кризис Тургенева и его отражение в романе «Дым». Общественный подъём 1870-х годов. Роман «Новь». Отношение писателя к революционному народничеству. Творческий путь И. С. Тургенева в конце 1860-х — 1870-е годы. Последние годы жизни писателя. Стихотворения в прозе: основные мотивы, переклички стихотворений с прозой Тургенева, особенности жанра стихотворений в прозе. Теория литературы:роман как литературный жанр, литературный герой и его прототип, творческая история, проблематика литературного произведения, система образов, авторская позиция и средства её выражения в эпическом произведении, трагическое в искусстве.  
4  Николай  Гаврилович Чернышевский.        Биография Чернышевского, формирование его взглядов. Эстетические воззрения Чернышевского. Роман «Что делать?». Творческая история произведения, его жанровое своеобразие. Значение романа «Что делать?» в истории русской литературы и революционного движения. Художественная специфика произведения: композиция романа, система образов, реальность и сны, особые группы персонажей: «старые люди», «новые люди», «особенный человек». Мораль «новых людей», их взгляды на любовь и семейные отношения, основанные на вере в добрую природу людей, наделённых инстинктом общественной солидарности. Утопическое изображение общества будущего в четвёртом сне Веры Павловны. Каторга и ссылка Чернышевского. Роман «Пролог». Эволюция взглядов писателя. Теория литературы:социально-философский роман, проблематика, идея, иносказание...
5.        Иван Александрович     Гончаров     Биография писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова Роман «Обыкновенная история»: поиск золотой середины между беспочвенной мечтательностью и расчётливым прагматизмом. Цикл очерков «Фрегат «Паллада». Наблюдения писателя и результат его размышлений о противоположности прагматичного европейского мира и самобытной русской цивилизации. Роман «Обломов».Образ Ильи Ильича Обломова в контексте художественного мира романа, полнота и сложность его характера. Образ Захара, его роль в романе. Истоки характера героя в эпизоде «Сон Обломова». Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл житейского противостояния и взаимной душевной привязанности героев. Обломов и Ольга Ильинская. Проявление лучших душевных качеств героев в истории их любви. Неизбежность драматического финала любовной истории. Обломов и Агафья Пшеницына. Историко-философский смысл романа. Н. А. Добролюбов и А. В. Дружинин о романе «Обломов». Творческая история романа «Обрыв». Ключевые образы романа: Райский, бабушка, Марфенька, Вера, нигилист Марк Волохов. Философский смысл сюжета: судьба Веры и судьба будущей России. «Обрыв» в оценке русской критики. Теория литературы:роман как литературный жанр, реалистический роман, типическое в литературе, искусстве. Система образов произведения, сюжет и композиция, характер в литературе. Антитеза. Интерьер. Художественная деталь. Художественная интерпретация, литературно-критическая интерпретация произведения.  
6 Александр Николаевич  Островский  Жизнь и творчество драматурга, общенациональное содержание творчества Островского. Исторические и семейные истоки художественной индивидуальности драматурга. Проблематика и художественное своеобразие комедий Островского «Свои люди — сочтёмся», «Бедность не порок», созданных в период сотрудничества писателя с редакцией журнала «Москвитянин». Сближение Островского с кругом «Современника». Расширение тематического диапазона его драм. Драма «Гроза».Творческая история произведения. «Гроза» как русская трагедия. Конфликт и расстановка действующих лиц. Катастрофическое состояние мира и его отражение в характерах героев драмы. Общенациональный масштаб художественного обобщения. Образы грозы и Волги в пьесе. Религиозная основа бытового конфликта в семействе Кабановых. Образ главной героини, народные истоки характера Катерины. Особенности трагической коллизии в пьесе, её социальные и религиозные корни. Н. А. Добролюбов и А. А. Григорьев о «Грозе» Островского. Творческая эволюция драматурга. Своеобразие пьес Островского конца 1860-1870-х годов, по-новому развивающих прежние мотивы. Весенняя сказка «Снегурочка». Фольклорная образность и философские мотивы пьесы. Драма «Бесприданница». Глубина социально-психологических характеристик героев пьесы. Поэтичность и драматизм образа Ларисы. Неповторимый национальный облик драматургии Островского, роль Островского в создании русского театра. Теория литературы:драма как род литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Конфликт в драматическом произведении, этапы развития действия. Монолог, диалог, речевая характеристика персонажа. Образ-символ. Авторская позиция в драме и средства её выражения.
7 Федор Иванович Тютчев  Становление личности поэта. Связь поэзии Тютчева с традициями его древнего рода, с историей и природой Орловщины. Тютчев и поколение любомудров, философские и политические взгляды поэта-дипломата. Философская проблематика и художественное своеобразие поэзии Тютчева. Стихотворения: «Silentium!», «14 декабря 1825 года», «Не то, что мните вы, природа...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Цицерон», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Наш век», «Над этой тёмною толпой...», «Неман», «Эти бедные селенья...», «Есть в осени первоначальной...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и всё былое...»). Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития: общественные истоки трагических мотивов тютчевской лирики. Основные темы творчества поэта-философа. Мир природы в поэзии Тютчева. Любовная лирика Тютчева, её биографическое и философское содержание. Трагические противоречия бытия, хаос и космос в лирике Тютчева. Тема России, историко-философские взгляды поэта. Поэтическое открытие русского космоса в зрелых произведениях Тютчева. Теория литературы:лирика как род литературы. Философская поэзия. Пейзажная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой.  Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике.  
8 Русская поэзия во второй половине XIX века.     Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века. Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве. Представители «гражданской поэзии»:  А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, И. З. Суриков, С. Д. Дрожжин, Л. Н.  Трефолев, поэты «Искры»: В. С. Курочкин, Д. Д. Минаев, В. И. Богданов и другие. Сторонники «чистого искусства»: А. Н. Майков, К. К. Случевский, Я. П. Полонский и другие (произведения по выбору учителя). Теория литературы: Тема. Пафос.  Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной  изобразительности и выразительности в лирике. Гражданская лирика.  
9 Николай Алексеевич Некрасов   Народные истоки мироощущения Некрасова, близость поэта к народу, его способность выразить одухотворённую красоту страдания и высокие идеалы народа.  Детство и отрочество Некрасова, семья поэта, впечатления детских и юношеских лет, сформировавшие характер Некрасова. Петербургские мытарства. Встреча с В. Г. Белинским. Некрасов — журналист и издатель. Лирика Некрасова. Стихотворения «В дороге», «Тройка», «На Волге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Еду ли ночью по улице тёмной...», «Вни- мая ужасам войны...», «Поэт и Гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Зелёный Шум», «Влас», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Блажен незлобивый поэт...», «О Муза! я у двери гроба...».Основные мотивы лирики поэта. Звучание темы поэтического призвания в стихотворениях Некрасова. Народ в лирике Некрасова. Поэтическое многоголосие: особенности поэтики Некрасова, основанные на его художественной отзывчивости к народной судьбе и народной речи. Своеобразие сатирических стихов Некрасова. Тонкий психологизм и наблюдательность поэта при создании сатирических масок. Своеобразие любовной лирики Некрасова: глубокое постижение жен- ской души, соединение социальных и личных мотивов в стихотворениях о любви. Поиск героя нового времени в поэме «Саша». Поэзия Некрасова в преддверии реформы 1861 года, поворот в художественных исканиях Некрасова, попытка создать собирательный образ народа-героя в поэме «Тишина». Поэма «Коробейники». Закономерный этап творческой эволюции Некрасова: открытый выход не только к народной теме, но и к народу как читателю. Поэма «Мороз, Красный нос». Трагедия одной крестьянской семьи и судьба всего русского народа. Национальные черты образов Дарьи и Прокла. Историко-героические поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо».Творческая история произведения. Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Роль фольклорных мотивов в художественном мире произведения. Проблема завершённости-незавершённости. Образ крестьян-правдоискателей в начале поэмы, первоначальные представления странников о счастье. Перелом в направлении поисков «счастливого». Ключевые образы поэмы (Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий и др.), постепенное рождение в сознании народа образа другого «счастливца», борца за духовные святыни. Работа Некрасова над финальной частью поэмы, вера поэта в пробуждение народных сил, нескорое, но неизбежное утверждение народной Правды. «Последние песни». Годы болезни Некрасова, проблематика его последних лирических произведений. Теория литературы:лирический герой, биографические мотивы в лирике. Жанры лирики (ода, сатира, послание, песня). Поэма. Поэма-эпопея. Фольклорные мотивы в литературе. Проблематика.
10 Афанасий Афанасьевич  Фет    Биография и творческий путь Фета. «Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла «Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Это утро, радость эта...», «Учись у них — у дуба, у берёзы...»,«Целый мир от красоты...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге сена ночью южной...», «Ещё майская ночь...»,«Я тебе ничего не скажу...», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Пчёлы», «Вечер». Стихи Фета о назначении поэзии. Сознательность выбора поэтом роли защитника «чистого искусства», философские основания житейской и эстетической программы Фета. Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. Светлый, жизнеутверждающий характер лирики поэта. Основные особенности поэтики Фета, его важнейшие художественные открытия: метафоричность, импрессионистичность, музыкальность, интуитивность, символизм и т. д. Любовная лирика Фета. Природа в поэзии Фета. Преображение житейских впечатлений в поэтический образ. Стихотворения Фета в контексте литературной традиции. Теория литературы: лирическое стихотворение как жанр. Пейзажная лирика, интимная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Импрессионизм в искусстве и литературе.  
11    Алексей Константинович Толстой  Жизненный и творческий путь А. К. Толстого, зарождение и созревание его страсти к искусству. Нравственная твёрдость писателя, последовательная защита им интересов русской литературы. «То было раннею весной...», «Средь шумного бала, случайно...», «Меня, во мраке и в пыли...», «Край ты мой, родимый край...»,«Колокольчики мои...», «Двух станов не боец, но только гость случайный...». Лирика А. К. Толстого: основные мотивы, неповторимое своеобразие поэзии А. К. Толстого, прочно укоренённой в традициях русской классической литературы. Былины и баллады А. К. Толстого. «Василий Шибанов», «Илья Муромец», «Садко». Отражение историософских взглядов автора в его исторических балладах и стилизованных былинах. Драматические произведения А. К. Толстого, трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис». Сатирические произведения А. К. Толстого. Литературная маска Козьмы Пруткова: от литературной пародии до политической сатиры. «Плоды раздумья».Стихотворения «Мой портрет», «Моё вдохновение», «Перед морем житейским», «Осень. С персидского, из Ибн-Фета». Теория литературы: лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Баллада как литературный жанр. Историзм в литературе. Стилизация, пародия. Юмор, ирония и сатира как виды комического. Литературная маска.  .      
12     Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Драматическая судьба писателя-сатирика. Общественно-политическая позиция Салтыкова-Щедрина. «История одного города».Необычность жанровой формы произведения, роль фантастических образов. Пародия, гротеск, гиперболизация как способы раскрытия авторского замысла. Обличение тёмных сторон «глупов ской истории», понимаемой как история народа, отступившего от христианских заповедей. Общественный роман «Господа Головлёвы». История создания романа-хроники, место произведения в творчестве писателя. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. «Пропала совесть», «Рождественская сказка», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Премудрый пискарь», «Христова ночь». Проблемно-тематические группы сатирических сказок писателя. Социальное и религиозно-философское содержание сказок, их идейно-художественное своеобразие. Творчество Салтыкова-Щедрина как свидетельство духовного взлёта русской словесности в XIX веке: созидательная роль обличительной литературы, опирающейся на прочные нравственные основы национальной культуры. Теория литературы: пародия, гротеск, фантастика как приёмы сатиры. Литературная сказка. Антиутопия (первичное представление).
13 Федор Михайлович Достоевский Биография Достоевского, формирование его личности и жизненной позиции.  Семья писателя, первые детские впечатления. Отрочество в Военно-инженерном училище. Начало литературной деятельности. «Бедные люди», причина высокой оценки романа Белинским и  Некрасовым. Увлечение идеями социалистов- утопистов. Участие Достоевского в деятельности кружка Петрашевского, арест, гражданская казнь и ссылка писателя. Сибирь и каторга. Формирование нового взгляда писателя на Россию и русский народ. Почвенничество Достоевского, связь его убеждений с христианскими идеями и философскими исканиями эпохи. Воплощение почвеннических взглядов Достоевского в «Пушкинской речи». Роман «Преступление и наказание».Творческие истоки произведения, жанровое своеобразие «идеологического» романа. Антигуманный и богоборческий смысл теории Раскольникова, связь болезненных заблуждений героя с трагедиями петербургских трущоб. Идея и натура Раскольникова: глубина психологического анализа душевных терзаний героя. Духовный путь Раскольникова. Роль Сони Мармеладовой и её христианской веры в нравственном возрождении главного героя. «Преступление и наказание» в русской критике. «Идиот»-роман о «положительно прекрасном» человеке, трагизм образа главного героя — князя Мышкина. Спор с нигилизмом в романе «Бесы». Поверка  господствующих идей современной европейской цивилизации в романе «Подросток». Роман «Братья Карамазовы» как синтез художественно- философских исканий писателя, глубокое исследование духовной болезни современного общества — карамазовщины и её  нравственных последствий. Жанровое своеобразие романов Достоевского как идеологических, полифонических, романов-трагедий. Теория литературы: социально-психологический роман. Проблематика, художественная идея. Психологизм в литературе, способы изображения внутреннего мира героя (монолог, внутренняя речь, деталь и др.). Портрет, пейзаж, интерьер, внесюжетные эпизоды и их роль в произведении. Художественная интерпретация, научная интерпретация.
14 Русская литературная критика второй половины XIX века  Расстановка общественных сил в 1860-е годы, причина размежевания общества на западников и славянофилов. Взгляд славянофилов и западников на пути русской истории и будущее России. «Эстетическая критика» либеральных западников П. В. Анненкова, А. В. Дружинина, публиковавшихся в журналах «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Русский вестник». «Реальная критика» революционеров-демократов. Анализ литературного произведения как повод для осмысления социальных и политических проблем современности в статьях Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов, критиков журнала «Русское слово» Д. И. Писарева и В. А. Зайцева, причины их полемики с журналом «Современник». Литературно-критическая позиция славянофилов К. С. Аксакова и А. С. Хомякова, развитие и преломление их идей в литературно-критической позиции почвенников А. А. Григорьева и Н. Н. Страхова, соратников Ф. М. Достоевского и сотрудников его журналов «Время» и «Эпоха».  Теория литературы:  л итературная критика.
15 Лев  Николаевич Толстой Родовое гнездо. Традиции дворянского рода, к которому принадлежал писатель. Детство, ранние годы Л. Н. Толстого в семье, обстановка родственного тепла и доброты, сформировавшая душевный склад писателя. Отрочество и юность. Годы учения Толстого в Казанском университете и попытка начать государственную службу, увлечение руссоистскими идеями и самоанализом, отразившееся в дневниках. Диалектика трёх эпох развития человека в трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Художественное новаторство произведения о духовном становлении человека. Чернышевский о «диалектике души» Л. Н. Толстого. От «диалектики души» — к «диалектике характера». Л. Н. Толстой — участник Крымской войны. Художественные открытия писателя во время военной кампании 1853—1855 годов. Итог размышлений писателя об истинном и ложном патриотизме — «Севастопольские рассказы». Творчество Л. Н. Толстого начала 1860-х годов. Повесть «Казаки» и рассказ «Люцерн», связанные размышлениями писателя о современной цивилизации в Яснополянской школе для крестьянских детей. Роман-эпопея «Война и мир».Творческая история романа, логика изменения авторского замысла. «Война и мир» как роман-эпопея: жанровое своеобразие произведения, его отличие от классического романа и сходство с героическим эпосом прошлого. Композиция «Войны и мира». Структура романа как цепь ярких жизненных картин, связанных в единое художественное полотно глубокой «мыслью народной». Семейная жизнь и жизнь историческая, изображённые в неразрывном единстве. Война и мир как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведения. Народ и толпа, Наполеон и Кутузов: противопоставление эгоистической личности и общенародного единства, которое ярче всего реализуется в контрастных образах Наполеона и Кутузова. Изображение народного характера войны 1812 года и антивоенный пафос романа. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова, нравственно-психологический облик героев, их духовный путь, авторское отношение к героям. Художественное значение подробного психологического анализа в прозе Л. Н. Толстого. «Текучесть человека», таящая возможности бесконечного обновления, нравственного совершенствования. Образ Платона Каратаева. Наташа Ростова, причины её особенного влияния на окружающих людей. Эпилог «Войны и мира», его полемический характер. Значение эпилога в художественном мире романа, свидетельствующего о неразрешённости основных конфликтов общенациональной жизни. «Анна Каренина». Роман, в котором Л. Н. Толстой развивает «мысль семейную». Неизбежность гибели героини как следствие душевного тупика, распада духовных связей между людьми в условиях современной цивилизации. Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого. Важнейшие основы философского учения, с позиции которого писатель разворачивает критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Противоречивость и глубина исканий Л. Н. Толстого, несводимых к догматическому «толстовству». Идейно-художественное своеобразие романа «Воскресение». Последние годы жизни писателя, его тайный уход из Ясной Поляны и смерть. Теория литературы: повесть, рассказ, роман-эпопея, исторический роман. Народность в литературе. Нравственно-философская проблематика. Образ героя, характер в литературе. Система персонажей. Действие в эпическом произведении, сюжет, эпизод. Психологизм в литературе, «диалектика души».
16 Николай Семёнович Лесков   Детство и взросление писателя, непростая школа жизни, через которую пришлось пройти Лескову. Вхождение в литературу: первые публикации начинающего писателя, его конфликт с революционно-демократическими кругами, оставивший отпечаток на всей литературной карьере Лескова. Своеобразие общественно-политической позиции Лескова. Рассказ «Леди Макбет Мценского уезда». Глубокое знание русской жизни, отразившееся в трагической истории Катерины Измайловой. «Соборяне». Хроника Лескова, раскрывшая богатые возможности русского народа. Трагический финал произведения и вера автора в торжество христианских идеалов. «Очарованный странник».Повесть-хроника Лескова, продолжающая тему народной судьбы. Образ Ивана Флягина, богатырство главного героя, его художественная одарённость, стихийность, неподвластная разуму буйная широта проявлений, граничащая с безумием, неумирающие сердечность и совестливость героя. Формирование типа «русского праведника» в прозе Лескова. Художественный мир писателя. Характерные особенности писательской манеры Лескова: анекдотизм, ослабление сюжетности, сказовое начало повествования и другие. Теория литературы:рассказ, очерк, хроникальное повествование. Сказовое начало в литературе.
17  Зарубежная проза и драматургия конца XIX- начала XX века (обзор) Творчество авторов рубежа веков, ярко воплотивших в своих произведениях новые явления в литературе. Генрик Ибсен.Обзор творчества писателя, новаторские черты его драматургии, пьеса «Кукольный дом» («Нора»). Ги де Мопассан.Основные этапы творческой биографии писателя, роль Мопассана в развитии жанра новеллы, социально-психологическая коллизия в новелле «Ожерелье». Джордж Бернард Шоу.Обзор творчества писателя. Пьеса «Пигмалион»,в которой древний миф об ожившей статуе получает парадоксальное истолкование и становится ироническим вызовом современному буржуазному обществу. Теория литературы:драма как род литературы. Художественный мир драматического произведения.  
18  Антон Павлович Чехов Особенности художественного мироощущения Чехова. Истоки чеховского стиля, основанного на недоверии к отвлечённой теории, отмеченного сдержанностью, недоговорённостью, эстетическим совершенством. Труд самовоспитания. Детство и юность Чехова, жизненные правила, привитые ему в семье. Формирование убеждений будущего писателя. Ранний период творчества. Особенность поэтики, специфика приёмов комического изображения жизни в ранних рассказах Чехова. Творчество второй половины 1880-х годов. «Горе», «Тоска», «Рассказ госпожи NN». Поиск Чеховым «живых душ» в эпоху безвременья. Обращение писателя к народной и детской темам. Повесть «Степь» как итог творчества Чехова 1880-х годов. Символическое значение образа степи, безграничной, как душа народа. Путешествие Чехова на остров Сахалин как важный этап в гражданском становлении писателя. Повести Чехова, созданные в 1890-е годы: «Дуэль», «Попрыгунья», «Дом с мезонином», герои которых, страдающие самодовольством, близорукой самонадеянностью, прозревают в драматических обстоятельствах и осознают свою неправоту. Трагедия доктора Рагина в рассказе «Палата № 6». Деревенская тема. Повести «Мужики» и «В овраге». Тема неблагополучия русской жизни, распада, охватившего даже народный мир с его вековыми устоями. Рассказ «Студент».Преодоление главным героем охватившего его духовного смятения, утверждение высокой природы духовных борений человека. «Маленькая трилогия».Рассказы, входящие в трилогию: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», как этапы художественного исследования основ современного общества, где люди задыхаются в «футлярном существовании», не находя сил вырваться из него. Рассказ «Ионыч».История постепенного омертвения души доктора Старцева. Пошлость обыденной жизни и неспособность персонажей противостоять её неумолимому действию. Повесть «Дама с собачкой».Стремление Чехова отыскать в повседневности выход в одухотворённую и осмысленную жизнь. Художественное своеобразие чеховской драматургии. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», их творческая история и сценическая судьба. Комедия «Вишнёвый сад».Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе. Двойственное освещение действующих лиц, своеобразие авторского взгляда на героев. Представители разных поколений, охваченные общим недовольством жизнью и в равной степени беспомощные перед ней. Лиризм и комическое начало в художественном мире пьесы. Жанровое своеобразие комедии Чехова. Теория литературы: рассказ. Тема, сюжет, идея. Комедия. Конфликт и его реализация в сюжете пьесы. Система персонажей. Речевая организация произведения. Лиризм. Символические образы.
19  Мировое значение русской  литературы  XIX  века Своеобразие русской классики XIX века, ренессансной по своему масштабу, стремящейся к воплощению общенациональных и общечеловеческих идеалов, утверждению христианской духовности. Теория литературы: тематика, проблематика, пафос. Историко-литературный процесс.  
20. Итоговый  контроль Подготовка и проведение работы в форме итогового сочинения   
  Итого 102 часа

  Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

 

Названия темы Кол-во часов
1   Введение. Становление и развитие реализма в русской литературе  XIX века  1
2  Становление реализма как направления в  европейской литературе XIX века  2
3 И.С. Тургенев 10
4 Н.Г. Чернышевский  2
5 И.А. Гончаров 10
6 А.Н. Островский 10
7 Ф.И. Тютчев    2
8 Русская поэзия во второй половине XIX века (обзор)  1
9 Н.А. Некрасов 12
10 А.А. Фет  2
11 А.К. Толстой  3
 12  М.Е. Салтыков-Щедрин  4
13 Ф.М. Достоевский  8
14 Русская литературная критика второй половины XIX века (обзор)  2
15 Л.Н. Толстой 18
16 Н.С. Лесков  3
17 Зарубежная проза и драматургия конца XIX- начала XX века (обзор)  2
18 А.П. Чехов  8
19 Мировое значение русской литературы XIX века  1
20   Итоговый контроль  1
  Итого: 102

Класс

 

Содержание учебного предмета (102 часа)

 

Названия темы Основное содержание
1  Изучение языка художественной литературы     Язык художественной литературы. Анализ  художественного текста. Понятие поэтического языка. Дифференциация лингвистического и стилистического анализов художественного произведения. Филологический анализ художественного произведения. Теория литературы:   Литература как искусство слова (углубление представлений).
2  Мировая литература  рубежа  XIX—XX веков        Содержание понятия «мировая литература». Характерные черты мировой литературы рубежа XIX—XX веков. Т.-С. Элиот. Жизнь и творчество. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Идейная сущность и основной конфликт произведения. Э.-М. Ремарк. Судьба и творчество. Роман «На Западном фронте без перемен». Образная система произведения. Сюжет и композиция. Человек и война в романе. Теория литературы:историко-литературный процесс     
3  Русская литература начала XX  века  Литературные искания и направление философской мысли начала XX века. Золотой и Серебряный век русской литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.  Теория литературы:историко-литературный процесс, литературные направления и течения    
4 Иван Александрович Бунин       Мотивы и образы бунинской лирики. Традиции русской классики в творчестве Бунина. Лирическая проза писателя. Повесть «Деревня».Изображение России в повести. Тема русской деревни. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».Образ греха в рассказе. Философия жизни и смерти, вечное и «вещное» в произведении. Роль эпизодических персонажей. Кризис цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Проблема бездуховности буржуазного общества. Смысл финала произведения. Идейно-художественное своеобразие рассказа. Образы-символы. Приём контраста. Антропоцентризм литературы XIX века. Рассказы «Солнечный удар», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник».Тема любви в произведениях Бунина. Средства создания художествен- ного образа. Поэтичность женских образов. Психологизм бунинской прозы и особенности внешней изобразительности. Роль предыстории в художественном произведении. Художественная деталь. Роман «Жизнь Арсеньева».Автобиографическая основа романа. Вечные темы в романе. Художественное время и пространство в произведении. Бунинская концепция жизни и смерти. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры Бунина. Новаторство романа Бунина. Теория литературы: лирическая проза    
5.  Александр Иванович Куприн              А. И. Куприн: жизнь, творчество, личность писателя. Повесть «Олеся».Противопоставление мира природы и цивилизации в повести. Поэтизация природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и её обитателей. Конфликт в произведении. Художественные особенности повести «Олеся». Композиция повести. Антитеза как приём композиции. Черты романтизма в произведении. Повесть «Поединок»: автобиографический и гуманистический характер произведения. Проблематика и антивоенный пафос повести. Основные сюжетные линии произведения. Смысл названия повести.  Рассказ «Гранатовый браслет». Проблематика произведения. Любовь как талант и тема социального неравенства в произведении. Смысл названия аза. Образы главных героев. Роль второстепенных персонажей. Символизм детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве Куприна. Теория литературы: очерковая проза, символическая деталь. Контроль: контрольное сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна..  
6  Леонид Николаевич Андреев  Жизнь и судьба Л. Н. Андреева. Реализм, модернизм, экспрессионизм в творчестве писателя. Особенности художественного восприятия мира. Рассказ «Большой шлем».Сюжет и композиция произведения. Концепция обезличенного человека. Трагический смысл финала рассказа.
7. Иван Сергеевич Шмелев   Творчество И. С. Шмелёва. Этапы жизни и творчества писателя. Национально-историческая проблематика произведений. Тема России в творчестве И. С. Шмелёва. Повесть «Солнце мёртвых».Специфика жанра и композиции произведения. Автобиографические черты в образе рассказчика. Конфликт и идейно-художественное своеобразие произведения.
8 Борис Константинович Зайцев     Жизнь и творчество Б. К. Зайцева. Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя. «Преподобный Сергий Радонежский», «Путешествие Глеба», «Уроки Зайцева».Беллетризованные биографии в творчестве Зайцева. Теория литературы: эмигрантская литература.    
9 Аркадий Тимофееевич Аверченко,   ТЭФФИ (Надежда Александровна Лохвицкая)   Жизнь и творчество А. Т. Аверченко. Аверченко и «Сатирикон». Сборник «Дюжина ножей в спину революции».Рассказы «Короли у себя дома», «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина», «Трава, примятая сапогом», «Роковой выигрыш».Темы и образы сатирической новеллистики Аверченко. Понятие «карнавальный смех». Развитие представлений об иронии и пародии.  Жизнь, творчество, судьба писательницы. Тэффи и «Сатирикон». Рассказы «Неживой зверь», «Даровой конь».Предмет сатиры и проблематика произведений. Различие юмора и сатиры А. Т. Аверченко и Тэффи. Теория литературы: сарказм, ирония, политическая сатира.
10 Владимир Владимирович Набоков   Основные этапы жизни и творчества В. В. Набокова. Англоязычное творчество, лирика Набокова. Литературное наследие. Роман «Машенька».Два параллельных временных пространства в повествовании: прошлое и настоящее. Тема «эмигрантского небытия» в романе. Образная система романа. Россия глазами писателя-эмигранта. Феномен языка Набокова. Теория литературы: эмигрантская литература
11  Особенности поэзии начала XX века. Серебряный век как литературно-эстетическая категория     Серебряный век как историко-литературное и эстетическое явление. Модернизм в поэзии Серебряного века. Феномен Серебряного века. Литературное течение и литературное направление. Дифференциация понятий «Серебряный век», «декаданс», «модернизм». Модернизм как литературное направление и его основные течения. Литературный авангард.  Теория литературы: символизм, акмеизм, футуризм, двоемирие, мистическое содержание, символ.  
 12        Символизм как литературное течение. В. Я.Брюсов Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предсимволизм. В. Я. Брюсов — идеолог русского символизма. Символизм как миропонимание. Литературные манифесты символистов. Символизм и русские поэты-символисты. «Старшие символисты»: Н. М. Минский, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. А. Блок, Вяч. И. Иванов. Влияние символизма на последующее развитие русской литературы XX века. В.Я. Брюсов.Основные этапы творческого пути и особенности поэтики В. Я. Брюсова. Стихотворения «Юному поэту», «Антоний»,  Сумерки», «Я».Основные мотивы лирики Брюсова. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
13 Константин Дмитриевич Бальмонт    Основные этапы творческого пути и особенности поэтики К. Д. Бальмонта. Своеобразие художественного творчества Бальмонта. Бальмонт как представитель «старшего символизма». Стихотворения «Сонеты солнца», «Придорожные травы», «Я не знаю мудрости», «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Лунный луч», «Фантазия». Лирический герой и основные черты символической поэзии Бальмонта. Образно-стилевое богатство лирики Бальмонта. Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Понятия эвфония, аллитерация, ассонанс.
14 Иннокентий Федорович Анненский, Федор Сологуб, Андрей Белый   Основные этапы жизни и творчества И. Ф. Анненского, Ф. Сологуба, А. Белого. Стихотворения А. Белого «На горах», «Отчаянье», И. Ф. Анненского  Мучительный сонет», «Смычок и струны», Ф. Сологуба «В тихий вечер на распутьи двух дорог…», «Не трогай в темноте…».  Основные темы и мотивы лирики поэтов.
15 Русский акмеизм и его истоки         Русский акмеизм и его истоки. Литературные манифесты акмеистов. Н. С. Гумилёв и А. А. Блок о поэтическом искусстве. Статья Н. С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм»как декларация акмеизма. Эстетика акмеизма, основные принципы, отличительные черты. Западноевропейские и  отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. С. Гумилёва, С. М. Городецкого, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. А. Кузмина и др. Кризис акмеизма. Влияние акмеизма на последующее развитие русской литературы XX века.
16  Николай Степанович Гумилёв   Судьба и творчество Н. С. Гумилёва. Ранняя и зрелая лирика. Поэтические открытия сборника «Огненный столп». Стихотворения Гумилёва «Капитаны», «Канцона вторая», «Дон Жуан», «Мои читатели», «Шестое чувство», «Жираф», «Заблудившийся трамвай».Проблематика и поэтика лирики Гумилёва. Романтический герой лирики Гумилёва. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию XX века. Понятия «лирический герой — маска», «неоромантизм».
17  Футуризм как литературное течение модернизма. Лирика И. Северянина, В. Ф. Ходасевича   Футуризм как литературное течение модернизма. «Манифест о футуризме» Ф. Т. Маринетти. Характерные черты эстетики футуристов. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин и др.), кубофутуристы (В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. В. Каменский), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями. Лирика И. Северянина, В. Ф. Ходасевича (И. Северянин «Я, гений Игорь Северянин…», «Ананасы в  шампанском!..», В. Ф. Ходасевич «Акробат», «Воспоминанье»).Основные темы и мотивы лирики поэтов. Влияние футуризма на последующее развитие русской литературы XX века.
18 Контрольное сочинение   Контрольное сочинение по произведениям авторов Серебряного века (анализ лирического произведения).
19 М. Горький     М. Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы М. Горького. «Макар Чудра».Романтический пафос и реализм рассказа Горького. Новый романтический герой. Романтический пейзаж. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Рассказ «Старуха Изергиль».Проблематика и особенности композиции произведения. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Тема ответственности за свой жизненный выбор. Идея произведения. Героический пафос. Пьеса М. Горького «На дне»как социально-философская драма. Система образов произведения. Композиция и конфликт пьесы. Спор о назначении человека в пьесе. Три правды в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Смысл названия драмы. Авторская позиция в произведении. Интерпретация драмы в критике. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков Горького. Литературные портреты. Пафос «Несвоевременных мыслей»Горького. Контроль: контрольное сочинение по творчеству М. Горького. Теория литературы: романтическая проза, принцип полилога и полифонии в драме, социально-философская драма, легендарно-романтический герой.
20 Александр Александрович Блок   Жизнь, творчество, личность А. А. Блока. Романтический мир раннего Блока. Поэт и символизм. Основные темы лирики. Поэт и революция. Последние годы жизни поэта. Сборник «Стихи о Прекрасной Даме».Стихотворения «Предчувствую Тебя…», «Ты горишь над высокой горою…», «Вхожу я в тёмные храмы…».Эволюция образа Прекрасной Дамы. Стихотворения «Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Лирический герой стихотворений. Деталь в лирическом произведении. Цикл стихотворений Блока «На поле Куликовом».Тема Родины и исторического пути России. Стихотворения «На железной дороге», «Россия», «Русь».Эволюция темы Родины в творчестве Блока. Поэма «Двенадцать».История создания поэмы и её восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Жанр, стиль, сюжет, композиция и проблематика произведения. Символика произведения. Рефрен. Авторская позиция и способы её выражения в поэме. Образ Христа в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние творчества Блока на русскую поэзию XX века. Статья А. А. Блока «Интеллигенция и революция». Теория литературы: лирический цикл, реминисценция. Контроль: контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока.
21 Новокрестьянская поэзия. Николай Алексеевич Клюев      Жизнь и творчество Н. А. Клюева. Истоки новокрестьянской поэзии. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Н. А. Клюев и А. А. Блок. Н. А. Клюев и С. А. Есенин. Стихотворения «Изба — святилище земли», «Голос народа», «Рождество избы».Основная тематика и проблематика лирических произведений. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художе-ственные и идейно-нравственные аспекты этой полемики. Теория литературы: нововокрестьянская поэзия.
22 Сергей Александрович Есенин   Жизнь и творческая биография поэта. С. А. Есенин как национальный русский поэт. Стихотворения «Гой, ты, Русь, моя родная…», «Письмо матери», «Мой край задумчивый и нежный…»,  «Край любимый, сердцу снятся…», «Русь», «Запели тёсаные дроги…», «Учусь постигнуть в каждом миге…», «О Русь, взмахни крылами…», «Ветры, ветры, о снежные ветры…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Несказанное, синее, нежное…», «Русь Советская», «Русь уходящая», «Спит ковыль…», «Сорокоуст», «Низкий дом с голубыми ставнями…».Мотивы ранней лирики. Тема Родины и природы в поэзии. Идеальное и реальное в изображении деревни. Есенин и имажинизм. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Образ голубой Руси. Библейские образы. Мотив странничества. Мифологическая и фольклорная основа поэзии. Стихотворения «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…», «Пускай ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Вечер чёрные брови насопил…».Любовная тема в лирике Есенина. Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…».Тема быстротечности человеческого бытия. Монолог лирического героя. Противоречивость лирического героя. Автобиографизм лирики. Образ-иероглиф. Психологический параллелизм. Полифония лирики. Авторские средства языковой выразительности. Поэтика цикла «Персидские мотивы». Поэма «Анна Снегина».Лирическое и эпическое в поэме. Об


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: