Периодизация русской литературы

1 этап: Фольклор (10-11 в.в.)

2 этап: Древнерусская литература (12-17 в.в.)

3 этап: РусскоеПредвозрождение (конец 14 – 15 в.в.)

4 этап: «Золотой век» (19 век). Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

5 этап: «Серебряный век» (начало 20 века). Модернизм – символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм и др.

6 этап: Советский период (1917-1986). Период Оттепели (60-е годы 20 в.)

7 этап: Литература 90-х годов 20 в. – начала 21 века.

Эмигрантская литература

 

Эмигрантская литература – литература русского зарубежья, возникшая после Октябрьской революции 1917 года.

Три волны русской эмиграции:

1 )«Первая волна» – с 1918 г. до начала Второй мировой войны. Стремление воссоздать культуру России. И. Северянин, И. Бунин, Вяч. Иванов, И. Шмелев, В. Набоков, Г. Адамович, А. Куприн, М. Осоргин, Л. Андреев, Е. Замятин, А. Аверченко. М. Алданов, Саша Черный, Тэффи, Н. Берберова, Дон-Аминадо и др.

2) «Вторя волна» - послевоенное десятилетие. Б. Ширяев. И. Елагин, Аглая Шишкова, В. Синкевич, В. Эллис, В. Шаталов и др.

3) «Третья волна» - середина 1960-х годов. Преследования писателей за их убеждения. В. Аксенов, В. Войнович, Н. Коржавин, Г. Владимов, С. Довлатов, Ю. Алешковский, А. Солженицын, А. Галич, И. Бродский и др.

И. Бунин – первый Нобелевскийлауреат в области литературы (1933). И. Бродский – пятый русский писатель, получивший Нобелевскую премию (1987).

Домашнее задание

- Работа с конспектом лекции, составление доклада по теме

Основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века:

1) Россия стоит перед выбором дальнейших путей развития, основные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Решительная демократизация художественной литературы. Гражданский пафос литературы.

2) Специализация литературы: Гончаров, Толстой – эпики, Левитов, Успенский – очеркисты, Островский – драматург и др.

3) Сюжеты романов просты, локальны, семейственны, но через сюжеты художники слова поднимаются до проблем общечеловеческих: взаимосвязь героя с миром, взаимопроникновение стихий жизни, отречение от личного блага, стыд за собственное благополучие, эпический максимализм, нежелание участвовать в несовершенстве мира.

4) Новый герой отражает состояние личности в эпоху общественных преобразований; он, как вся страна, стоит на пути к самосознанию, пробуждению личностного начала. Герои разных произведений (Тургенева, Гончарова, Чернышевского, Достоевского) полемичны по отношению друг к другу, но эта черта их объединяет.

5) Повышенные требования к личности человека. Самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Личность, по Толстому, представляет в виде дроби:

нравственные качества

самооценка

6) Источник русской силы и русской мудрости и Толстой, и Чернышевский видят в народном чувстве. Судьба человеческая в единстве с судьбой народа не оборачивалась принижением личностного начала. Наоборот, на высшей стадии духовного развития герой приходит кнароду (роман-эпопея «Война и мир»).

Периодизация русской литературы.

1 период: 1825-1861 – дворянский;

2 период: 1861-1895 – разночинский;

3 период: 1895-… пролетарский.

Крестьянские волнения прокатились по всей стране. Вопрос освобождения крестьян стал очень актуальным. Подъем крестьянского волнения вызвал подъем общественного мнения. С 1859 года выделяются 2 исторические силы: революционеры-демократы, либералы.

1. Самобытность литературы.

Вторая половина 19 века – «золотое» время, но в отличие от первой половины, вторая половина имеет свои особенности, связанные с социальными условиями. В литературе первой половины 19 века герой был дворянин – «лишний» человек, который подошел к великим делам, но был испорчен воспитанием. К началу второй половины 19 века дворянство исчерпало свои прогрессивные возможности, стало возрождаться: Печорин, Онегин превратились постепенно в Обломова.

Дворянство уходит со сцены политической борьбы. На смену им приходят разночинцы. Выход на сцену политической борьбы разночинцев произошел не без заслуги русской литературы. Русская литература – это литература общественной мысли.

А также перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные «почему», относящиеся к общественной жизни, и к человеческим отношениям. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.

В литературе 19 века тесно переплетаются стили и взгляды, художественные средства и художественные идеи. В результате взаимодействия всех этих направлений в России начинает формироваться реализм как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Родоначальником этого направления считается А.С. Пушкин. Его основа – принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, стремясь дать полное и верное отражение жизни. В основе критического реализма лежали положительные идеалы – патриотизм, сочувствие угнетенным народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

Домашнее задание: знать содержание лекции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: