I полугодие
Вариант 2
1. Отметьте основные требования, характерные для реализма.
1) соблюдение строгих норм и правил
2) соблюдение принципов народности
3) соблюдение принципов историзма
4) двоемирие
5) соблюдение принципов психологизма
6) изображение жизни в её развитии
7) деление на высокие и низкие жанры
2. Укажите произведения, которые можно отнести к реализму.
1) «Обломов»
2) «Бедная Лиза»
3) «Мцыри»
4) «Ионыч»
5) «Гроза»
3. Соотнесите поэта, его музу и посвященное ей стихотворение.
Н.А. Некрасов | Е.А. Денисьева | «Мы с тобой бестолковые люди…» |
А.А. Фет | А.Я. Панаева | «Я тебе ничего не скажу…» |
Ф.И. Тютчев | Мария Лазич | «Я очи знал, – о, эти очи!..» |
4. Кому был посвящён роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
1) Н.А. Некрасову
2) В.Г. Белинскому
3) Н.А. Добролюбову
4) Н.Г. Чернышевскому
5. Какая из перечисленных ниже проблем является ведущей в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
1) Проблема отношений двух влюбленных;
2) Проблема взаимоотношений людей из разных социальных классов;
|
|
3) Проблема взаимоотношения двух поколений;
4) Проблема выбора человеком между долгом и личными интересами.
6. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.
Герой романа | Предметно-бытовая деталь |
А) Ситников Б) Павел Петрович Кирсанов В) Николай Петрович Кирсанов Г) Евдоксия Кукшина | 1) славянофильская венгерка и чересчур элегантные перчатки 2) виолончель 3) трость с набалдашником из слоновой кости 4) крупные браслеты и бархатная шуба на пожелтелом горностаевом меху 5) черное платье и лёгкие ветки фуксий в волосах |
А) | Б) | В) | Г) |
7. Установите соответствие между персонажами романа И.С. Тургенева и их характеристиками.
Персонаж | Характеристика персонажа |
А) Евгений Базаров Б) Аркадий Кирсанов В) Павел Петрович | 1) «мякенький, либеральный барич» 2) «самоломаный» 3) «добрый малый, но …человек отставной» 4) «самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен» |
А) | Б) | В) |
8. Укажите лишнее в формулировке жанра романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
1) философский
2) публицистический
3) психологический
4) социальный
9. В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» есть такие слова: «Нет, <…> эта теория холодна, но учит человека добывать тепло. Спичка холодна, стена коробочки, о которую трется она, – холодна, дрова – холодны, но от них огонь, который готовит теплую пищу человеку и греет его самого». О какой теории идёт речь?
|
|
10. Дайте комментарий предложенным ниже именам и понятиям, связанным жизнью и творчеством И.А. Гончарова.
Симбирск | |
«Лунные ночи» | |
Фрегат «Паллада» | |
«Горе от ума» |
11. Чей это портрет (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)?
«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.» | |
«Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него. Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестью лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков. Он вынул тончайший батистовый платок, вдохнул ароматы Востока, потом небрежно провел им по лицу, по глянцевитой шляпе и обмакнул лакированные сапоги.» | |
[Она] «…в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии.» |
12. Укажите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном произведении, и их судьбой в финале.
Персонажи | Дальнейшая судьба |
Штольц Захар Обломов | цинично присвоит чужое имущество тихо уйдёт из жизни окажется на паперти женится на Ольге Ильинской |
А) | Б) | В) |
13. Укажите литературоведческий термин на основе его определения.
____________________ – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими.
14. В пьесе А.Н. Островского «Гроза» многие герои говорят о грехе. Определите, кому принадлежат слова, указанные ниже.
«Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. <…> Что у меня на уме-то! Какой грех-то! страшно вымолвить!» | |
«Нельзя, матушка, без греха: в миру живем.» | |
«Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься» | |
«И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил.» |
15. Каково авторское определение жанра «Грозы»?
16. В пьесе А.Н. Островского «Гроза» есть персонажи, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к развитию конфликта не имеют, (например, Кулигин, Феклуша, Кудряш и т.п.) Как называются такие герои?
17. Как называется стилистическая фигура, использованная Ф.И. Тютчевым в стихотворении «О, как убийственно мы любим…» в предпоследней строфе?
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
18. Определите размер, которым написано стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
19. В стихотворении Ф.И. Тютчева «Silentium!» читаем: «Мысль изреченная есть ложь». Назовите вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме.
|
|
20. Укажите термин, которым обозначается созвучие концов стихотворных строк, являющееся важным средством организации стиха (стихотворение А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую...»)
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов…
21. Установите соответствие между героями произведения и цитатами из текста, к ним относящимся. Укажите автора, жанр и название произведения.
Персонажи | Цитаты |
А) Матрёна Тимофеевна. Б) Гриша Добросклонов. В) Савелий, богатырь святорусский. | 1) С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой… 2) «…Ни в ком противоречия, Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню. Закон – мое желание! Кулак – моя полиция!..» 3) «…Теперь одно богачество: Три озера наплакано Горючих слез…» 4) «Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь». |
А) | Б) | В) |
22. Укажите из приведённого списка стихотворений Н.А. Некрасова только те, в которых звучит тема поэта и поэзии. Какое стихотворение стало программным в этой теме? Назовите его.
1) «Тройка»
2) «Вчерашний день часу в шестом...»
3) «Размышления у парадного подъезда»
4) «Элегия»
5) «Блажен незлобивый поэт...»
23. Прочитайте фрагмент стихотворения Н.А. Некрасова. Укажите название стихотворения, его тематику.
Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И – беру небеса во свидетели –
Уважаю тебя глубоко...
Не обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов,
И червонцы твои не украдены
У сирот беззащитных и вдов.
24. Выполните задание на выбор. (Объем работы 10 – 12 предложений.)
c) Объясните, о какой особенности двух поэм идёт речь: «Через четверть века после «Мёртвых душ» так же, как они, была недосказана смертью другая русская поэма – некрасовское «Кому на Руси жить хорошо» … Далеко разошлись и по замыслу, и по силе, и по темпераменту, и даже по пламенной стихии художников обе поэмы. Но есть в них обеих, кроме даже близкой загадки, что-то общее, что-то никому, кроме нас, непонятное, что-то безмерное, что-то безоглядно наше…» (И.Ф. Анненский)
|
|
d) Литературовед А. И. Журавлёва назвала «Грозу» «не трагедией любви, а трагедией совести». Почему?
II полугодие
Итоговый контроль